Биография

Сергей Григорьевич Сахаров, будущий епископ Афанасий, появился на свет 2 июля (ст. ст.) 1887 года во время празднования Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Его родители, Григорий и Матрона, проживали во Владимире. Отец родом из Суздаля, был надворным советником, а мать – крестьянкой. Их доброта и благочестие стали плодородной почвой, на которой расцвели духовные дарования их единственного сына. Получив имя в честь Преподобного Сергия Радонежского, будущий владыка погрузился в беззаветную любовь к Церкви и Отечеству, которая была так характерна для Преподобного.

В детстве и в юности Сергей Сахаров жил в древнем и священном городе Владимир-на-Клязьме.

С детства Сергий сталкивался с трудностями и испытаниями, которые сформировали его духовный рост. Потеря отца в раннем возрасте была большой утратой, однако его мать стала для него опорой и примером достойной жизни. Она мечтала, чтобы ее сын стал монахом, и Сергий благодарен ей за это всю жизнь. Он радостно посещал церковь, никогда не уставал от длительных богослужений. Он с самого детства чувствовал призвание служения Церкви и даже своим друзьям говорил, что станет архиереем.

Молодой человек с отличной рукодельной способностью быстро освоил искусство шитья и вышивания, включая создание церковной одежды. Эти навыки пригодились ему в трудные времена изгнания и заключения, когда он шил одежду и ризы для святых изображений. Однажды он даже изготовил специальный переносной антиминс, на котором совершал литургию для заключенных.

Сергей получал начальное образование с трудом, но его усердие было вознаграждено, и он стал будущим служителем и исповедником Господа. Он успешно окончил Владимирскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, неожиданно для всех. Тем не менее, это не изменило его скромного и смиренного характера.

Будущий правитель серьезно изучал литургику и агиологию, глубоко погружаясь в богослужебные вопросы. Он обращал особое внимание на тексты богослужебных книг и делал много заметок на полях своих личных копий, давая там уточнения и разъяснения сложных слов.

Во время обучения в Шуйском духовном училище Сергий Сахаров написал свой первый литургический гимн - тропарь, посвященный Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Его академическое произведение "Настроение верующей души по Триоди постной" свидетельствует о глубоких знаниях автора в области церковной гимнологии, которой он увлекся на всю жизнь.

Первым учителем и духовным наставником Сергия был архиепископ Николай (Налимов) из Владимира, оставивший за собой уважаемую память. Затем он был обучен известным богословом и строгим аскетом, епископом Феодором (Поздеевским), который постриг его в храме Покрова Божией Матери под именем Афанасий в честь Патриарха Цареградского. Монах Афанасий был посвящен в иеродиакона, а затем в иеромонаха епископом Феодором. Однако монашеский постриг особенно ценился владыкой Афанасием...

Владыкa Афанасий начал свои церковные обязанности в Полтавской духовной семинарии, где его сразу заметили как талантливого учителя. Однако его истинное призвание ученого-богослова проявилось во время его работы в Владимирской семинарии, где он стал убежденным и вдохновенным проповедником слова Божьего. Он был введен в Епархиальный совет и поставлен во главе проповедей в приходах епархии. Также он руководил беседами и чтениями в Успенском кафедральном соборе, освещая важные вопросы своего времени.

Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России возникли сборища, называвшие себя "епархиальными съездами", на которых выступали люди, противопоставляющие себя древним православным традициям русской жизни. Вся эта ситуация требовала строго обоснованной церковной оценки и адекватного противодействия.

В 1917 году в лавре Преподобного Сергия собрались представители всех российских мужских монастырей. На этом съезде иеромонах Афанасий (Сахаров) был избран членом исторического Поместного Собора Русской Церкви 1917-18 годов, где он работал в отделе по богослужебным вопросам.

В это время он начал работу над известной службой Всем святым, которая просияла в земле Российской и стала выдающимся литургическим памятником его преданности к нашей Святой Церкви. Иеромонах Афанасий решил использовать по одной стихире из Общей Минеи для каждого лика святых в стихире "Господи, воззвах", а также расположить святых по областям в каноне. Он предложил заканчивать каждую песнь канона тропарем к иконе Божией Матери, которая была наиболее почитаема в этой области. Митрополит Сергий (Страгородский), который был членом Синода, внес свой собственный тропарь "Яко же плод красный..." в эту новую службу. Первый вариант службы был затем рассмотрен Святейшим Патриархом Тихоном.

Революция пронеслась по России, вызвав много страданий и проливая много крови христиан. Новое правительство начало насмехаться над святыми и уничтожать церковь. Верующие люди видели в этом исполнение пророчества о гибели Русского Царства и разрушении церквей.

В 1919 году во время антирелигиозной кампании произошло издевательство над святыми останками, особенно почитаемыми в Православной Церкви. Во Владимире и других городах России проводили демонстрации вскрытых мощей святых перед людьми. Чтобы защитить святыни от оскорблений, духовенство Владимира под руководством иеромонаха Афанасия провело в Успенском соборе службу. На столах в храме были выставлены святые мощи. Иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов стояли дежурными, ожидая прихода народа. Когда двери храма открылись, иеромонах Афанасий начал молебен, и люди входя в храм благоговейно крестились, кланялись и зажигали свечи у мощей. Так изначальное умышленное оскорбление святынь превратилось в торжественную церемонию.

Вскоре после того, как он был посвящен в священника, его (уже имеющего сан архимандрита) назначили наместником двух старинных монастырей епархии - Боголюбского и Рождества Пресвятой Богородицы владимирского.

Важным событием в биографии владыки Афанасия стало его посвящение во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Это произошло 10 июля 1921 года в Нижнем Новгороде и было возглавлено митрополитом Сергием (Страгородским), будущим Патриархом Московским и всея Руси.

Святитель Афанасий был глубоко озабочен появлением нового раскола внутри Церкви, известного как "обновленчество". Это было его основной заботой и причиной больших страданий, несмотря на то, что он нес противодействие властям и разрухе, связанным с закрытием храмов и монастырей.

Семинарийское движение обновленцев, представляющее собой разделение в Российской Православной Церкви, началось задолго до октябрьской революции. Новаторские идеи проникли в духовные школы, религиозно-философские общества и часть духовенства до революции. Власти использовали эти идеи для разделения Церкви, привлекая массу конформистов и маловеров, которые принимали власть царя, будь то авторитарная или большевистская.

Противостояние святителя Афанасия новаторскому расколу не только представляло собой борьбу с еретическими убеждениями, но и являлось осуждением греха Иуды - отречения от Церкви Христовой и предательства ее святителей, пастырей и прихожан, которые были сданы в руки врагов.

Святитель Афанасий наставлял своих прихожан о том, что раскольники, поднявшие восстание против законного епископата Патриарха Тихона, не имеют права совершать религиозные обряды, и поэтому их церкви являются неприемлемыми для богослужений. Он повторно освящал оскверненные раскольниками храмы, призывал отступников к исповеди перед приходом и обличал тех, кто оставался в грехе. Он запрещал своим прихожанам общение с раскольниками, но призывал не питать злобы к ним за захват святынь православной церкви, утверждая, что святые всегда находятся духом лишь с православными.

30 марта 1922 года святитель был арестован впервые. Началось многолетнее тюремное заключение архиепископа Афанасия. Впрочем, из уст заключенного звучало заявление, что его положение в тюрьме было легче, чем у тех, кто оставался на свободе, но терпел преследования со стороны сторонников новшеств. Сам святитель называл тюрьму "изолятором от эпидемии нововведений". Его путь через тюрьмы и ссылки был долгим и изнурительным: он попадал в тюрьмы во Владимире, Москве, на Зыряни, в Турухане, а также в лагерях Соловки, Беломоро-Балтийского канала, Онежского, Мариинские лагеря в Кемеровской области, а также Темниковские в Мордовии...

В ноябре 1951 года закончился срок тюремных страданий шестидесятичетырехлетнего святителя. Несмотря на это, его держали в неизвестности относительно его будущего, и затем принудительно поместили в дом инвалидов на станции Потьма в Мордовии, где режим почти не отличался от того, что был в лагере.

Архипастырь был задержан во время путешествия, когда он объезжал Юрьев-Польский уезд. В течение 1937-1938 годов его неоднократно арестовывали и готовили к моментальному расстрелу.

В начале Великой Отечественной войны владыка был отправлен в Онежские лагеря Архангельской области пешим этапом, и заключенные несли свои вещи на себе. От тяжелой дороги и голода владыка ослаб настолько, что серьезно готовился к смерти.

После проведения определенного времени в лагере на Онежском озере, он был переведен в Омскую область по бессрочной ссылке. В одном из совхозов рядом с городком Голышманово он работал ночным сторожем на огородах. Впоследствии его переселили в город Ишим, где он проживал за счет помощи, присылаемой друзьями и духовными подопечными.

Зимой 1942 года епископа Афанасия неожиданно отправили в Москву. Он провел там полгода под следствием, был допрошен около 30 раз, обычно ночами. Допросы часто длились по четыре часа, но раз они продолжались целых девять часов. Иногда за четыре часа допроса составлялся только один лист протокола, а иногда - более десяти листов. Несмотря на это, епископ не выдал никого и не совершил самооговора.

Впоследствии он был приговорен к 8 годам заключения в Мариинских лагерях Кемеровской области, где условия были известны своей крайней суровостью. Среди осужденных "идейных врагов" ему доставались самые сложные и неприятные работы.

Летом 1946 года епископ был снова отправлен в Москву для проведения нового расследования по ложному обвинению. Однако вскоре свидетель, обвинивший его, отказался от своих показаний, и Великодушного отправили в Темниковские лагеря Мордовии, чтобы отбывать наказание до конца. Физически он был очень слаб и мог заниматься только плетением лаптей. Через два года епископа перевели в Дубровлаг (также в Мордовии), где из-за возраста и состояния здоровья он уже не мог работать.

Вопреки всему, председатель не терял веры в Бога и глубокого благодарного чувства к Нему. В то время как он был едва жив после пыток, он всегда призывал своих близких к молитве и хвале Богу. Он был первым, кто начинал пение: "Поем имя Господа". И это пение придавало ему сил. Он также ободрял вновь прибывших узников, говоря: "Не унывай. Господь, по Своей милости, дал тебе возможность немного пострадать за Него. Благодари Бога за это!"

Лагерные труды всегда были тяжелыми и опасными. Однажды Владыка Афанасий был назначен инкассатором, что ему очень не нравилось. Вскоре у него похитили тысячу рублей, и ему пришлось сообщить об этом начальству как о собственной потере денег. Не разбираясь в ситуации, власти немедленно наложили тяжелые штрафы на заключенного...

В странствиях по Соловецким островам епископ Афанасий заболел смертельно опасным тифом. Однако благодаря Божьей милости и заступничеству святых, он чудом выжил, несмотря на все тяготы и опасности.

Вопреки постоянному утомлению, в господине просматривалась духовная польза - возможность проявить силу своей веры. Он всегда придерживался Правил Святой Церкви, не прерывал молитвенного расписания и молился не только в своей келье, но и вместе со своими сокамерниками. Даже в лагере он строго соблюдал посты, находя возможность приготовить себе постную пищу.

Владыка был простым и душевным человеком в общении с окружающими, всегда готовым прийти на помощь тем, кто обращался к нему за поддержкой. Он никогда не простаивал, всегда занят был работой над литургическими заметками, изготовлением бисерных иконок святых или уходом за больными.

В 7 марта 1955 году епископа Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, где его здоровье было окончательно подорвано лагерным режимом. Сначала он поселился в городе Тутаеве (Романов-Борисоглебск) Ярославской области, но затем выбрал поселок Петушки Владимирской области в качестве места жительства.

После освобождения владыка оставался под строгим контролем властей. Ему было разрешено совершать богослужения только за закрытыми дверями храма и без использования архиерейских регалий, даже в Петушках.

В 1957 году власти Владимирской области заново рассмотрели дело владыки Афанасия, которое произошло в 1936 году. Он был допрошен у себя дома, но его аргументы в защиту не были признаны убедительными, и его не реабилитировали.

Троице-Сергиева лавра была для владыки источником утешения, ведь он всегда считал себя частью монашеской общины, помня свой монашеский постриг в ее стенах. Он несколько раз сослужил с Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) и 12 марта 1959 года принял участие в хиротонии архимандрита Никона (Лысенко) во епископа Уфимского.

Во время одного из богослужений прихожане заметили, что во время Евхаристического канона владыка Афанасий ходил над полом храма, словно его несла какая-то невидимая сила.

Владыка Афанасий страдал из-за новой волны либеральных гонений на Церковь в период «оттепели». Он усиленно молился русским святым и Матери Божией — Покровительнице Руси. Вскоре он даже рассматривал свою отставку как уклонение от борьбы со злом, которое несло наступление, и хотел просить назначения викарным епископом. Однако его здоровье подорвалось, и он был вынужден прекратить свое общественное служение. Несмотря на все трудности, владыка Афанасий никогда не унывал. Напротив, в тюрьмах, лагерях и ссылках он обретал удивительную энергию, находя спасительные для души занятия. Именно там, в застенках, возникла удивительная в литургическом смысле служба Всем русским святым. Она была завершена после обсуждения с иерархами, которые также находились в заключении вместе с владыкой Афанасием.

Один из высших представителей церковной иерархии был архиепископ Тверской Фаддей, известный как святой мученик в православной Церкви. Важно отметить, что 10 ноября 1922 года в 172-й камере Владимирской тюрьмы впервые была проведена служба по случаю Всероссийского праздника Всех святых.

Посмертная смерть матери вдохновила владыку не только на искренние молитвы о ней как сын, но и на написание обширного труда под названием "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви", который получил высокую оценку от митрополита Кирилла (Смирнова).

В 1941 году Преосвященный Афанасий написал "Молебное пение об Отечестве", которое было исполнено глубоким покаянием и сильной молитвенной силой, охватывающей все стороны жизни нашей страны. В различные периоды его заключений были созданы молебные пения под названиями "О сущих в скорбях и различных обстояниях", "О врагах, ненавидящих и обидящих нас", "О сущих в темницах и заточении", "Благодарение о получении милостыни", "О прекращении войн и о мире всего мира"...

Святитель Афанасий глубоко посвятил свою жизнь Богу, так как пел Ему с искренним умилением даже в моменты испытаний. Господь сохранил его для своей Церкви и Отечества.

Годы, проведенные в лагерях и тюрьмах за исповедание веры Христовой, были для владыки Афанасия не потерей, а скорее приобретением. Этот опыт придал его душе тот благодатный свет духа, который так не хватает в мире. Свет этого опыта привлек многих людей, каждый из которых имел свои жизненные вопросы. Они находили в нем человека с чистой душой, постоянно молившегося.

Лорд никогда не жаловался на свою тюремную прошлую. Он всегда встречал каждого с любовью, добротой и заботой. Он делал все, чтобы поделиться своим опытом, раскрыть значение Евангелия и жизней святых, помогая пастырям привести пасомых к истинному покаянию.

Святитель был проникнут любовью ко всему прекрасному, видя в этом отражение вечности, и умел находить красоту повсюду. Проживая в Петушках, он поддерживал обширную переписку со своими бывшими союзниками, получая до 800 писем в год, и разделял их скорби как свои собственные. Каждый год к Рождеству и Пасхе он отправлял 30-40 посылок нуждающимся, чтобы помочь им и принести им утешение.

Люди, которые были влиянием на достижения владыки Афанасия, описывают его как скромного и заботливого в общении, кто всегда ценил помощь, которую ему оказывали, и всегда старался отплатить за нее.

Живя скромно, он практически не обращал внимания на внешность людей, не ценил славу и почет человеческий. Всегда призывал к совершению добрых дел только во славу Божию, чтобы не утратить вознаграждения в будущем. Учил, что таланты представляют собой дар от Бога и ими не следует гордиться.

В ответ на вопрос о спасении он подчеркнул, что вера является основой всего. Он настаивал на том, что даже самые благие поступки не спасут без веры, и что покаяние, молитва и добрые дела следуют за верой. Он также призывал обращаться к покаянию как можно чаще, чтобы очищать душу слезами раскаяния в случае осознания греха, и предупреждал, что отчаяние хуже любого греха.

Жизнь святителя была полна молитвы, которая была настолько сильной, что молящиеся с ним забывали о мирских заботах. Многие получали благодатную помощь по его молитве. Он часто говорил, что в трудные моменты жизни нужно молиться святому, чье имя ты носишь. Он особое значение придавал молитвенному обращению к святым заступникам Православной Церкви. Свою мудрость он скрывал, проявляя ее только в особых случаях и всегда во благо ближних, чьи нужды он принимал терпеливо и бескорыстно.

В августе 1962 года владыка Афанасий заявил о своем намерении умереть. Когда ему сказали, что его близкие не перенесут его ухода, он сурово заметил: "Можно ли так сильно привязываться к человеку? Это нарушает нашу любовь к Господу. Ведь вы остаетесь не одни, а с Господом".

Несколько дней перед кончиной владыки Афанасия из лавры приехали наместник архимандрит Пимен, благочинный архимандрит Феодорит и духовник игумен Кирилл, что сильно обрадовало Преосвященного. Это произошло накануне пятидесятилетия его монашеского пострига. В тот четверг владыка был особенно добродушным, благословляя всех присутствующих.

Однако, приблизилась кончина. Владыка уже не мог выражать свои мысли, погруженный в молитву. Тем не менее, в пятницу вечером он тихо произнес последние слова: "Молитва спасет вас всех!" Затем он написал слова на одеяле: "Спаси, Господи!"

В воскресенье 28 октября 1962 года, святитель Иоанн Суздальский, в честь которого был назван этот день, ушел из жизни, умирая в мире и гармонии с Богом, чему он предварительно предсказал день и час.

После назначения на архиерейскую кафедру Патриархом Тихоном, епископ Афанасий пробыл на епархиальном служении 33 месяца, в изгнании – 76 месяцев и в лагерях – 254 месяца, всего 33 года.

Святитель был наместником Богородице-Рождественского монастыря, где хранятся его мощи с 1920 года.

Тропарь святителю Афанасию исповеднику, епископу Ковровскому, глас 4

Славы Божия ревнителя / и благолепия церковнаго блюстителя, / тесным житием и многими подвиги / великому иерарху Александрийскому подобника, / святителя Афанасия, исповедника Российскаго, усердно восхвалим, вернии, / сей бо присно молится / о спасении земнаго Отечества своего / и о всех, живущих в нем, / велегласно с любовию взывая: / Русь Святая, / храни веру православную, // в нейже тебе утверждение.

Кондак святителю Афанасию исповеднику, епископу Ковровскому, глас 3

Днесь Афанасий святитель, / Христов исповедник и праведник, / в невечернем Царствии славы / светло ликует / и в сонме всех русских святых / всесоставным гласом победную песнь воспевая, / прилежно молит о нас // превечнаго Триединаго Бога.

Величание

Превозносим святителя отца Афанасия и чтим его страдания, которые он претерпел в исповедании Православия в своей родине. Мы предлагаем измененное величание: "Превозносим святителя и исповедника Христа, Афанасия, который украсил Русскую Церковь богословскими песнями и прославил своих святых сородичей любовью".

Биография перефразирована следующим образом: "Прев истории было тысячелетие назад, когда родился человек, который стал одним из величайших лидеров своего времени. Он прошел трудный путь от простого рыбака до известного проповедника, чьи слова вдохновляли миллионы людей. Его жизнь была полна испытаний и радостей, и его учение о сострадании и любви оказало огромное влияние на мировую историю."