Биография

Детство. Юность

Афанасий Александрийский заслуженно признается Церковью в качестве выдающегося церковного писателя и великого святителя, стоящего на защите чистоты Православного вероучения.

Информация о родителях Афанасия, дате его рождения и детстве остается неясной и недостоверной.

Согласно некоторым данным, еще в детстве он крестил своих сверстников в игровой форме. Однако местный епископ признал эти крещения действительными после того, как узнал об этом. Нельзя с уверенностью утверждать, насколько эта легенда соответствует фактам.

Известно, что детство святителя пришлось на период кровавых гонений над христианами. Возможно, он или его родители (если они были христианами) столкнулись с последствиями Диоклетиановых гонений.

Богатый кругозор и обширные знания о христианской вере и нравственности позволяют предположить, что в юности Афанасий получил отличное светское образование и был освоен истинами Священного Писания и Предания.

Святитель присоединился к клиру Александрийской Церкви на ранних стадиях своей жизни. В течение шести лет он выполнял обязанности чтеца и затем был повышен до диаконского сана. Этот период совпал с распространением арианства, одной из самых опасных и разрушительных ересей.

Афанасий был духовным сподвижником Александрийского епископа Александра. Когда последний отправился на Первый Вселенский Собор, он взял Афанасия с собой.

Епископская деятельность

После смерти епископа Александра в 326 или 328 году (по разным оценкам), Афанасий, проявивший себя как человек твердой веры, занял пустившееся место на Александрийской кафедре. Вопреки утверждениям ариан, которые впоследствии утверждали, что его избрали с нарушением канонических правил и меньшинством голосов, фактически так не было. Ложь и клевета стали распространенными методами, используемыми еретиками для нападений на Афанасия, и их обвинения становились всё более абсурдными.

Помимо борьбы с арианством, святителю приходилось сталкиваться с последствиями мелитианского раскола. После Первого Вселенского Собора арианские иерархи, прикидываясь согласием с учением Церкви, вернулись из ссылок по разрешению императора Константина.

Евсевий Никомидийский попытался втянуть Афанасия в общение с Арием, родоначальником ереси, но святитель отказался, осознавая, что арианская утверждения о согласии с Церковью были пустыми словами.

Еретики, в том числе евсевиане и мелитианы, начали открыто атаковать Афанасия. Они сосредоточились на дискредитации его личности, поскольку понимали бессмысленность богословской борьбы. Прибегая к надуманным обвинениям, таким как незаконное обложение египтян льняным налогом и поддержка заговорщика Феломена, они пытались подорвать авторитет святителя.

Атаки достигли такого уровня, что Афанасию пришлось лично встретиться с императором. Несмотря на желание еретиков, он смог опровергнуть обвинения и раскрыть бессмысленность этих клеветнических утверждений.

Враги Афанасия, однако, не собирались сдаваться. Теперь они выдвинули еще более изощренное обвинение, утверждая, что святитель убил епископа Арсения. Доказательством служила демонстрация "руки убитого" архиерея, хотя на самом деле епископ Арсений был жив и прячался в удаленном монастыре.

Осуждение и преследования

Несмотря на очевидную ложность обвинений, тень падла на Александрийского святителя. Вскоре его враги добились от императора вызова Афанасия на Собор в Тире, где, учитывая настроение большинства предполагаемых участников, не предвещалось ничего хорошего. Прогноз оправдался, и Афанасий Александрийский был смещен с кафедры и приговорен к изгнанию.

Тем не менее, в ноябре 335 года его встретили торжественно в Тире. Из изгнания он поддерживал связь со своей паствой, а верующие, в свою очередь, упорно стремились вернуть своего любимого святителя.

В 336 году, при загадочных обстоятельствах, скончался Арий, что многими верующими рассматривалось как проявление Божьего суда. Затем, в 337 году, наступила смерть императора Константина.

Возвращение из ссылки

После этих событий усилиями Константина младшего Афанасий был возвращен из ссылки на Александрийскую кафедру. На своем пути он столкнулся с императором Констанцием, а жители Александрии встретили его с радостными криками.

Тем не менее, ариане и мелетиане продолжали стремиться опорочить святителя. Теперь они обвинили его в том, что он занял кафедру без решения Собора, только с разрешения императора.

Святитель Афанасий созвал Собор из почти 100 епископов, который отклонил обвинения. Однако ариане не успокоились и продолжали свои интриги.

В Антиохии в 340 году евсевиане провели свой Собор и избрали на Александрийскую кафедру Григория Каппадокийца, используя гражданскую и военную поддержку. Афанасий вынужден был скрыться, сначала в окрестностях Александрии, затем отправился в Рим, где его оправдали на местном Соборе 341 года.

В 343 году он направился в Галлию и затем на Собор в Сердику, который также подтвердил его невиновность. Однако ему не разрешили вернуться из-за давления евсевиан, поддерживаемых императором Констанцием.

Только после смерти Григория Каппадокийца в 345 году, Констанций согласился с возвращением Афанасия. В октябре 346 года он вернулся в Александрию.

Однако после 353 года, в связи с политическими изменениями в стране, гонения повторились. В 357 году кафедра была передана арианствующему Георгию Каппадокийцу.

Афанасий вынужден был перейти на полулегальное положение, избегая преследований. Ситуация изменилась после 361 года с смертью Констанция и убийством Георгия Каппадокийца.

В 362 году Афанасий оставил Александрию, а после смерти Юлиана вернулся, но в 366 году был снова вынужден уйти из-за арианского правителя Валента.

В 366 году его снова приветствовали в Александрии, но после смерти Валента в 373 году, Афанасий умер 2-го мая (возможно, в ночь со 2-го на 3-е мая) 373 года, посвятив последние годы своей жизни борьбе за Православие.

Тропарь святителю Афанасию Великому, глас 3

Столп был еси православия, / Божественными догматы подтверждая Церковь, / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподобне, / Христа Бога моли // даровати нам велию милость.

Кондак святителю Афанасию Великому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терния изсекл еси, / умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их // в мире управи живот наш.

Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, глас 3

Делы возсиявше православия, / все погасившие злославие, / победителие, победоносцы бысте, / благочестием вся обогативше, / Церковь вельми украсивше, / достойно обретосте Христа Бога, // дарующаго нам велию милость.

Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия / и доблии поборницы Церкве Христовы, / вся соблюдите, поющия: / спаси, Щедре, // верою чтущия Тя.

Кондак святителю Афанасию Александрийскому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

 

Книги автора

Собрание сочинений