Биография

Детские, юношеские и молодые годы

Родившийся 13 сентября 1921 года, он вырос и был воспитан в семье с хорошей известностью. Его отец, Дмитрий Николаевич, происходил из семьи государственного деятеля, сенатора Шмемана Николая Эдуардовича, который преданно служил своему Отечеству в лейб-гвардейском Семеновском полку.

После февральского и октябрьского революций 1917 года, которые привели к политическим и социальным изменениям в России, он был вынужден покинуть свою родину вместе со своей любимой женой, Анной Тихоновной, из-за возникших обстоятельств.

Семья Дмитрия Шмемана переехала в Эстонию, где в городе Ревеле родился их сын, будущий протопресвитер Александр.

Пребывание на территории Эстонии продолжалось до 1928 года, после чего семья, по воле Божьей, переехала в Белград, а затем во Францию, в Париж, где и постоянно поселилась.

С 1930 года, Александр учился в Версальском кадетском корпусе. Здесь он не только учился теории и практике, но также осваивал ответственность, дисциплину и самодисциплину.

После окончания кадетского корпуса в 1938 году, он продолжил образование в лицее Карно в 1939 году.

На пути ко священству

Проявив желание углубить свои знания в области богословия, он принял решение поступить в Парижский Свято-Сергиевский православный богословский институт и успешно его завершил.

Основанный в 1920-х годах при активном участии представителей русского зарубежья, институт был одним из важнейших центров духовного и просветительского влияния православия не только во Франции, но и во всей Европе.

В течение учебы Александр проявил себя как целеустремленный и талантливый студент. Он уделял много времени чтению и обсуждению различных тем. Особое внимание уделял он изучению истории Церкви, стремясь охватить все предметы, необходимые для изучения.

В конечном итоге, он начал учиться у известного историка и общественного деятеля А. Карташева, который также эмигрировал из России по причинам, аналогичным тем, что и многие его современники.

Карташев был одним из основателей Богословского института и проявлял истинную страсть к науке. При его руководстве А. Шмеман написал и защитил свою кандидатскую диссертацию, которая посвящена Византийской церковной истории.

В период с 1945 по 1951 год Александр Дмитриевич работал в Свято-Сергиевском институте в качестве преподавателя истории Церкви. Его стремление к глубокому изучению материала и способность ясно и четко излагать мысли вызывали уважение студенческого коллектива и профессорско-преподавательского состава.

В январе 1943 года А. Шмеман вступил в брак с Ульяной (Юлианой) Сергеевной, внучкой протоиерея Михаила Осоргина. Брак был счастливым и продолжался более 40 лет. В 1945 году у них родился сын Сергей, а затем в 1944 и 1948 годах дочери Анна и Мария.

Диаконское и священническое служение

В 1946 году Александр Дмитриевич был рукоположен в диаконы, а после некоторого времени он был посвящен во священники.

С начала этого года он начал работать помощником настоятеля в Православном храме святых Константина и Елены, который находился в Кламаре.

Отец Александр занимался не только пастырской и научно-преподавательской работой, но также работал в качестве редактора издания "Церковный вестник".

В 1951 году отцу Александру было поручено возглавить храм Рождества Богородицы в Пти-Кламаре церковными властями. Его страстные проповеди сделали храм популярным не только среди местных жителей, но и среди жителей других областей.

В 1951 году он переехал в Нью-Йорк вместе с семьей и присоединился к Свято-Владимирской семинарии в США, где стал доцентом по литургике и церковной истории. В итоге, по согласованию с Архиереем Алексеем, предстоятелем митрополии, он был принят под юрисдикцию Северо-Американской митрополии.

Из-за его высокого уровня образования и популярности, его наградили званием почетного доктора церковных наук в нескольких учебных заведениях, таких как Нью-Йоркская Генеральная богословская семинария, Бостонский богословский институт Святого Креста и Истонский колледж Лафайет.

В 1953 году отец Александр достиг высшего духовного звания протоиерея.

В 1959 году была успешно защищена диссертация на тему литургического богословия для получения докторской степени.

В 1962 году ему было доверено занять ответственную должность руководителя Свято-Владимирской семинарии, и он оставался на этом посту до своей смерти. За время его работы были предприняты многие успешные действия, которые улучшили качество образования в семинарии и уровень внутренней дисциплины.

В дополнение к своей научной, пастырской и литературной работе, он также участвовал в программе радио «Свобода» где вел специальную просветительскую религиозную передачу.

С 1964 года он был участником Митрополичьего совета и сыграл значительную роль в разработке основ и признании автокефалии Православной Церкви в Америке.

В 1970 году, по решению властей церкви, он был повышен до должности протопресвитера.

Трагический инцидент, который произошел 13 декабря 1983 года в Нью-Йорке, стал причиной смерти отца Александра.

Сочинения

  • Церковь и церковное устройство. - Париж, 1949. 24 с.
  • Таинство крещения. - Париж: Издание "Церковного Вестника", 1951. 31 с. (2-е издание - М.; Париж: Крутицкое подворье; YMCA-Press; Русский путь, 1996. 46 с.).
  • Исторический путь православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 388 с. (2-е издание - Париж: YMCA-Press, 1985; 3-е издание - Париж: YMCA-Press, 1989; 4-е издание, репринт - М.: Паломник, 1993) (Английский перевод - London: Harvill Press, 1963. 359 p.).
  • Введение в литургическое богословие. - Париж, 1961. 247 с. (2-е издание - М.: Крутицкое подворье, 1996. 247 с.) (Английский перевод (London; Portland (Me.): The Faith Press; The American Orthodox Press, 1966. 170 p.); 2-е издание (Leighton Buzzard (Beds.): The Faith Press; New York: St. Vladimir's Seminary Press, 1975. 170 p.)).
  • For the Life of the World. - New York, 1963 (Русский перевод - За жизнь мира. - Нью-Йорк: Religious Books for Russia, 1983. 103 с.; 2-е издание - Вильнюс: Весть, [199_]. - 103 с.; 3-е издание - Электросталь: Полиграмм, 2001. 89 с.).
  • Ultimate Questions: An Anthology of Modern Russian Religious Thought. - New York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1965. 310 p. (составление, вступительная статья).
  • Таинства и православие. - Нью-Йорк, 1965 (Английский перевод - The World as Sacrament. - London, 1965. 142 p.).
  • Great Lent. - Crestwood (N. Y.): St. Vladimir Seminary Press, 1969. 124 p. (Русский перевод - Великий Пост. - М.: Московский рабочий, 1993. - 111 с.) (Французский (Le Grand Careme. - Begrolles-en-Mauges: Bellefontaine, 1974), голландский (1976) переводы).
  • Of Water and the Spirit: A Liturgical Study of Baptism. - Crestwood (N. Y.): St. Vladimir Seminary Press, 1974 (London: SPCK, 1976. 169 p.) (Водою и Духом: О таинстве крещения / Пер. - М.: Гнозис; Паломник, 1993. - 224 с.; 2-е издание - М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. 199 с.; 3-е издание - М.: Паломникъ, 2001. -223 с.). (Французский перевод - D'Eau et d'Esprit. - Paris: Desclee de Brouwer, 1988. 212 p.).
  • Евхаристия: Таинство Царства. - Paris: УМСА-Press, 1984. 304 с. (2-е издание, репринт - М.: Паломник, 1992; 3-е издание - М.: Паломникъ, 2001). (Французский (L'Eucharistie, sacrement du Royaume. - Paris: УМСА-Press; O.E.I.L., 1985. 276 p.), английский переводы).
  • Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе / Перевод с английского. -М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. -267 с.
  • Проповеди и беседы. -М.: Паломникъ, 2000. -207 с.
  • Введение в богословие: Курс лекций по догматическому богословию. - М.; Париж: Православный Свято-Тихоновский богословский институт; Православный Свято-Сергиевский богословский институт; 1993. 48 с. (2-е издание - Клин: Христианская жизнь, 2001. 62 с.).
  • The Journals of Father Alexander Schmemann: 1973-1983. - Crestwood: St. Vladimir's Seminary Press, 2002 (Русское издание, расширенное и дополненное - Дневники: 1973-1983. - М.: Русский Путь, 2005. - 717 с.).

Биография перефразирована с учетом требования: Данная биография была пересказана с учетом требования описания лингвиста и богослова, который пишет грамотные и простые тексты, и не использует форму первого лица.

Книги автора

Дневники
Общая церковная история