Биография

Родившийся в селе Руднево Пронского уезда Рязанской губернии, в семье священника, окончил Скопинское Духовное училище (1874) и Рязанскую Духовную Семинарию (1880). После этого, он работал учителем два года в селе Малый Сапожок Сапожковского уезда Рязанской губернии. В 1883 году он поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1887 году (1-й магистрант 42-го курса), и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. С 1888 года он занимал должность доцента кафедры Священного Писания Ветхого Завета Московской Духовной Академии. 1 мая того же года он женился на Екатерине, дочери экстраординарного профессора Московской Духовной Академии кафедры еврейского языка и библейской археологии П. И. Горского-Платонова. В 1891 году он защитил магистерскую диссертацию «Откровение Господа о семи азийских церквах: Опыт изъяснения первых трёх глав Апокалипсиса» (М., 1891), которая получила положительный отзыв Синода и экзарха Грузии преосв. Палладия (Раева) и была утверждена в степени Указом Святейшего Синода от 23 сентября. В этом же году он был утвержден в должности доцента кафедры Священного Писания Ветхого Завета.

Диссертация была отправлена на повторное рассмотрение в Казанской Духовной Академии, где профессор С. А. Терновский был поручен ее исправлением. В результате положительных отзывов профессора Терновского и рекомендации от совета Казанской Духовной Академии, Муретов был присвоен звание доктора богословия (Указ Святейшего Синода от 10 апреля 1893). В связи с непримиримостью в научных дискуссиях, отношения Жданова с коллегами ухудшились, что затруднило его положение в Московской Духовной Академии. В феврале 1893 года ректор Московской Духовной Академии архимандрит Антоний (Храповицкий) предложил министру народного просвещения И. Д. Делянову назначить Жданова инспектором народных училищ. В сентябре того же года Жданов перешел на службу в Министерство народного просвещения, где он стал инспектором народных училищ Мариупольского уезда Екатеринославской губернии. В период с 1899 по 1901 год он занимал пост директора Преславской учительской семинарии в Таврической губернии, а с 1901 по 1909 годы - инспектор народных училищ Тверской губернии.

Уже в первых лекциях, которые были прочитаны Ждановым для получения лекторского статуса, можно увидеть основные черты его богословского метода. Он использовал историко-филологический анализ и делал особый акцент на исагогических вопросах, не желая поддерживать мнения, не подтвержденные научными данными. Жданов активно использовал экзегетические сочинения святых отцов. В своих исследованиях отрицал принадлежность Послания Иеремии пророку Иеремии, а также утверждал, что оно было написано не в Египте, а в Малой Азии. Он также полемизировал с католическими библеистами по поводу подлинности и канонического достоинства Послания Иеремии. В своих исследованиях о прп. Ефреме Сирине, Жданов стремился показать, что его творения заслуживают внимания не только как назидательно-благочестивое чтение, но и как содержащие материалы по истории толкования Ветхого Завета в христианской Церкви. Он также уделял внимание филологическим замечаниям прп. Ефрема, которые представляли интерес с точки зрения истории и критики библейского текста.

Магистерская диссертация Жданова, посвященная анализу Откровения Иоанна Богослова, вызвала интерес в научных кругах. Отзывы на диссертацию отмечали её высокий уровень, систематичность, правильное применение научно-филологических методов и тщательное изучение литературы по теме, а также обоснованную критику «неприемлемых толкований» (Муретов. 1893. С. 26). Исследование задумывалось как первое в православной экзегетике научно-историческое толкование Апокалипсиса. Из-за жестких сроков для представления диссертации Жданов написал комментарий только на вступительную часть книги — Послание к семи церквам (главы 1-3). Он отметил, что христианским богословам «поручено ввести эту священную книгу в число предметов научного исследования» (Откровение… 1890. Кн. 9. С. 248-249). Жданов настаивал на историко-критическом подходе в исследовании книги и выразил своё несогласие с символическим толкованием, которое, по его мнению, приводит к ошибочным выводам (Там же. 1891. Кн. 5/6. С. 460, 463). Диссертация опровергала мистические толкования Апокалипсиса, в том числе и противопоставление 7 церквей 7 историческим эпохам Церкви. Жданов также считал, что толкования древних комментаторов «исторически соответствуют тексту Библии» (Там же. С. 469), при этом стремился избегать «религиозных фантазий» и использования их в целях конфессиональной полемики. Жданов опирался на работы древних церковных писателей, а также на авторитетные комментарии на латинском и немецком языках. Помимо критики греческого текста книги, он также сравнивал текст книги с параллельными местами из других книг Священного Писания. Рецензенты отмечали, что Жданов сохранял церковный характер своего научного исследования. Магистерская диссертация Жданова была удостоена в 1892 г. премии епископа Курского Михаила (Лузина) Московской Духовной Академии (по предложению и отзыву Муретова).

Вопреки короткому пребыванию в Московской Духовной Академии, Жданов разработал систематический курс Ветхого Завета, который охватывал широкий спектр вопросов, включая общее представление о ВЗ, решение ключевых проблем Пятикнижия, а также исторических и пророческих книг. Этот курс, который так и не был завершен, был подготовлен в соответствии с местоположением ветхозаветных книг в еврейском каноне Ветхого Завета. Жданов предлагал убрать из этой программы такие дисциплины, как еврейский язык, библейская археология и библейская история, утверждая, что они перегружают программу. Он настаивал на необходимости изучения библейских книг в их историческом контексте и определял введение в ВЗ как историю "ветхозаветной Библии". Он также выделял главные задачи лекций, сосредотачиваясь на изучении ветхозаветного канона, генезиса Библии и разъяснении "избранных мест из тех священных книг". Особое внимание Жданов уделял определению объема и границ Священного Писания ВЗ, его места в системе наук и его связи с другими областями знания. Он также анализировал состав и расположение книг в еврейском каноне и в переводе LXX. Исследуя Пятикнижие, он указывал на авторство большей части текста пророка Моисея и акцентировал внимание на историко-филологической экзегезе ряда мест Торы, имеющих принципиальное значение для дискуссии. В своих исследованиях отдела Невиим, Жданов также вступал в полемику с мнениями современных ему православных исследователей.

Часть научных работ Жданова так и не была опубликована, включая его работу "Словарь еврейских собственных имен", критический анализ книги Н. А. Морозова (1854-1946) о Апокалипсисе и другие.