Биография

Жизнеописание

Родившись в Астраханской губернии, после завершения обучения в Астраханской Духовной семинарии, он поступил в Казанскую Духовную Академию в 1878 году. По окончании академического курса, получив степень кандидата богословия в 1882 году, ему было предложено стать преподавателем гомилетики и литургики в Самарской Духовной семинарии. Однако по запросу ректора Академии, протоиерея Александра Владимирского, его решено было оставить в Академии, где он приступил к чтению лекций по истории богослужения на кафедре литургики, занимаемой в то время профессором Н.Ф. Красносельцевым.

В 1883 году А. А. Дмитриевский защитил магистерскую диссертацию под названием «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть первая. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств», что принесло ему степень магистра. В своем отзыве профессор Н.Ф. Красносельцев оценил диссертацию как "весьма солидный вклад в науку археологии в целом и археологии православного богослужения в частности". Для написания своей диссертации молодой ученый изучил 200 славяно-русских, 30 южнославянских и 70 греческих рукописей, предварительно освоив греческую палеографию. В приложении Дмитриевский опубликовал десять чинов по греческим рукописям.

После двухлетнего преподавания А. А. Дмитриевский был назначен на кафедру литургики и церковной археологии в Киевской Духовной Академии. Эта кафедра стала центром его профессиональной деятельности до 1907 года. В 1884 году Алексей Афанасьевич начал читать лекции по церковной археологии и литургике в соответствии с новым Уставом, вступившим в силу осенью 1884 года, где эти предметы стали обязательными для всех студентов.

Летом 1886 года А.А. Дмитриевский отправился на Восток и провел несколько месяцев на Афоне, изучая богослужебные рукописи. На Афоне он описал 38 типиконов и более 100 других богослужебных рукописей. В 1888 году Дмитриевский работал в библиотеке Синайского монастыря, где, помимо работы с рукописями, описал более 500 икон. Он отметил, что «Синайская библиотека предоставила столько богослужебных рукописей, какие не встречаются в других восточных библиотеках».

В 1889, 1891 и 1893 годах он посетил Иерусалим, работал на Афоне, занимался в Константинополе и Афинах, а также путешествовал по Италии. В 1898 году он еще раз посетил важнейшие книгохранилища Востока и в шестой раз посетил Святую Гору Афон.

В 1895 году вышел основной труд А.А. Дмитриевского под названием «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы», который был представлен им в качестве докторской диссертации. Рецензенты отметили высокую научную ценность этого издания. В 1896 году Дмитриевский получил степень доктора церковной истории. Он активно выступал с публичными докладами и лекциями, где проявлял внушительный научный опыт. Среди его работ стоит выделить «Недостатки современного церковно-религиозного воспитания и причины, их породившие», а также «Служебник — книга таинственная (по поводу суждений о ней в новейшей художественной литературе)».

А. А. Дмитриевский проявил чрезвычайную эффективность в своей работе в Киевской Духовной Академии, где он создал целую школу в области литургики. В журнале "Труды Киевской Духовной Академии" за период с 1886 по 1907 годы было опубликовано 44 отзыва профессора Дмитриевского о работах, представленных студентами. Ученик Дмитриевского, Н.Д. Успенский, отмечал: "Это был не только выдающийся ученый, исследователь и талантливый лектор, но и отличный педагог, способный вдохновить своих учеников любовью к труду и науке".

В 1906 году А.А. Дмитриевский переехал в Петербург, чтобы работать в Предсоборном Присутствии. В Петербурге он активно участвовал в деятельности Православного Палестинского Общества, занимая должность секретаря, а после ухода в отставку полностью посвятил себя делам Общества. По поручению Святого Синода А.А. Дмитриевский также принимал участие в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. В 1914 году его пригласили в качестве сверхштатного члена Училищного Совета, где ему было поручено рассмотреть работу директора Московского Синодального училища А.Д. Кастальского по "Образцам распевного чтения молитв, тропарей и прочего".

В 1918 году деятельность Палестинского Общества была прекращена, и Алексей Афанасьевич, столкнувшись с голодом и разрухой в Петрограде, решил переехать в Астрахань. Там он принял кафедру греческого языка в новооткрытом университете, а в 1919 году был избран проректором. В 1922 году университет закрыли, и Алексей Афанасьевич вернулся в Петербург, где его пригласили принять участие в работе Русско-византийской комиссии при Академии наук.

Осенью 1923 года Дмитриевский получил предложение читать лекции по литургике на Богословских курсах в Петрограде. В середине 1925 года эти курсы были переорганизованы в Высшие Богословские курсы, которые, в свою очередь, прекратили свое существование в августе 1928 года. За свои значительные исследования и издания литургических текстов Дмитриевский был назван почетным членом всех четырех Духовных Академий. В 1903 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности, а в 1923 году — действительным членом Академии наук и членом Славянской комиссии Академии наук.

Архив А.А. Дмитриевского хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, фонд 253, другая часть материалов находится в Архиве Академии наук, фонд 214. Алексей Афанасьевич Дмитриевский скончался 10 августа 1929 года. Погребен на братском кладбище Александро-Невской Лавры.

Книги автора

Литургика
Слова. Заметки. Некрологи
Общая церковная история
Рецензии и отзывы