Биография

Дородницын Анемподист Яковлевич родился 2 ноября 1859 года в семье дьячка в селе Успенском Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.

Он прошел обучение в Екатеринославской духовной семинарии и Московской духовной академии, где получил степень кандидата богословия в 1885 году. Кроме того, ему было предоставлено право получить степень магистра без дополнительных устных экзаменов.

В 1886 году он был назначен учителем в Херсонском духовном училище и с июня 1890 года он начал свою работу как миссионер против штундистов в городе Херсоне.

В 1890 году составил труд "Церковно-законодательная деятельность Карла Великого", который представил в Совет Московской Академии с целью получения степени магистра богословия. После успешной защиты диссертации в 1891 году он был утвержден Святым Синодом в ученой степени магистра богословия.

В 1892 году он был назначен помощником смотрителя Бахмутского духовного училища, а с сентября 1894 года его перевели на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии.

В сентябре 1901 года он был назначен преподавателем в Черниговской духовной семинарии, где преподавал Обличительное богословие, историю раскола и местные секты.

Стал вдовцом.

В марте 1902 года он был пострижен в монашество и принял имя Алексий.

7 апреля 1902 года он был посвящен во иеромонаха и назначен на должность инспектора Ставропольской духовной семинарии.

5 сентября 1903 года был назначен ректором Литовской духовной семинарии с повышением в сан архимандрита.

30 мая 1904 года был освящен во епископа Сумского, викария Харьковской епархии в Харьковском кафедральном соборе. Хиротонию совершили архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Таврический Николай (Зиоров), епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) и другие.

В 1905 году он был выдвинут на должность епископа Елисаветградского и стал викарем Херсонской епархии.

27 августа в этом же году он был назначен епископом Чистопольским и первым викарием Казанской епархии.

5 сентября того же года он был назначен ректором Казанской духовной академии.

В марте 1910 года святейший Синод подтвердил мое получение степени доктора церковной истории за работу на тему: "Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX века", включая том: "Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX века".

17 января 1912 года Алексей был назначен епископом Саратовским и Царицынским, где он активно боролся с ложным учением иеромонаха Илиодора (Труфанова). Тот же год он был назван почетным членом общества, помогающего бедным студентам Казанской духовной академии.

В 1913 году осенью он стал членом вновь созданной особой межведомственной комиссии, занимающейся вопросом преобразования духовных учебных заведений.

В 1913 году вышла в свет книга "Мораль Талмуда", ставшая одной из наиболее известных работ автора. В этой академической работе использовались оригинальные источники для анализа моральных норм Талмуда, что позволило показать его основополагающее антихристианское направление.

30 июля 1914 года он был назначен на кафедру Владимирскую и Суздальскую с возведением в сан архиепископа.

Признавая важность заботы о вдовах и сиротах среди духовенства, преподал настоятелям церквей Владимирской епархии несколько советов и напутствий по этому вопросу.

Был известен как сторонник монархии, выразил поддержку Нижегородскому Всероссийскому Совещанию представителей монархических организаций и правых деятелей 26—28 ноября 1915 года (Нижегородское совещание), представив свою докладную записку.

Весной 1917 года на съезде епархиального духовенства был отстранен от должности правящего архиерея за «деспотическое» управление и дерзкое обращение с духовенством, как было обычно в случае удаления консервативных архиереев. Ему также выдвигали обвинения в дружбе с Г. Е. Распутиным, которому он подарил книгу с посвящением "великому старцу". Из-за близости к Г. Е. Распутину его даже не пытались защитить члены Св. Синода. Никакую другую кафедру ему не предложили.

В 1918 году он переехал в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) и затем в Киев, где поселился в Киево-Печерской лавре. Он выступил против митрополита Владимира (Богоявленского) и поддержал местных автокефалистов.

Инцидент произошел после того, как митрополит Владимир прибыл в Киев из Русской православной церкви 1917-1918 годов и начал свои действия. Митрополит Алексий, который находился в лавре, вызвал разногласия среди духовенства, вызвав недовольство своего архипастыря и священноархимандрита. В результате Всеукраинская церковная рада велела епархиальным комиссарам заменить упоминание святого Тихона (Беллавина), патриарха Московского на упоминание Церковной рады под руководством архиепископа Алексия.

Когда митрополит Платон (Рождественский), митрополит Антоний (Храповицкий) и архиепископ Евлогий (Георгиевский) прибыли в Киев для подготовки к созыву Всеукраинского церковного Собора, сщмч. Владимир обратился к ним с просьбой вразумить архиепископа Алексия, который продолжал свою раскольническую деятельность. На Соборе, который открылся 7 января 1918 года в Киеве, он вместе со священником Марычевым возглавил группу автокефалистов, но их попытка раскола не увенчалась успехом. Архиепископ Алексий несет ответственность за гибель сщмч. Владимира (+25 января 1918), против которого он сумел настроить значительную часть лаврских насельников.

После ухода из жизни митрополита Киевского ему было запрещено заниматься богослужением.

Перед своей смертью, находясь на территории, где действовала Добровольческая армия, он раскаялся в своих совершенных преступлениях.

В декабре 1919 года в Новороссийске скончался. Отпевание было проведено архиепископом Евлогием (Георгиевским), который в своих воспоминаниях о нем описал в целом негативно.

Книги автора