Биография

На пути к иночеству

Алексий Московский происходил из знатной боярской семьи Бяконтов, чей предок, Феодор, переселился из Чернигова в Москву из-за татарского нашествия. Здесь его супруга Мария родила им сына, будущего святителя Алексия.

Его точная дата рождения неизвестна, однако, предположительно, он был рожден в конце XIII или начале XIV века.

Согласно историческим данным, будущий Алексий Московский при рождении мог быть назван Симеоном или Елевферием, но также существует вероятность, что одно из этих имен он получил при Крещении.

Когда Симеону-Елевферию достигло 12 лет, его направили учиться грамоте. Неизвестно, кто именно был его учителем и духовным наставником, но видно, что он был надлежащим образом воспитан в христианской вере.

Когда Елевферий достиг 15 лет, он уже не интересовался мирскими радостями и удовольствиями, которые могло предложить ему его высокое происхождение и положение в обществе. Вместо широкого и запутанного пути развлечений, он избрал строгий монашеский образ жизни.

Считается, что Елевферия принял такое серьезное решение не только из-за своего воспитания, но и из-за необычного сновидения. В один прекрасный день, он остановился от ловли птиц, чтобы поспать, и услышал таинственный голос, который сказал ему, что в будущем он станет ловцом людей.

Отказавшись от мирских забот, Елевферий поступил в Богоявленскую Московскую обитель. В обители он занимался монастырскими обязанностями, слушал наставников, молился, постился и бодрствовал. Он прошел испытание послушанием, смирением и самодисциплиной.

В свои двадцать лет он был пострижен в монашеский образ, приняв новое имя — Алексий.

Святительская деятельность

С каждым годом Алексий становился все более мудрым и духовным. Члены церковной общины очень любили его, а церковные власти видели в нем потенциального пастыря. В 40-х годах XIV века (точная дата не известна из-за несоответствия различных источников) он был назначен наместником правящего митрополита Феогноста. Алексий поселился в митрополичьем дворце и продолжал заниматься духовной практикой. Многие думают, что именно в этот период он освоил греческий язык.

В 1352 году митрополит Феогност посчитал необходимым назначить его епископом во Владимире. Этот выбор был поддержан великим князем Симеоном Иоанновичем. В то время Алексий был известен как духовно опытный человек, и ему была доверена роль советника младших княжеских братьев: Иоанна и Андрея.

Вскоре после смерти митрополита Феогноста святитель Алексий был избран его преемником. Для посвящения в митрополиты он отправился в Константинополь к Патриарху Филофею (Коккину) летом 1353 года.

Константинопольский Патриарх был не очень рад тому факту, что на митрополичью кафедру был поставлен не грек, а русский епископ. Святитель Алексий жил в Константинополе на испытании в течение целого года. Летом 1354 года Патриарх всё же назначил святителя митрополитом Киевским и Всей Руси, сделав это исключение из-за его высокой добродетельности.

После возвращения из Константинополя, митрополит Алексий столкнулся с проблемой, когда самозванец Феодорит претендовал на его должность. Феодорит пытался получить посвящение в митрополиты у Константинопольского Патриарха, но был отказан. Тем не менее, он ухитрился стать митрополитом при Патриархе Болгарском, Феодосии, что нарушало правила Православной церкви, однако это решение было принято в Киеве.

В свое время одним из претендентов на пост киевского митрополита был Роман, высокопоставленный человек с серьезными политическими связями и поддержкой. Несмотря на его поставление на пост митрополита, Литва и Волынь остались под его духовным руководством. Однако, когда он пытался восстановить свои претензии на Киевскую паству, святитель Алексий Киевский предотвратил это.

Преемник Симеона, великий князь Иоанн Иоаннович, изначально проявил глубокое уважение и искреннюю привязанность к митрополиту Алексию. В своей роли Всероссийского пастыря святитель учил народ добрым словом и своим собственным примером, способствовал строительству церквей и поддерживал распространение православной веры.

С его праведностью стали знакомы не только в России, но и за ее пределами, благодаря времени.

Чудо, совершённое в Орде

Митрополит Алексий был известен своим величием даже среди татарских улусов. Когда жена татарского хана Джанибека, Тайдула, потеряла зрение и болела три года, она обратилась к своему супругу, чтобы он послал послов в Москву с просьбой пригласить святителя Алексия.

Хан выразил желание, что Русский святитель поможет его больной жене. Он надеялся на успех и обещал мир в случае положительного исхода, но также грозил опустошением Русской земли в случае игнорирования его просьбы.

Получив письмо, князь был озадачен, и когда он сообщил митрополиту Алексию о требовании хана, и тот оказался в замешательстве. Они оба поняли, что это требование выходит за рамки человеческих возможностей. Митрополит созвал клир и организовал в храме особую молитву. Люди молились перед иконой Небесной Царицы и при святителе Петре. Во время молитвы у мощей святого произошло чудо: сама собой зажглась свеча.

Интерпретируя это событие как Божественный знак, святитель поделил свечу на несколько частей, оставив одну с собой и взяв другие в дорогу, чтобы раздать в знак благословения. 18 августа 1357 года митрополит Алексий отправился в Орду.

Во время путешествия архипастыря к месту назначения, жена хана Тайдула получила особое видение, которое укрепило её веру. В этом видении она увидела человека в облачении святителя, рядом с которым были другие люди в рясах.

По прибытии в Орду, митрополит был торжественно встречен и почтенно принят. Он провел молебен с водосвящением над Тайдулой, которая находилась в болезненном состоянии, и использовал при этом чудотворную свечу. Когда Тайдула была окроплена освященной водой, она чудесным образом выздоровела и вернула зрение.

Дальнейшее служение. Блаженная кончина

Удивленный произошедшим, хан решил показать свою благодарность, вручив святителю ценное кольцо (позже оно было передано на хранение в патриаршую ризницу).

Святой Алексий прославился в Орде благодаря чуду, которое произошло благодаря его молитвам. Он также призывал людей прославлять Бога, как единственного всесовершенного Творца чудес.

После возвращения из Орды он построил каменный храм в память о чуде Архангела Михаила в Хонех и основал Чудов монастырь, который позже стал его местом захоронения.

Он знал заранее о своей предстоящей смерти. Подготовившись к встрече с Праведным Судьей, он отслужил Божественную Литургию, причастился Тела и Крови Христовых, передал необходимые наставления, благословил своих прихожан и умер мирно 12 февраля 1378 года.

Его наставления из апостольских деяний к христолюбивым христианам были широко приняты и популярны в современном мире.

Тропарь святителю Алексию Московскому, глас 8

Яко апостолом сопрестольна, / и врача предобра, и служителя благоприятна, / к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче, / сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем, / в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, / таковую благодать тебе даровавшаго исцелений // и граду твоему великое утверждение.

Ин тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея России, глас 8

Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне, / верных озаряющи души и телеса, / и исцеления струй Богоприятными ти молитвами источаеши, / отче святителю Алексие, / темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна, / иже Христову Престолу предстояй, // о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим.

Кондак святителю Алексию Московскому, глас 8

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, / новаго чудотворца Алексия, / верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго, / служителя же и учителя премудра земли Российстей. / Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному: / яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: // радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь первый на обретение мощей святителя Алексия Московского , глас 2

Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное, / честныя мощи твоя обретошася чудоточащия, / всеблаженне отче святителю Алексие, / от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся / и Христа славословим, глаголюще: // слава прославляющему святыя Своя.

Тропарь второй на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, глас 4

Апостольских преемников архиереев сопрестольниче, / России всея пастырю и учителю, / всеблаженне отче Алексие, / Владыце всех молися / мир пастве твоей даровати, / и спасение душам, // и велию милость.

Тропарь третий на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, глас 3

Свыше от Бога глас глаголющ услышав, / от юности подвизався, мудре, / в молитвах, и во умилении, и слезах, / во бдениих же и пощениих образ быв добродетели, / отонюдуже и дом Духу Пречистому явися. / Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв, / Христово стадо упасл еси добре, / еретическая нападения, не усумнеся, отрази / и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие, / иночествующих лики собра / и сих Христови привел еси. / Умре же, явися, яко спящ, / цел соблюден бысть пред многими леты, / подавая цельбы болящим. / Тем молим тя: / моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден // и страну и православный люди по велицей Его милости.

Кондак на обретение мощей святителя Алексия, глас 8

Яко солнце незаходимое, от гроба возсия нам / от мног лет сокровены честныя твоя мощи нетленны, / святителю Алексие, / тобою благодать приемлем, / всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши, / действом благодати, да поем ти: // радуйся, отче, светило России.

Ин кондак на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, глас 3

Яко светоносная память святителя / всем разруши уныние / и свет облиста Небесных даров, / всех созывающи на веселие: / от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги / и вся человеки исцеляти, // и мнихом же степень показася.

Тропарь святителей Московских, глас 4

Первопрестольницы Российстии, / истиннии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских, глас 3

Во святителех благочестно пожисте / и люди к богоразумию настависте, / и добре Богу угодисте, / сего ради от Него нетлением / и чудесы прославистеся, // яко ученицы Божия благодати.

Книги автора