Биография

5 февраля 1845 года в семье Николая Сергеевича Виноградова, священника села Чамерово Весьегонского уезда (1841-1870) и Богоявленского собора города Весьегонска (1871-1880) Тверской губернии, родился будущий лингвист и богослов. У него было два младших брата: Константин, будущий патологоанатом, и Николай, будущий чиновник. В 1849 году умерла их мать, Анна Матвеевна.

После завершения обучения в домашних условиях в 1859 году, он поступил в Петербургскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 1865 году. Его феноменальные способности поразили ректора и даже его собственного отца. По окончании семинарии ему было предложено остаться в ней в качестве помощника преподавателя живописи и рисования, однако его жажда знаний побудила его поступить в Духовную академию.

Провидение привело молодого Александра к поступлению в Духовную академию, где он стремился к познанию. Однако, не найдя здесь своего места, он перешел в Московскую духовную семинарию, где начал преподавать живопись и рисование. В это время он также помогал наблюдателю иконографии Ф.Г. Солнцева.

В период с 1867 по 1868 годы он обучался в Петербургской духовной академии.

С 1868 по 1874 год работал преподавателем живописи и рисования в Ярославской духовной семинарии.

Александр Николаевич активно изучал церковную архитектуру и темы иконографии. Он разработал новый учебный курс по церковной археологии, однако руководство семинарии отказалось внедрить этот курс.

После этого он покидает семинарию и в 1871 году поступает в ярославский Демидовский юридический лицей, который он заканчивает в 1874 году, защищая диссертацию на тему "Весьегонская писцовая книга XVII века" и получив звание кандидата юридических наук.

В период с 1874 по 1879 год он присутствовал на лекциях, в том числе в 1875—1876 годах в составе 5-го Киевского гренадерского полка.

В 1876 году автор реферата "Краткие сведения о старинных деревянных храмах Весьегонского уезда, а также о курганах и насыпях в этом районе Тверской губернии" был принят в члены Археологического общества и получил право участвовать в его заседаниях.

В 1877 году он был принят в члены Географического общества за свой сборник русских и карельских песен Весьегонского уезда Тверской губернии.

В период с 1878 по 1881 год мой субъект прошел обучение в Археологическом институте в Санкт-Петербурге.

В Тверской, Ярославской и Новгородской губерниях он активно изучал деревянные церковные памятники, которые являлись уникальным сокровищем истории и культуры Руси. Он был одним из первых русских учёных, кто обратил внимание на исчезновение памятников деревянного зодчества из-за их обветшания. Он предложил создать коллекцию видов, планов и чертежей исчезающих шедевров. Кроме того, он написал учебное пособие для подготовки реставраторов и подготовил курс публичных лекций с целью привлечения общественного внимания к этой проблеме. К сожалению, его инициатива не получила должной поддержки.

10 мая 1880 года он добровольно вступил в монашеский орден, а вскоре был посвящен в иеромонахи и получил золотой наперсный крест как миссионер в составе 16-й русской духовной миссии.

В ноябре 1881 года после приезда в Пекин он начал активно изучать китайский язык. Во время пребывания в Пекине он также занимался иконописью и создал "походную церковь".

Проживал в Китае до 1888 года, после чего посетил Киево-Печерскую лавру и ее подворье в Санкт-Петербурге.

Решением Святейшего Синода от 19 октября 1895 года (по номеру 5284) он был повторно отправлен в состав 17-й миссии.

Вследствие тяжелого психического заболевания он покинул свою родину в Китае и был направлен в 1898 году в Оптину Пустынь по решению Синода. Там он провел оставшуюся часть своей жизни.

Подготавливал к изданию собранные в Китае материалы, но ни одно из его произведений не было опубликовано. Активно занимался благотворительной деятельностью, в частности, поддерживал Красный Крест.

В 1904 году он попытался покинуть монастырь, но его запрос о снятии сана и расстрижении был отклонён Синодом.

В 1919 году он скончался от истощения. Его место захоронения остается неизвестным.