Биография

Блаженный старец родился 13 сентября 1889 года на святом острове Патмос, месте, где святой Иоанн написал последнюю книгу Нового Завета - Апокалипсис, по откровению Божию. Его родители, Эммануил и Ирина, называли сына во святом крещении Афанасием. Подобно другим святым Православной Церкви, Афанасий вырос в большой крестьянской семье, где ценили духовные ценности.

Семейные легенды рассказывают о праведности его родителей и о том, что божественная милость была с ними. Еще с детства Афанасий имел уважение к православной вере и поэтому воздерживался от пищи по средам и пятницам.

В пятилетнем возрасте он убедил свою крестную, только что помолвленную, отказаться от брака и посвятить свою жизнь девственности. В возрасте семнадцати лет он окончательно решил вступить в монастырь, чтобы избежать соблазнов мира.

Родители с радостью дали свое благословение, и в марте 1906 года юный Афанасий стал послушником монастыря святого Иоанна Богослова на острове Патмос. Старшие братья тепло встретили его, и, растущий в подвиге и добродетели, он был пострижен в рясофор в августе того же года и получил имя Амфилохий.

Молодой монах Амфилохий строго следил за собой. Он придавал большое значение своим слабостям и придумывал способы, как противостоять греховным искушениям, чтобы получить благодать Духа Святого. Он особенно ограничивал себя в еде, не употребляя за один раз больше десяти кусочков и в постные дни - только семь или восемь олив. После семи лет пребывания в монастыре и достижения добродетели, ему было предоставлено право принять великую схиму.

Священник Амфилохий был пострижен в монахи старцем Антониадисом, который был учеником отцов-колливадов. Они были частью движения, которое привело к возрождению духовной жизни греков во время турецкого подчинения. Вот почему отец Амфилохий проявлял особый степень аскетизма и ревности в своей духовной деятельности.

Монах Амфилохий совсем посвятил себя монашеской жизни, но в глубине души он все еще надеялся на возможность совершать паломничества для духовного роста. В 1911 году его игумен отправил его на Святую Гору, чтобы он мог изучить искусство резьбы по дереву. Это путешествие оказалось очень значимым и запомнилось на всю жизнь.

Через несколько лет, в мае 1913 года, старший монах, увидев добродетель и рост духовности молодого монаха, согласился с решением всей общины монастыря посвятить его в диаконы. Амфилохия отправили на остров Кос для того, чтобы там он был посвящен во епископа.

Однако осознание своей недостойности и неспособности служить таким образом заставило Амфилохия изменить свое решение. Он обратился к одному из своих спутников и сказал: "Мой друг, я не заслуживаю такой чести. Я предпочту благочестиво бродить от места к месту и просить милостыню, чем недостойно принимать священное рукоположение. Ты иди с миром, а я отправлюсь в Святую Землю".

Сознав свою скромность, Амфилохий сочетал её с освобожденным духом и страстным желанием посетить Святую Землю. Это паломничество оставило на него глубокое впечатление, и он решил обратиться к патриарху Иерусалима с просьбой принять его в Братство хранителей Гроба Господня.

Однако патриарх решил, что молодой монах должен вернуться в место, где он впервые раскаялся, и снова стать членом общины монастыря святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмос. Братия монастыря, однако, «наказала» его за непослушание, отправив в пустыню Аполло, где проживал старец Макарий. Там монах Амфилохий провел несколько лет в полном духовном блаженстве, предаваясь молитве и безмолвию с огромной ревностью.

С детства Амфилохий наблюдал, какое разрушительное влияние на духовную жизнь греков оказали турецкое господство и иностранное владычество. Он всегда стремился с помощью Божьей деятельности содействовать возрождению этой жизни. Еще будучи обычным монахом, он смог приобрести участок земли на скалистом западном склоне острова Патмос. Здесь, рядом с часовней, он построил две келлии и надеялся со временем основать женский монастырь. В 1920 году Бог послал Амфилохию его первую помощницу на миссионерской работе - Каллиопу Гуннарис (будущую монахиню Евстохию).

Важным для монаха Амфилохия было его освящение в диаконы в 1919 году, а затем, под давлением братии монастыря, в священники. Он начал совершать Божественную Литургию, принимать верующих и освящать их святыми таинствами во время своей миссионерской деятельности.

После своего посвящения он был отправлен на остров Кос, где служил на подворье монастыря. Окончив священническую службу в монастыре Иоанна Богослова, он также служил духовником на островах Додеканеса, особенно часто посещая остров Калимнос, где Каллиопа Гуннарис работала учительницей. Там он начал организацию будущего женского монастыря.

В 1926 году отец Амфилохий был направлен служить в пещере Откровения на Патмосе. Он уделял много сил и времени студентам Духовной Академии на Патмосе, стремясь к их умственному и духовному развитию для служения Церкви и обществу. Благодаря его труду, его ученики выросли в старцы и игумены нескольких монастырей, их духовное наследие дало обильный плод.

В 1935 году итальянские войска захватили острова. Оккупационные власти стремились контролировать церковь и монастыри, поэтому они пытались назначить влиятельных людей на их руководящие посты. В это время монастырь святого Иоанна Богослова должен был избрать нового игумена. Братия, согласно воле патриарха Константинопольского, избрала отца Амфилохия. Итальянцы были недовольны этим выбором. В то время рядом с монастырем начали работу курсы вязания и ткачества, которые создала Каллиопа Гуннарис. Она с несколькими девушками учила патмосских детей греческому языку. Эти курсы были тайными, так как итальянцы запрещали обучать греческих детей на их родном языке. Такие тайные школы были распространены среди греков и во время турецкой оккупации, именно благодаря им были сохранены греческий язык, культура и национальное самосознание.

Вследствие своей деятельности старец натолкнул на недовольство итальянских властей, и в 1937 году он вместе с Каллиопой Гуннарис были вынуждены покинуть остров и переехать в свободную Грецию.

Вместо отца Амфилохия на пост игумена монастыря был назначен монах, который был признан итальянцами. Маленькое сообщество, названное в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, осталось без духовного наставника, и отец Амфилохий был очень огорчен этим во время своего изгнания.

В Афинах он нашел убежище в братстве «Зои» и совершал поездки по всей Греции. Позднее, прибыв на Крит, отец Амфилохий услышал мольбы жителей острова и остался здесь в качестве духовника. Он прожил здесь до 1939 года, когда с радостью вернулся на Патмос.

В 1942 году Патмос был под германской оккупацией после итальянской. Старец, измученный бесконечными перемещениями, решил не возвращаться к своему монастырю. Он посвятил свои духовные и физические силы созданию женского монастыря Благовещения на монастырских землях. Он внимательно организовывал монастырскую жизнь, приложив все усилия, чтобы основать обитель, которая могла бы расцветать. Он также надеялся создать еще несколько монастырей в различных частях Греции, и со временем его старания были вознаграждены: он основал монастыри на Эгине и Икарии, а также церковный центр и храм на Крите.

Старец Амфилохий был глубоко понимающим людей человеком, который заботился как о душах, так и о телах своих ближних. Он основал монастыри для людей, которые искали духовное наполнение, и думал о том, как помочь другим развитию их ума и талантов. В 1947 году он организовал отправку нескольких монахинь на остров Родес, чтобы там устроить приют и отделение для беременных женщин, которые нуждались в помощи.

Старец любил заботиться о верующих, даже если они были больны или слабы. Он никогда не уставал служить Церкви, даже когда его здоровье было под угрозой. Его любовь и молитвы были особенно видны в одном случае. Однажды в Афинах две женщины посетили старца. Они ушли поздно вечером, и он очень беспокоился за них, особенно за одну из женщин, у которой болели колени. Он молился их безопасному возвращению, и тогда больная почувствовала, как будто приподнимается над землей. На следующий день старец сказал, что это был ответ на его молитвы. Его забота о людях была безграничной, и Бог отвечал на его молитвы благодаря его исполненному сострадания сердцу.

В 1968 году во время Пасхи отец Амфилохий получил божественное предсказание о своей смерти, которая наступит через два года. Он очень беспокоился за своих духовных детей, но молился Господу, чтобы продлил ему жизнь, чтобы он мог укрепить и наставить их. Недавно перед своей смертью он рассказал одному из них о том, что Богородица и святой апостол Иоанн Богослов открыли ему, что Господь не даст ему отпраздновать еще одну Пасху на земле. Несколько лет спустя он умер от гриппа 16 апреля 1970 года, после того как попрощался со всеми и передал свои последние наставления своим духовным детям.

Книги автора

Нравственно-аскетические труды