Биография

Жизнеописание

Алексей Иосифович Ключарев родился в семье священника Преображенской церкви города Александрова Иосифа Петровича Ключарева. Он окончил Переславское духовное училище в 1834 году, после чего продолжил учебу в Вифанской духовной семинарии, которую успешно закончил по первому разряду. Затем, в числе пяти лучших выпускников, ему было предоставлено право продолжить обучение в Московской Духовной Академии на государственные средства. В 1844 году он получил степень магистра богословия за свою диссертацию "Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий", которая была опубликована с благословения святителя Филарета (Дроздова). В период с 1844 по 1848 год он преподавал логику, латинский язык и психологию в Вифанской семинарии, становясь профессором уже в 1845 году. В этот же год он вступил в брак с дочерью московского протоиерея и преподавателя Академии Сергия Алексеевича Владимирского. В 1848 году он был рукоположен в священники и назначен на священническое место в московском Рождественском девичьем монастыре, затем на церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот. В Казанской церкви отец Алексей начал проповедовать импровизированные поучения, отказавшись от заранее написанных проповедей. В 1860 году он основал журнал "Душеполезное чтение" и редактировал его до 1866 года. В первой половине 1860-х годов он приобрел славу одного из лучших российских проповедников публицистического направления. Новогоднюю проповедь 1864 года он произнес по благословению и в присутствии святителя Филарета (Дроздова) в Успенском соборе Кремля на тему "О воспитании характеров". После этого святитель ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возведении Ключарева в сан протоиерея, что было удовлетворено в том же году.

В Москве в 1873 году вышел сборник проповедей протоиерея А. Ключарева под названием "Несколько проповедей". Книга содержит двадцать четыре проповеди, которые были произнесены с 1864 по 1872 год. Она была встречена восторженными отзывами, и известный профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. И. Барсов назвал ее одним из лучших сборников проповедей XIX века.

В 1860 году умерла жена отца Алексия. Святитель Филарет и святитель Иннокентий, которые занимали Московскую кафедру после него, неоднократно предлагали Ключареву стать монахом, но он отказывался. Только 7 ноября 1877 года протоиерей Алексий взял монашеский обет под именем Амвросий. На следующий день его посвятили в архимандриты, а 15 января 1878 года он был рукоположен в епископа Можайского и стал викарием Московской епархии. 6 апреля того же года епископ Амвросий был переведен в Дмитровского и назначен первым Московским викарием. С этого времени и до смерти святителя Иннокентия он совершал богослужения везде, где присутствовал сам Московский митрополит. В своем священном служении епископ Амвросий продолжал произносить мощные проповеди, которые часто вызывали широкий общественный отклик.

22 сентября 1882 года было назначено преосвященному Амвросию епископство Харьковское и Ахтырское. Он верно исполнял свои архипастырские обязанности на этой кафедре до конца своей жизни. В 1884 году по его инициативе "Харьковские епархиальные ведомости" были преобразованы в богословский журнал под названием "Вера и разум". Также под его руководством была открыта школа псаломщиков при архиерейском доме.

В 1883 году принял участие в освящении Храма Христа Спасителя, где обратился с приветственной речью к императору Александру III и императрице Марии Федоровне. В 1886 году был посвящен в сан архиепископа. В 1892 году после тяжелой болезни у архиепископа Амвросия значительно ослаб голос, и с тех пор он почти не выступал с проповедями. Тем не менее, по особым случаям он писал проповеди, которые читал с амвона протоиерей Тимофей Буткевич. В 1898 году император Николай наградил его бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

Архиепископ Амвросий был захоронен в Покровском монастыре в городе Харькове.

Во время пребывания на Харьковской кафедре, архиепископ Амвросий начал работу над своим проповедническим опытом. Это привело к написанию книги "Живое слово", где он представил теорию проповеднической импровизации. Книга была опубликована в журнале "Вера и разум" в 1884-85 годах и отличается от других российских пособий по гомилетике того времени. В ней Амвросий делится своим проповедническим опытом и иллюстрирует теоретические положения примерами из своей собственной жизни. По мнению многих, "Живое слово" предвосхитило изменения, произошедшие в отечественной гомилетической науке в начале XX века, когда было преодолено схоластическое наследие.

Труды автора

  • Живое слово. Харьков, 1892. (Переиздано в: Архиепископ Амвросий (Ключарев).
  • Искусство проповеди. М., 2006. С. 23-108.) Полное собрание проповедей с приложениями. Т. 1-5. Харьков, 1902-1903.

Труды об авторе

  • Буткевич Т. И., прот. Высокопреосвященный Амвросий, Архиепископ Харьковский. Биографический очерк. Харьков, 1902.
  • Митисов И. Педагогические воззрения высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского. Казань, 1902.
  • Виноградов В. «Последний из могикан» из эпохи реформ (Памяти высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского). Сергиев Посад, 1912.
  • Бурега В. В. Служитель Живого Слова / Архиепископ Амвросий (Ключарев). Искусство проповеди. М., 2006. С. 5-22.