Биография

Александр Алексеевич Грибановский родился 6 августа 1873 года в селе Братках Тамбовской губернии, где его родители были священниками.

Окончив Тамбовские духовные училище и семинарию в 1893 году, он был принят в Московскую духовную академию за счет государства. Он усердно учился и в 1897 году окончил академию, получив степень кандидата богословия. В это время ректором академии был будущий первоиерарх Русской Церкви Заграницей, архимандрит Антоний (Храповицкий), который с любовью и ревностью к монашеской жизни и служению Церкви воспитывал студентов. Здесь молодой Александр также познакомился с архимандритом Сергием (Страгородским), впоследствии патриархом Московским.

Через почти год после окончания академии, в апреле 1898 года, Александр принял монашеские постриги в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре от Тамбовского епископа Александра и принял имя Анастасия в честь преподобного Анастасия Синаита, чей праздник отмечается Церковью 20 апреля. 23 апреля он был рукоположен в иеродиакона тем же преосвященным и вскоре после этого во иеромонаха.

Педагог в духовных школах

В 1898 году отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора Московской духовной академии ректором архимандритом Арсением (Стадницким). Он проработал на этой должности два года.

В 1900 году он был назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, а затем в июле 1901 года стал преподавателем, а затем ректором Московской духовной семинарии, после того как его предшественник, архимандрит Трифон (князь Туркестанов), был посвящен в сан епископа. В те годы отец Анастасий преподавал под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского).

Епископ Серпуховский

29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе отец Анастасий был рукоположен во епископа Серпуховского, четвёртого викария Московской епархии, с местопребыванием в Даниловом монастыре. При своем посвящении в епископа он предрек, что служителям Церкви предстоит пережить тяжелые времена, сравнимые с гонениями на овец среди волков. Возможно, придут дни, когда будут обиды, угрозы, разграбление и осквернение храмов, окрашенных кровью и превратившихся из мест поклонения в кладбища.

В круг обязанностей новорукоположенного епископа Анастасия входило совершение религиозных служб в различных храмах и монастырях Московской епархии, а также посещение духовных приходов по поручению митрополита. Она также заведовала духовно-учебными заведениями, принимала участие в образовательных мероприятиях, и занималась благотворительной работой в церковных и общественных организациях.

Длительное время, проведенное в Москве (около 8 лет на должности викария, а если учитывать годы учения – более 20), принесло владыке Анастасию огромный опыт. Влияние славных московских святынь и великого иерарха Российской Церкви - московского митрополита Филарета - сформировали его духовное благочестие. Его интерес к науке и уважение к знанию связали его с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к философам, таким как Е. Н. и С. Н. Трубецкие, а также к потомкам славянофилов: Д. А. Хомякову, Ф. Д. и А. Д. Самариным. Его глубоко почитала великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Одновременно владыку Анастасия уважали и православная купеческая Москва, и весь город, пронизанный церковной жизнью. Его признавали аскетом и молитвенником, который не только соблюдал богослужебные обряды, но и придавал им музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство торжественным прославлением святителя Гермогена, церковной стороной празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых в Москве.

Епископ Холмский

14 мая 1914 года владыка Анастасий был назначен епископом Холмской и Люблинской епархии. В это время уже началась Первая мировая война, которая затронула и территорию Холмской епархии. В один момент владыкой пришлось остаться в Холме, который был покинут военными и гражданскими властями. Он принял на себя заботу о беженцах, отдав свой дом под лазарет для раненых. Также он посещал передовые позиции, ободряя войска, совершал молебны и панихиды. Его патриотические проповеди были полны вдохновения и красноречия. Главной целью войны для России он считал присоединение Галицкой и Карпатской Руси. За его труды владыка был награждён орденом святого Владимира 2-й степени, а затем, в 1915 году, получил орден святого благоверного великого князя Александра Невского с мечами за самоотверженную деятельность во время военных действий.

Из-за военных действий Преосвященного Анастасия в 1915 году пришлось переехать из Холма в Москву. Там он обосновался в Чудовом монастыре и часто ездил в Петроград для помощи своим прихожанам. Также он посещал беженцев из Холма, которые осели в приволжских губерниях и за Уралом.

На Кишинёвской кафедре

С 10 декабря 1915 года Анастасий стал епископом Кишинёвским и Хотинским, а с 6 мая 1916 года его выдвинули архиепископом.

Скоро возникла новая румынская армия, и архиепископа Анастасия вновь оказался в непосредственной близости от мест боевых действий. Он часто посещал военные части, чтобы заботиться и вдохновлять военнослужащих.

В 1917 году, когда произошла революция, архиепископ Анастасий был одним из немногих духовных лидеров, который не поддавался влиянию революционных идей. Он стоял на защите православной Церкви, отстаивая чистоту веры и её канонический строй.

В 1917 году архиепископ отправился из Бессарабии в Москву на Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, где он руководил отделом церковного имущества и хозяйства. Он поддерживал идею возрождения патриаршества в России. На первом этапе голосования за кандидатов на патриарший престол владыка Анастасий получил 13 голосов, занимая шестое место по числу набранных голосов. После избрания патриархом святителя Тихона, владыка Анастасий, в качестве эксперта по старинным обычаям, возглавил комиссию, которая разработала правила для церемонии интронизации первосвятителя. Ему также была поручена организация торжеств по этому случаю.

Архиепископ Анастасий был известен своим красноречием и способностью проповедовать. Он был признан одним из лучших проповедников благодаря своему таланту и усердной работе. Ему было поручено проповедовать на церемонии интронизации патриарха Тихона. Впоследствии он был выбран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

В марте 1918 года архиепископ Анастасий получил разрешение на ношение бриллиантового креста на своем головном уборе. Он был членом Синода и одним из самых близких соратников патриарха Тихона. В Москве он участвовал в создании документов об анафематствовании коммунистических атеистов и составил протест патриарха по поводу захвата Румынией Кишинёвской епархии. Власти Румынии требовали, чтобы архиепископ Анастасий и его епархия вступили в Церковь Румынскую, но они отказались. Его викарии были высланы из епархии, а сам владыка Анастасий, пытаясь вернуться в свою епархию в октябре 1918 года, был остановлен на румынской границе и вынужденно остался в Одессе.

Архиерей в Константинополе

В 1919 году архиепископ Анастасий отправился в Константинополь, где проживал в Галате, в подчиненном русскому Пантелеимонову монастырю.

После возвращения в Россию на короткое время он посетил города Новороссийск, Ростов и Новочеркасск, где установил связи с Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России, возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким). Он выполнял некоторые поручения митрополита и в 1920 году снова уехал через Одессу в Константинополь. 15 октября 1920 года ВВЦУ Юго-Востока России назначило его архиереем, управляющим русскими православными приходами Константинопольского округа. Количество этих приходов быстро увеличивалось. 22 ноября 1920 года он был принят в состав ВВЦУ, чьи заседания проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.

Владыка Анастасий стал лидером Русского Комитета в Константинополе, который объединял около 35 организаций. Он организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развивал пастырскую деятельность среди русских беженцев, их численностью до 175 000 человек. Его неоднократно приглашали служить в греческих храмах. В Константинополе он проживал до 1924 года.

В 1921 году архиепископ Анастасий был послан Высшим Церковным Управлением на Афон и в Святую Землю для изучения состояния афонских русских монастырей после войны и для более детального ознакомления с ситуацией Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которая пострадала в результате военных действий. Перед этим переездом архиепископ Анастасий проживал на юге России, затем перебрался сначала в Константинополь, а затем в Югославию.

Архиепископ Анастасий был заместителем председателя "Общего собрания представителей Русской Заграничной Церкви", которое впоследствии стало Русским Всезаграничным Церковным Собором, проводившимся с 21 ноября по 2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах в Сербии. На соборе он возглавлял отдел духовного возрождения России и выступил с докладом о восстановлении монархии в стране. После длительных обсуждений собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о возрождении монархии и царствующего Дома Романовых. Однако Анастасий вместе с 34-мя членами собора отказался участвовать в обсуждении этого вопроса, заявив, что решение о монархии имеет политический, а не церковный характер.

Собор также учредил высшее церковное управление за границей, которое должно было включать наместника Всероссийского Патриарха, Синод епископов и Совет. 5 мая 1922 года патриарх Тихон отменил высшее церковное управление за границей по вынужденному указу. Архиерейский Собор в Карловцах, в котором принимал участие владыка Анастасий, подчинился этому указу и 13 сентября 1922 года распустил высшее церковное управление за границей, но создал временный Архиерейский Синод и Собор Русской Православной Церкви Заграницей, которым были переданы все полномочия высшего церковного управления за границей. С 1922 года до конца своей жизни владыка Анастасий находился в юрисдикции этого Синода.

В 1923 году архиепископ Анастасий присутствовал на первых шести заседаниях "Всеправославного Конгресса" в Константинополе, однако он не обладал полномочиями представлять Русскую Церковь. В ходе этих заседаний архиепископ выступил против предложенных новшеств, которые не соответствовали священным канонам и традициям. Он был главным оппонентом обновленчества, в то время как митрополит Антоний (Храповицкий) выразил свое недовольство в переписке с православными патриархами. Благодаря их противодействию, обновленчество на Православном Востоке не получило широкого распространения.

Наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Сразу после «Конгресса» отношения между Вселенским Патриаршим престолом и Русской Церковью, а также патриархом Тихоном, стали неприязненными. Константинопольский патриарх запретил упоминать имя патриарха Тихона в русских приходах в Константинополе. В 1924 году Константинопольская Патриархия создала комиссию для расследования деятельности русских архиереев, которые, по их мнению, нарушили их права в отношении русской паствы. Несколько архиереев были лишены права на служение, включая Анастасия, который был вынужден покинуть Царьград после Пасхи 1924 года и уехать в Болгарию через Францию, где участвовал в освящении Александро-Невского собора в Софии. Позже он переехал в Югославию для участия в Архиерейском Соборе.

По заданию последнего он отправился в Иерусалим, чтобы наблюдать за деятельностью Русской Духовной Миссии в этом городе. Перед этим он посетил Лондон для проведения переговоров с представителями английского правительства, которое управляло Палестиной по мандату Лиги Наций. В декабре 1924 года он прибыл в Святую Землю.

Архиепископ Анастасий улучшил финансовое положение Русской Духовной Миссии, сдав некоторые участки в аренду и построив новые здания с помощью займов. Он был уважаем и считался важным деятелем как среди англичан, так и среди греков. Архиепископ Анастасий пробыл здесь 10 лет, время от времени отправляясь в Сремские Карловцы на Архиерейский собор, а также в Сирию, чтобы посетить патриарха Григория VII и его преемника патриарха Александра. Он также совершил поездки во Францию для переговоров с митрополитом Евлогием после его выхода из юрисдикции Зарубежного Архиерейского Собора. Из Палестины он совершил паломничество на Синай.

В то время архиепископ Анастасий высказывал мнение о подлинности «Завещания» патриарха Тихона 1925 года. Он утверждал, что "внутренняя логика" этого документа соответствует мыслям и действиям патриарха в его последние годы, где не было уступок в области веры и канонов, но было подчинение советской власти по совести. Анастасий выразил мнение, что с уходом патриарха начинается новая духовная трагедия, осуждая взгляды и церковную работу патриаршего местоблюстителя священномученика Петра (Полянского). Он указал, что этот местоблюститель не обладает авторитетом, который имел патриарх, и слишком спешит налаживать отношения с советской властью.

10 сентября 1934 года в Сремских Карловцах Архиерейский Собор отменил указ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года, который запрещал карловацким епископам и клирикам участвовать в священных обрядах. Под этим постановлением стоит подпись владыки Анастасия.

Митрополит

С 31 октября по 18 ноября 1935 года архиепископ Анастасий принял участие в совещании с председательством сербского патриарха Варнавы (Росича) по объединению Русской Церкви Заграницей. Во время этого совещания его возведли в сан митрополита и он остался на пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника Блаженнейшего митрополита Антония, который тогда находился в болезненном состоянии.

В это время он произнес заметное заявление о фашизме, который в то время приобрел сторонников среди русской эмиграции.

Фашизм - такой тип государственного устройства, какой никак не может быть нашим идеалом. Он основан на началах принуждения, простирающихся на самую идеологию человека. Но вне свободы - нет нравственного подвига и нет нравственной ответственности. Без последних же мы не мыслим русского православного государства.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей – в Югославии

10 августа 1936 года, после смерти митрополита Антония (Храповицкого), Анастасий был одобрен как первый по хиротонии архиерей и назначен первым заместителем почившего. В итоге, его единогласно выбрали первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода.

Митрополит Анастасий начал свою деятельность с реорганизации Русской Зарубежной Церкви. Она была разделена на четыре митрополичьих округа: Ближневосточный, Дальневосточный, Западноевропейский и Североамериканский. В годы Второй мировой войны к ним присоединился еще и Среднеевропейский. Августа 1938 года Второй Всезарубежный Церковный Собор был созван в Сремских Карловцах из епископов, клира и мирян.

После того, как Архиерейский Синод Зарубежной Церкви переехал из Карловцев в Белград, вместе с ним переехал и митрополит Анастасий, который одновременно управлял русскими приходскими общинами в Югославии. Он провел первые годы Второй мировой войны возле русской Свято-Троицкой церкви, которая фактически была его кафедральным собором, до тех пор, пока Югославия не была оккупирована германскими войсками.

Ежедневно митрополит Анастасий проводил время в Троицкой церкви, принимал участие в Божественной литургии и занимался церковными делами до поздней ночи. В выходные и праздничные дни он самостоятельно совершал богослужения и проводил проповеди, которые привлекали слушателей своим художественным стилем, тонкой мыслью и разнообразным содержанием. Владыка Анастасий был ценителем науки и собирал вокруг себя ученых, общественных деятелей и просвещенных служителей Церкви на совещаниях. Он также организовал Ученый Комитет при Архиерейском Синоде, возглавленный архиепископом Тихоном. Пример владыки способствовал развитию духовной жизни русских в Белграде.

В период нарастания влияния нацистской Германии наблюдалось вмешательство в дела Зарубежной Церкви, с целью использования ее для мобилизации русских против СССР. В 1938 году германские власти помогли в восстановлении 19 русских православных храмов в Германии, что вызвало благодарное обращение митрополита Анастасия к Гитлеру 12 июня 1938 года.

В ходе Второй мировой войны, 6 апреля 1941 года немцы вторглись в Югославию, захватив её в кратчайшие сроки. Бомбардировка Белграда в этот день заставила большинство граждан бежать, и русская община осталась практически одна в полуразрушенном городе. Митрополит Анастасий несмотря на опасность, оставался в своем архиерейском соборе, служа перед чудотворной иконой Божией матери «Знамение» Курской-Коренной. Он продолжал свои обязанности даже во время особенно сильной бомбардировки 7 апреля, в праздник Благовещения. Неделю спустя город пал под оккупацию, и митрополит Анастасий разделял свое страдание и лишения с белградской общиной, сталкиваясь с проблемами со стороны германских властей и выступлениями сербов, поддавшихся коммунистической пропаганде.

Сразу после захвата властью в гестапо произвело тщательный обыск в жилище митрополита Анастасия и изъяло делопроизводство Архиерейского Синода. Владыке было предложено обратиться к русскому народу с призывом помочь немецким войскам в борьбе против большевиков, но он отклонил это предложение. Митрополит не делал прямых заявлений в поддержку Германии, однако был верен своим анти-коммунистическим убеждениям. В 1941 году он дал благословение русским патриотам на формирование русского Корпуса, который не был допущен немцами на Восточный фронт. В Пасхальном послании 1942 года митрополит выразил надежду на «избавление как бы из самого ада преисподнего» русских земель, занятых немцами. После выбора митрополита Сергия (Страгородского) патриархом Московским, митрополит Анастасий созвал в Вене совещание 8 заграничных епископов, которые объявили его неканоничным 21 октября 1943 года.

С начала Пасхи 1944 года Белград почти каждый день подвергался налетам американо-английских бомбардировщиков, что приводило к многочисленным жертвам. Но митрополит не изменял своему обычному образу жизни, даже несмотря на опасность для собственной жизни. Он навещал раненых, проводил похороны убитых и утешал бездомных. Под его руководством духовенство начало проводить обходы домов с чудотворной Курско-Коренной иконой, с которой начали происходить чудеса.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей – в Германии

В сентябре 1944 года, когда советские войска вторглись в Белград, большинство русских жителей города направилось в Вену, куда был эвакуирован Архиерейский Синод Зарубежной Церкви. Во время бомбардировок митрополит Анастасий продолжал исполнять свои обязанности.

Митрополит с Синодом русской церкви переехали из Вены сначала в Карловы Вары, а затем в Мюнхен после окончания войны в 1945 году. Мюнхен стал крупным центром русской церковной и общественной жизни. В это время патриарх Московский Алексий I обратился к Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, но не был признан Синодом во главе с митрополитом Анастасием. Была принята резолюция о молитвах о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига. Чтобы восстановить связь с разбросанными по миру частями Русской Зарубежной Церкви, митрополит Анастасий поехал в Швейцарию, где пробыл около семи месяцев, и наладил отношения со всеми странами из Женевы.

К возвращению в Мюнхен весной 1946 года, следующему за Пасхой, связан с созывом Собора Зарубежных епископов 6 мая. В этом соборе приняли участие епископы Автономной Украинской и Белорусской Церквей, которые присоединились к Зарубежной Церкви. Таким образом, Архиерейский Синод, который фактически развалился после массового возвращения архиереев в подчинение Московского Патриархата, был восстановлен. На момент собора епископат Зарубежной Церкви в Европе состоял всего лишь из митрополитов Анастасия и Серафима (Ляде). Однако на Серафима (Ляде), немца, многие пытались возложить ответственность за компрометацию Зарубежной Церкви в Европе. Решением собора 1946 года было отмечать юбилеи владыки Анастасия: пятидесятилетие священнослужения, сорокалетие епископства и десятилетие первоиераршества. Однако владыка отклонил предложенные почести, отказавшись от титула «Блаженнейший» права ношения двух панагий и преднесения креста, а также уклонившись от участия в юбилейных празднествах.

После окончания войны митрополит главное внимание уделил обустройству русской диаспоры в новых местах, организации новых церковных кафедр и поставлению новых епископов. Были посвящены во викарные епископы Александр (Ловчий) в Киссингене, Серафим (Иванов) в Сант-Яге, и Нафанаил (Львов) в Брюсселе и Западной Европе. В 1950 году митрополит посетил Западно-Европейскую епархию, где провел посвящение архимандрита Леонтия (Бартошевича) во викарного епископа Женевы, а также освятил новый храм в Брюсселе в честь Царя-Мученика и всех русских людей, погибших в смутное время. Вернувшись в Германию, 8 октября митрополит освятил новый храм Воскресения Христова во Франкфурте.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей – в США

С 1948 года началось большое переселение русских в США, и многие просили митрополита и архиерейский синод переехать туда. В результате митрополит решил последовать за паствой и уехал в Америку 23 ноября 1950 года. После приезда он освятил новый каменный храм в честь Святой Троицы в монастыре Джорданвиль, а затем провел Архиерейский Собор, на котором впервые совершил чин варения и освящения мира. Резиденцией митрополита стало синодальное подворье "Новая Коренная Пустынь" в Магопаке, под Нью-Йорком.

Несмотря на скромный подход, митрополиту Анастасию не удалось привлечь большую часть американской русской диаспоры, которая отделилась и стала самостоятельной "Американской митрополией", чтобы вернуться под юрисдикцию Зарубежной Церкви. Вместе с тем, новая волна русских беженцев из Азии и Европы в основном осталась под руководством митрополита Анастасия, и с их прибытием появилось около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на свой возраст, активно путешествовал, участвовал в торжествах и собраниях, и продолжал совершать рукоположения новым архиереям: Антонию (Синкевичу) в епископа Лос-Анджелесского (19.VIII.1951); Аверкию (Таушеву) в епископа Сиракузско-Троицкого (25.V.1953); Савву (Раевского) в епископа Мельбурнского (24.I.1954); Антонию (Медведеву) в епископа Мельбурнского (18.XI.1956); Савву (Сарачевича) в епископа Эдмонтонского (28.IX.1958); Нектария (Концевича) в епископа Сиэтлского (11.III.1962). В 1951 году владыка Анастасий совершил поездку через северо-американский материк в Калифорнию и с тех пор проводил зиму в Нью-Йорке, а большую часть лета - в полюбившейся Калифорнии. В Америке митрополит совершал множество благословений приходов и домов с Курско-Коренной иконой, называемой "Одигитрией русского рассеяния".

В 1952 году местонахождение митрополита и Синода было перенесено в Нью-Йорк, а в 1953 году был созван второй Архиерейский Собор на территории США. В дальнейшем Архиерейские Соборы проводились раз в три года, в 1956, 1959 и 1962 годах.

Постоянные поездки митрополита привели к автомобильной катастрофе в 1955 году в день Успения Божией Матери. Владыка, несмотря на полученные травмы, отказался от транспортировки в больницу и вместо этого совершил литургию и произнес назидательное слово. Однако после этого инцидента митрополиту потребовалось продолжительное время для восстановления здоровья.

Узнав, что в 1956 году исполняется 50 лет архиерейской деятельности владыки, прихожане снова выразили искреннее желание отметить это событие со всей торжественностью. Однако скромный архипастырь снова отказался от особого внимания к своей персоне.

В последние годы жизни священника возникли трудности из-за несогласий в связи с возведением нового собора в Сан-Франциско. Митрополит Анастасий начал ощущать ухудшение своего здоровья, и его пришлось госпитализировать для обследования. Ему стало трудно передвигаться без посторонней помощи.

Отход от дел и кончина

Поскольку митрополит почувствовал свою немощь, он объявил архиереям о своем решении уйти на покой и предложил им выбрать его преемника. На Архиерейском Соборе 27 мая 1964 года, в день Преполовения Пятидесятницы, епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) был избран новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Владыка митрополит Анастасий ушел на покой, но сохранил почетное председательство в Синоде и получил титул «Блаженнейший» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, что он ранее решительно отказывался делать.

Вечером 22 мая 1965 года в возрасте девяносто одного года скончался митрополит Анастасий (Грибановский) в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке, окруженный почитателями. С ним ушел из жизни последний представитель архипастырского сонма дореволюционной России. На следующий день, 23 мая, в Синодальном соборе была совершена соборная архиерейская служба с участием митрополита Филарета. Затем был отслужен целый ряд панихид над гробом почившего. 24 мая состоялась заупокойная литургия, на которой служило 11 архиереев и 16 священников, а затем прошло отпевание. Погребение митрополита состоялось 25 мая под алтарем монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона, Западно-Американского и Сан-Францисского.

После его смерти было обнародовано его завещание, в котором он выражал следующее:

Что касается московской патриархии и её иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей своё полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всём русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви.
Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

28 сентября 2009 года официальная делегация Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемая митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, вместе с митрополитом Воронежским Сергием посетила село Братки - родину митрополита Анастасия. Во Введенской церкви села была проведена панихида по владыке и его родителям, после чего рядом с храмом была установлена мемориальная табличка в память о митрополите, которую освятил митрополит Воронежский Сергий.

Книги автора

Слова и речи