Биография

20 ноября отмечается память новомучеников и исповедников Российских в РПЦЗ и в Соборе.

4 марта 1897 года возник в Москве в семье педагога. Учился в начальной школе в Тифлисе, а с 1911 года жил в Киеве. В гимназии близко познакомился с протоиереем В. В. Зеньковским, который был председателем Киевского религиозно-философского общества и приват-доцентом Киевского университета.

В 1915 году закончил обучение в 7-й киевской гимназии и пошел учиться на историко-филологический факультет Киевского университета. В этом же году был награжден золотой медалью за свою работу "Жозеф де Местр и Константин Леонтьев".

С 1916 года этот человек работал в Земском союзе, после чего был призван в железнодорожный батальон. Там он преподавал математику и физику в школе батальона. В период с 1916 по 1917 годы он написал несколько богословских работ, которые были опубликованы позже В.Экземплярским в журнале "Христианская мысль" ("К вопросу о вечных муках", "Тайна любви и таинство брака", "Литургический канон теперь и прежде"). В осень 1917 года по состоянию здоровья он был демобилизован и вернулся в Киев, где завязал тесную дружбу с архимандритом Спиридоном (Кисляковым), бывшим афонским монахом, а затем полковым священником. После начала революционных событий они вместе начали проповедовать Слово Божие в казармах и рабочих кварталах. В 1918 году они организовали помощь пострадавшим после обстрела Киева.

В 1920 году он закончил обучение в Киевском университете. Однако весной того же года он серьезно заболел туберкулезом и был отправлен отцом Спиридоном в деревню Красногорку недалеко от Бородянки Киевской губернии. Он был поручен под опеку местных крестьян в обмен на обещание устроить церковь в деревне. К осени, когда церковь, переделанная из бывшего помещичьего дома, была готова, Анатолий выздоровел. Его стали очень любить местные крестьяне, и они умоляли его стать священником в их деревне.

18 августа 1920 года он был освящен во иереи в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. После этого он служил в храмах села Андреевка и деревни Красногорка. По мере того, как его стали посещать знакомые из Киева, отцу Анатолию приходилось чаще бывать и служить в Киеве. Постепенно его прихожане стали просить его переехать в Киев, и в конечном итоге другой молодой священник, Николай Венглинский, согласился поехать в деревню вместо него.

С 1921 года священник Анатолий занимает должность настоятеля приходского храма Марии Магдалины в столице Украины, Киеве. Этот небольшой храм, изначально построенный как приют, теперь является местом богослужения под его руководством. Он также организовал и возглавил сестричество при храме.

В 1922 году он активно выступал на лекциях и диспутах, противостоящих идеям теософии, принимал участие в диспуте о соотношении науки и религии вместе с математиком Б. Н. Делоне и философом В. Ф. Асмусом, а также читал публичный доклад "Христос и мы" в Христианском студенческом союзе.

По указанию властей церковь Марии Магдалины была закрыта под предлогом ее "близости к детскому учреждению". С 1922 года храм Иоанна Златоуста стал его настоятелем, так как он был бывшей домовой церковью Киевского религиозно-просветительного общества. Он активно боролся с обновленчеством.

В ночь на 4 апреля 1923 года человек был арестован в Киеве под обвинением в "подрыве советской власти путём проповедей" и отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве. 16 мая 1923 года он был приговорен Комиссией ОГПУ к двум годам ссылки в Марийскую автономную область за тайные богослужения на дому вместе с киевским архимандритом Ермогеном (Голубевым). В начале 1924 года он был арестован из-за своей позиции против обновленцев, однако через три месяца был освобожден из тюрьмы.

После освобождения из ссылки в конце ноября 1924 года, он вернулся в Киев. Его назначили настоятелем Варваринской церкви при храме Николы Доброго на Подоле, где он продолжал руководить сестричеством. Его пастырский талант был высоко оценен киевской интеллигенцией и студенчеством.

После опубликования «Декларации» в 1927 году он критиковал действия митрополита Сергия (Страгородского), заместителя патриаршего местоблюстителя. Осенью того же года он был одним из авторов Обращения к киевлянам, в котором призывал изменить курс церковной политики (Киевское воззвание). В сентябре 1928 года он и еще пять киевских священнослужителей направили коллективное письмо к экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) с протестом против его Декларации, показывая тем самым свое недовольство политикой митрополита Сергия. Они заявили, что разрывают отношения с митрополитом Михаилом и начинают общаться с иосифлянским епископом Димитрием (Любимовым). Отец Анатолий стал лидером киевских иосифлян. В середине октября 1928 года он встретился в Ленинграде с ведущим иосифлянским идеологом протоиереем Феодором Андреевым.

С начала 1928 года он был призван в Преображенскую церковь в Киеве, где он служил. Он также активно участвовал в паломничествах вместе с молодежью общины в различные монастыри, включая Дивеевский и Саровский. Весной 1930 года он переслал за рубеж ряд материалов, касающихся гонений на Церковь в СССР.

14 октября 1930 года он был задержан в Киеве под обвинением в шпионаже в пользу Польши и антисоветской агитации. Следствие по делу "Всесоюзного центра Истинно-Православной Церкви" началось 23 октября. Около года он находился в московских Лубянской и Бутырской тюрьмах (с 23 ноября 1930).

Из момента своего появления на свет, этот человек был тесно связан с исследованиями и изучением различных языков, а также с философскими и религиозными вопросами. Его жизненный путь был пропитан стремлением к познанию истины, чего не могли не заметить окружающие.

Активный участник организации "Истинно Православная Церковь" вовлекся в контакты с белогвардейскими кругами за рубежом, чтобы предоставлять им информацию о ситуации в СССР. Он также пытался усилить антивербовочную кампанию в 1930 году, распространяя ложные отчеты о положении церкви в СССР среди эмигрантов. Он также сотрудничал с белоэмигрантскими церковниками и был руководителем местной организации в Киеве, а также участвовал в совещаниях активистов организации на Украине.

3 сентября 1931 года, он был осужден Коллегией ОГПУ на расстрел с заменой наказания 10 годами ИТЛ. 28 сентября его отправили по этапу в Карелию.

Свидетельство отца Анатолия, представленное во время допроса 28 августа 1937 года, сообщает, что его жена, Нина Сергеевна, была арестована вместе с ним в 1930 году. Она была осуждена и отправлена в ссылку на три года по статье 58-11 Уголовного кодекса РСФСР. Нина Сергеевна работала медсестрой в лагерной системе и жила в Угличе, Ярославская область. После освобождения в 1933 году она больше не работала.

Отца Анатолия отправили в Свирьский исправительно-трудовой лагерь в 1931 году, где он провел время в Бажанах до января 1932 года, а затем был переведен в Свирьстрое. Позднее, 7 ноября 1932 года, его перевели в Соловецкий лагерь особого назначения, где он работал в канцелярии в городе Кемь до ноября 1933 года. В 1934 году его отправили в Беломоро-Балтийский исправительно-трудовой лагерь для работы на строительстве канала. Он отбывал срок в различных местах, включая Парандов, Выгозере, Качкан, Сосновец, Тунгуде, Надвоицы и Уросозере.

В лагере занимал различные должности, такие как работа на лесоповале, сторож, пильщик, экономист, делопроизводитель, плетельщик корзин. В свободное время увлекался чтением, писал стихи и изучал английский язык. В каждой новой работе находил позитивные стороны, такие как больше времени для молитвы, отсутствие вмешательства, вкусное питание и красота природы.

Все письма этого человека пронизаны оптимизмом. В них содержатся и философские рассуждения, и размышления о литературных произведениях, и описания природы, и стихи. Он лишь мимоходом упоминает о повседневных проблемах.

Проживаю в коммунальной квартире, которая, хоть и качественная и надежная, сильно пострадала от нашествия клопов. Внутри меня же царит спокойствие и стойкость, несмотря на все трудности и лишения, которые приходится переносить.

Я пишу с места, куда прибыл сегодня ночью. Не могу точно сказать, сколько времени пробуду здесь, но по ощущениям, скоро двинусь дальше. На какое место? Возможно, на Соловки, а может быть, в другой уголок. На душе у меня спокойно и радостно... С виду все в порядке, только отправленные посылки не дошли. Особенно обидно, что сапоги так и не пришли.

В последнее время в работе я чувствую себя менее изолированным, чем раньше, мне трудно сосредоточиться. Моя духовная жизнь страдает от этого разобщения, и моя радость блекнет. Внутренняя жизнь - моя главная ценность, и когда она беднеет, моя жизнь становится серой и унылой. Моя работа теперь сводится к простой рутинной задаче - пилить дрова. Погода необычайно ясная, но воздух все более охлаждается, и мне уже нужны теплые варежки. Мне неудобно, когда мне их постоянно присылают.

Чувствуется сильное умственное и физическое усталость, но в то же время жизнь кажется достойной, насыщенной и увлекательной на протяжении длительного времени. Основная цель заключается во внутреннем духовном росте, который постоянно стоит перед сознанием. Автор осознаёт, что его усилия кажутся ничтожными, и он видит, что за всё время, проведённое в работе, он не достигает ожидаемого результата. Встречаются периоды энтузиазма и обнищания, и так часто обнищание возвращает обратно, разрушая уже построенные усилия.

Подытоживая прожитые годы, можно заметить, что я долгое время был очень ленив и бездеятелен в своем духовном развитии. С грустью отмечаю, что годы проходят, но я все еще не усваиваю основы духовной жизни, которая является самой важной "наукой всех наук".

14 октября 1937 года произошло задержание в лагере по обвинению в антисоветской агитации. Позже, 20 ноября, Особая тройка УНКВД Карельской АССР вынесла приговор к расстрелу.

3 декабря 1937 года в урочище Сандармох близ посёлка Медвежья Гора (ныне город Медвежьегорск), Карелия, был расстрелян вместе с большой группой заключённых (1-й Соловецкий этап) и похоронен в общей безвестной могиле.