Биография

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) провел свою жизнь в Оптинском монастыре, где был учеником нескольких старцев. Господь провиденсиально устроил, чтобы Оптинские старцы не только воспитывались своими старцами, но и сами стали наставниками. Этот дар был передан из поколения в поколение на протяжении более ста лет, начиная с приезда старца Льва в 1829 году, основателя Оптинского старчества, и до закрытия монастыря в 1923 году. В последние десятилетия XIX века и в начале XX века этот дар был передан преподобным Никоном и преподобным Исаакием II, которые мученически скончались в тридцатых годах.

В 1853 году отец Анатолий прибыл в Оптиную Пустыню и стал учеником преподобных старцев Макария и Амвросия. Семь лет он провел под их руководством, пока Макарий не ушел из жизни в 1860 году. Это были годы расцвета старчества в Оптиной Пустыни, которая славилась своим духовным райским образом жизни. В тот период также проживали другие известные подвижники, такие как Моисей, Антоний и Иларион. Однако среди всех этих духовных личностей имя преподобного Анатолия старшего (Зерцалова) не потускнело.

Преподобный Анатолий, известный в миру как Алексей Зерцалов, родился в 1824 году в семье дьякона, который служил в храме села Бобыли в Калужской губернии. Его крестили в честь святого Алексея, человека Божия. Воспитание преподобного Анатолия было строгим и благочестивым, чему свидетельствует мудрость: "Молитва родителей созидает дома детей". Родители мечтали о том, чтобы их сын стал иноком, и Алексей успешно окончил духовное училище, а затем семинарию в Калуге. В молодости его здоровье было слабым, в четырнадцать лет он пропустил год учебы из-за болезни, и почти ушел к пустынникам в Рославльские леса. Среди этих пустынников были будущие Оптинские преподобные Моисей и Антоний.

После завершения обучения в семинарии, молодому человеку предложили несколько священнических должностей, однако судьба уготовила ему другой путь. Пока он жил дома, он работал в казённой палате, совершал паломнические путешествия. Вместе с сестрой Анной они посетили обитель преподобного Сергия Радонежского, затем остановились в Хотьково, где сестра так понравилось, что она осталась в этой местности.

Возможно, путь Алексея в Оптину был бы длиннее, но Господь сделал этот путь более прямым и быстрым. Алексей заболел туберкулёзом, что в те времена считалось смертельным. Обещав поступить в монастырь в случае выздоровления, он был принят с любовью настоятелем и старцем Оптиной, преподобным Моисеем, в 1853 году. "Любящему Бога всё поспешествует к благу".

Родители одобрили юного мужчину, когда ему было двадцать девять лет, чтобы он начал свою духовную жизнь. Старец Макарий похвалил мать будущего монаха за ее благословение и поддержку. С того момента старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника, наставляя его и уча Иисусовой молитве. Послушник уходил в лес и молился в уединении, под влиянием своего наставника.

С появлением близящейся старости и болезней отец Макарий советовал ему обратиться к преподобному старцу Амвросию. Духовное созревание каждого человека происходит по-разному, и Бог сам ведет своих избранных. Только через десять лет, в 1862 году, послушник Алексей был постригнут в монашеский постриг с именем Анатолия. К тому времени он уже давно был учеником преподобного Амвросия и одним из его первых учеников.

В течение этого десятилетия молодой посегоднящник прошел через трудные испытания под руководством старца Макария, который видел в нем будущие дары старца. Старец вел его через тесные пути испытаний и трудностей, чтобы укрепить его и сформировать благочестивый монашеский уклад.

Алексей был известен своей бережливостью и любовью к чистоте. Его постоянно переводили из кельи в келью, чтобы он не привязывался к материальным вещам. Старец Амвросий часто говорил: "Мы должны жить на земле как колесо, которое касается ее только одной точкой, а все остальное стремится вверх; а мы, будучи привязанными к мирским вещам, не можем подняться выше". Вновь поселившись в келии, Алексей сразу же убирался, создавал порядок и расставлял свои любимые духовные книги. Но его сразу же переводили в другую келью, и ему приходилось начинать все заново. Он смирился с этим и без возражений брал свои скромные пожитки - иконочки, войлок, книги, - переезжая в новое место.

Преподобный Иоанн Лествичник утверждал, что видел молодого послушника, который целый день трудился на послушании, затем на молитве испытывал Божественное просвещение. Эти слова подтвердились на своем опыте. Даже при слабом здоровье ему пришлось выполнять тяжелую работу на кухне. Физический труд был непривычным, и для отдыха оставалось очень мало времени. Он мало спал, иногда просто на полу кухни.

В своей молитве Алексей преуспевал настолько, что когда преосвященный Игнатий Брянчанинов посетил обитель и захотел пообщаться с опытным иноком, который следует учению о молитве Иисусовой, его направили к Алексею, когда тот был еще иеродьяконом. Игнатий Брянчанинов был поражен тем, что встретил такого молодого и образованного инока, который обладал опытом в духовных вопросах. Отец Алексей в своей простоте передал эти слова своему старцу Макарию.

Преподобный Макарий оказал наказание молодому иноку, используя палку, и сказал: "Ты, негодяй, вообразил, что такой хороший! Преосвященный... сказал тебе так из любезности, а ты поверил, будто это правда!" Инок, с стыдом и болью в сердце, ушел к себе. Отец Макарий объяснил окружающим: "Как мог он так поступить? Он же внимательный, умный и образованный монах, уважаемый многими. Неужели он мог так загордиться?"

Позднее, возможно, при воспоминании о данном событии, преподобный Анатолий напишет о том, как можно приобрести смирение. Он говорит: "Я хочу поделиться с тобой лучшим способом достижения смирения. Это так просто: просто принимай всякую боль, которая пронзает гордое сердце... Начни с этого и увидишь результат... Главное, ты не осознаешь, что именно эта боль, именно эта самая острая и колючая боль, пронзающая чувствительность сердца, является самым настоящим источником милости Божьей и смирения. Именно в ней скрыта истинная милость Божья".

После ухода старца Макария в 1860 году, преподобные Амвросий и Анатолий стали тесно общаться друг с другом, потеряв любимого наставника. Вскоре старец Амвросий отправил преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу для утешения скорбящих. Заметив, что ученик готов наставлять других в духовном деле, старец начал вводить его в старческую деятельность, готовя его к роли помощника. В 1870 году преподобному Анатолию был преподан священнический сан, ему было сорок шесть лет.

В году, который наступил после того, он был назначен настоятелем Спасо-Орловского монастыря и был возведен в сан архимандрита. Однако его любовь к родной Оптиной пустыни и старцу Амвросию заставила его отказаться от этого почетного назначения. Преподобный Амвросий сначала взял его к себе в помощники, затем назначил благочинным скита. Отец Анатолий всегда принимал свои назначения из послушания любимому старцу, никогда не тщеславился и не требовал почести. В 1874 году, в возрасте пятидесяти лет, он принял должность скитоначальника за послушание преподобному Амвросию. Он всегда с почтением относился к старцу Амвросию, став его прямым начальником. Однажды отец Амвросий, беседуя с отцом Анатолием, стоящим перед ним, как всегда, на коленях из уважения, показал на преподобного Анатолия и сказал: «Вот мой начальник», давая урок смирения и послушания.

По должности духовника и скитоначальника, преподобный Анатолий заботился о своей братии с любовью и вниманием. Он не только следил за их духовным преуспеянием, но также заботился о их повседневных нуждах. Важные решения он обсуждал с отцом Амвросием, который всегда учитывал мнение Анатолия. Между этими двумя старцами царило единодушие и любовь.

Преподобный Анатолий был поручен старцем Амвросием заботой и управлением Шамординской женской обители, которая была создана недавно. Отец Амвросий неоднократно говорил с сестрами: "Я редко приглашаю вас на личную беседу, потому что я уверен в вашей благополучной жизни под руководством отца Анатолия". Когда в Шамординской обители был построен церковь, отец Анатолий лично обучал сестер богослужебному уставу, привез Типикон, обучал их пении, а также учил совершать монашескую пятисотницу.

Старец Анатолий был обладателем всех даров Святого Духа, включая прозорливость, духовное рассуждение и способность исцелять душевные и телесные недуги. Его мудрые советы и духовное руководство были ценным духовным подарком для тех, кто искал его прозорливость и мудрость.

По-видимому, вы стараетесь и стремитесь спастись, но не обладаете навыками и не понимаете духовной жизни. Секрет заключается в том, чтобы терпеть испытания, которые Бог посылает, и тогда вы увидите, как войдете в рай.

Инструкция гласит, что нужно открыто и честно оценить свои достоинства и недостатки.

Ты должен быть терпеливым с разумом, не терять надежду, потому что Господь видит все, что ты делаешь, и заботится о тебе, как мы заботимся о любимом человеке. Он видит и испытывает тебя в твоих трудностях. Если ты выдержишь, то станешь Его возлюбленным. Но если не сможешь выносить и возмущаться, но всё равно раскаешься, то все равно станешь Его возлюбленным.

Всякая молитва к Богу имеет ценность, но нам неизвестно, какая именно. Он является Судьей праведным, в то время как мы можем ошибочно принимать ложь за истину. Поэтому молись и верь.

"Секрет выведения смирения заключается в том, чтобы терпеливо принимать все боли, которые поражают гордое сердце, и ожидать милости от Спасителя непрестанно, день и ночь. Тот, кто так поступает, обязательно получит милость."

Изучайте терпеливость и смирение, и вы будете любимы всеми. А когда чувства открыты, это как открытые ворота: туда проникают и собаки и кошки... и они могут навредить.

Необходимо проявлять любовь ко всем, но мы не имеем права требовать, чтобы нас любили.

Преподобный Анатолий в течение двадцати одного года преподавал в Шамординской обители, где его уважали как старца и отца, знающего все нужды, скорби и искушения своих сестер. Под руководством преподобного Амвросия он также духовно наставлял монахинь из различных епархий, включая Калужскую, Московскую, Смоленскую, Тульскую, Орловскую и Курскую. Он сам был страстным молитвенником и учил своих духовных детей молитве Иисусовой.

Преподобный Анатолий был известен своей молитвенной силой, о чем свидетельствовал преподобный Амвросий: "Ему дана такая молитва и благодать, какой не дано никому еще". Также его отличал милосердный и сострадательный характер. Он глубоко переживал горе других и страдал головной болью и болями в сердце, когда слышал о чьей-то беде. Эти страдания привели к серьезным проблемам со здоровьем, таким как болезнь сердца и отек легких. В 1891 году он потерял своего наставника и близкого друга, преподобного Амвросия, что еще более подорвало его здоровье. Вскоре после этого преподобный Анатолий скончался, прожив всего три года без своего духовного наставника.

Врачи советовали старцу лечиться и делать прогулки на свежем воздухе, но его ноги начали пухнуть и перестали входить в обувь, из-за чего пришлось прекратить прогулки. Смиренно перенося свою болезнь, старец принял схиму тайно в 1893 году, и только его духовник, отец Геронтий, и несколько близких лиц узнали об этом. Через три с половиной месяца после этого, 25 января 1894 года, на семидесят первом году жизни, старец Анатолий скончался во время чтения отходной молитвы. До последнего дня он не прекращал молиться, утешая и наставляя других на пути к вере. Многие его духовные дети видели его после его смерти во сне, чувствуя утешение и исцеление от своих недугов.

В 1996 году местночтимый преподобный Анатолий старший (Зерцалов) был включен в список святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года его прославили для общего почитания Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе. Его мощи покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Книги автора

Письма