Биография

Александр Алексеевич Ухтомский, известный также как князь Ухтомский, родился в деревне Вослома, которая находится в Рыбинском уезде Ярославской губернии. Он был братом известного академика Академии Наук СССР Алексея Алексеевича Ухтомского.

Из древнего княжеского рода Рюриковичей происходил. На реке Ухтоме получил удел князь Иван Иванович Каргопольский, потомок Рюрика в двенадцатом колене князь Глеб Васильевич владел уделом на Бело-Озере.

Отец будущего епископа Алексей Николаевич Ухтомский отслужил десять лет во флоте. Из-за его желания оба его сына, Александр и Алексей, учились в кадетском корпусе, который также окончил и сам Ухтомский, а также его братья. После военной службы Алексей Николаевич работал в канцелярии Ярославского губернатора, после чего уволился и занялся хозяйством в своем родовом поместье в Восломе.

Мать Антонины Федоровны была женщиной исключительно доброй и никогда не задевала никого словом или поступком. Более того, ей приходилось иногда разрешать конфликты и исправлять те резкие отношения к людям, которые проявлял ее муж. Перед своей смертью она завещала значительную часть своего состояния Церкви.

Князь Александр вспоминал свою няню, Манефу Павловну, с любовью и признательностью. Она была бывшей крепостной и жила в доме Ухтомских до конца своих дней. Он говорил, что благодаря ее молитвенному шепоту выучил свои первые молитвы. Даже когда он уже был архиереем, он неоднократно проповедовал на темы, заимствованные из мудрых наставлений своей няни.

После завершения обучения в гимназии, князь Александр поступил в Нижегородский кадетский корпус в 1887 году. После его окончания он был принят в Московскую духовную академию в 1891 году. Решение поступить в Академию было принято после случайной встречи с Иоанном Кронштадтским на пароходе, когда мать Антонина Федоровна везла сыновей на каникулы в родовое поместье. После длительных разговоров с Иоанном Кронштадтским на верхней палубе, как Александр, так и его брат Алексей приняли решение стать священниками.

Во время учебы в духовной академии, Александр часто общался с отцом Иоанном, вел с ним переписку и упоминал о нем в своих проповедях и статьях. Ухтомский учился, по-видимому, не выдающе, но без задолженностей, занимая 33-35 места в переводных списках курса.

Подписав свою дипломную работу "Гнев Божий", Александр Ухтомский завершил свое обучение в Московской Духовной Академии в 1895 году, получив степень кандидата богословия. В этом же году, 9 ноября, он был назначен преподавателем в Казанском духовном училище, а 2 декабря вступил в монашеский чин, а 6 декабря был посвящен во иеромонахи.

В 1897 году он был назначен инспектором Александровской миссионерской семинарии, а в 1899 году занял должность наблюдателя Казанских миссионерских курсов под патронажем архимандрита.

4 октября 1907 года ему было присвоено звание епископа Мамадышского и он был назначен заведующим Казанскими миссионерскими курсами. Торжественная церемония состоялась в Благовещенском кафедральном соборе города Казани, где архиепископ Димитрий, Назарий, епископ Нижегородский; Митрофан, епископ Пензенский и другие епископы совершили его посвящение в епископа.

С 25 июля 1911 года он занимает должность епископа в Сухуме.

С 22 декабря 1913 года он назначен епископом Уфимским и Мензелинским.

В середине февраля 1914 года епископ Андрей прибыл в Уфу. Он начал публиковать письма к пастырям Уфимской епархии в местном епархиальном вестнике. Всего было опубликовано сорок одно письмо, которые затем были изданы отдельными изданиями. В письмах епископ высказывал мнение, что церковь того времени не выполняла своих задач из-за разложения организации и отсутствия деятельности в приходах. Он подчеркивал, что церковь была жива благодаря отдельным личностям, таким как славянофилы Алексей Хомяков, Иван Аксаков, Иоанн Кронштадтский, а также церковный историк и философ архиепископ Антоний (Храповицкий) и архимандрит Кирилл (Васильев), настоятель Воскресенского монастыря Новгородской епархии.

Епископ Андрей выделялся среди многих руководителей церкви, так как он открыто высказывал свою позицию в отношении Г.Е. Распутина в печати, предупреждая царя о том, что его действия приведут к беде для России.

В октябре 1915 года в Уфимском земском собрании епископ Андрей выразил глубокую озабоченность тяжелым положением общества, назвав его бедственным.

Высокоразвитые личности, обладающие яркими и энергичными духовными мыслями, были изгнаны из общества как сверху, так и снизу. В результате, появились лжепророки, несмотря на отсутствие книжников и фарисеев. Вместо них появились молчальники, которые далеки от реальной жизни и не понимают ее, поэтому не могут стать ее руководителями.

Для еще большей выразительности он обращается к примеру старообрядчества, чтобы подчеркнуть трагичность положения.

«Почему… наши раскольники несравненно устойчивее и сильнее в культурном отношении? Именно потому, что раскольники живут приходскою самоопределяющейся общиною, а наша деревня влачит свое существование только по распоряжению начальства. Раскольническую общину объединяет любимый храм или часовня, а нашу православную деревню объединяла до последнего времени казенная винная лавка…»

Епископ акцентировал внимание на необходимости участия церковных деятелей в жизни общества. Он подчеркивал, что священнослужитель должен привносить духовные ценности во все аспекты приходской жизни, включая школу, больницу, благотворительные учреждения, библиотеку, профессиональное училище и другие установления. Таким образом, священник служит связующим звеном между приходом и внешним миром, а также возглавляет приходские структуры общественных организаций на государственном уровне.

Обладание такой духовной властью требует полной самоотдачи и высоконравственной жизни. Поэтому священник должен пользоваться абсолютным доверием людей прихожан. Епископ делает вывод, что люди имеют право выбора и смещения своего пастыря. Епископ уделял особое значение этому моменту и потому подробно разработал рекомендации акта избрания священников, введя их повсеместно на территории Уфимской епархии с лета 1916 года.

В 1916 году в городе Уфа было учреждено Восточнорусское культурно-просветительское общество, и на его собрании владыка был избран председателем этой организации. Под эгидой общества епископ основал журнал "Заволжский Летописец", который выпускался в Уфе с 1916 по 1918 год. Позднее он описал свою работу над этим изданием в своей «Исповеди» говоря: "Этот журнал оставался верным своему курсу и в 1917 году во время Керенского, и в 1918 году во время большевиков, и в 1919 году во времена Колчака. Мы говорили только правду, и эту правду мы донесли до всех наших читателей, включая представителей различных политических направлений. Более того, в 1918 году наш журнал даже печатался в типографии большевиков".

Во воспоминаниях разных людей о времени, проведенном Ухтомским в Уфе, всегда присутствовали безграничное доверие, уважение и любовь к нему.

В феврале 1917 года епископ выразил поддержку революции, увидев в ней шанс на освобождение церкви от вмешательства государства.

В марте 1917 года епископ отправляется из Уфы в Петроград, а затем направляется в прифронтовую зону вместе с Двинском (ныне Даугавпилс) и Ригой, где он служит и проводит проповеди среди воинов. Его сердца тревожат общественные настроения, которые оставляют глубокое впечатление на нем. Он видит, как всеобщая враждебность, духовное падение людей и признаки наступающего беспорядка охватывают общество.

Увеличивается авторитет епископа Андрея среди церковных иерархов, и его назначают митрополитом Петроградским. Однако, он, будучи сторонником избирательности духовных лиц, отказывается от этой высокой должности и остается в Уфе. Недолго спустя его включают в новый состав Святейшего Синода.

На московском Государственном Совещании епископ предложил создать беспартийное «министерство спасения отечества» и уверил, что оно будет поддержано Всероссийским церковным Собором. В сентябре 1917 года он выступил за прекращение контактов с государственными органами Российской Республики из-за их антицерковной политики. Впоследствии он был выдвинут от Уфимской губернии в качестве кандидата в члены Учредительного Собрания.

В 1918 году он исключил из общины грабителей чужих имений, отправив им послание с просьбой прекратить свои действия.

В связи с событиями в городе Уфа, как епископ Церкви Уфимской, я не могу и не имею права молчать и оставлять грабителей без церковного наказания. Согласно священным канонам, каждый грабитель является оскорбителем свято Церкви, и Церковь отлучает его от святого общения на два года. Поэтому, я, выполняя данную мне от Господа Иисуса Христа власть, определяю и объявляю: все воры и грабители, участвовавшие в погроме г. Уфы и носящие христианское имя, отлучаются от святого Причастия на два года. В случае искреннего раскаяния, по усмотрению духовника, отлучение может быть сокращено до одного года. Единственное исключение - смертельная болезнь, при которой эпитимия может быть снята духовником. Пусть эти грешники, допустившие великий соблазн для всех и позор своему христианскому званию, усердно молятся Богу о прощении своего греха и отвращении Господня гнева, праведно на нас движимого.

1 июля 1918 года в Никольской железнодорожной церкви Уфы был основан первый в России церковный кооператив. В тот день епископ Андрей произнес речь перед прихожанами.

«В вашем приходе открылся первый кооператив, первый союз взаимопомощи: впервые церковная любовь проявляется в заботе об экономической жизни нуждающейся братии. Сегодня мы осуществляем великий завет святых церковных дьяконов, данный церковному обществу: «пещись о столах», то есть заботиться обо всех несчастных и бедных, никогда не покидать их, чтобы церковное общество разрослось в целое древо, в святую семью из всего народа вместе с духовенством».

В осеннем 1918 году он стал членом Сибирского Временного Высшего церковного управления, где возглавлял духовенство 3-й армии А. В. Колчака.

В январе 1919 года уфимские единоверцы выбрали епископа Саткинского из своего среди. С того времени он занимает должность старообрядческого епископа. Когда Живая Церковь начала нарушать церковные каноны и утверждаться над верующими, епископ Андрей немедленно отрекся от нее без колебаний.

После поражения белых сил в феврале 1920 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск) он был арестован. Осенью того же года он выступил с заявлением о своей преданности Советской власти и просил о своем освобождении. Вскоре его освободили, и он отправился в Уфу. Несколько раз он был арестован и проживал в ссылке.

В 1921 году он был назначен епископом Томским, однако не приступил к управлению епархией.

В феврале 1922 года он был арестован за то, что проповедовал крестьянам организовываться в крестьянские союзы. После этого его отправили в Москву на Лубянку, где его освободили для лечения. В этом же году ревтрибунал Москвы прекратил дело из-за недостатка улик.

В конце ноября того года временно управляющий Уфимской епархией, избранный общим собранием духовенства и мирян Уфы, объявил о временной автокефалии епархии. Он руководствовался постановлением патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 20 ноября 1920 года о мерах на случай невозможности связи епархии с Высшим церковным управлением или в случае вынужденного прекращения деятельности последнего, а также посланием патриаршего заместителя митрополита Ярославского священномученика Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 года о временной самостоятельности епархиальных архиереев в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним впредь до восстановления законной высшей церковной власти.

В 1923 году это лицо было изгнано в Среднюю Азию, где провело время в городах Ташкент, Пенджикент и Ашхабад.

Во время своей ссылки в тюрьме, он тайно написал письмо Патриарху Тихону в 1924 году.

"Ваше Святейшество! Ваш арест вызвал глубокую тревогу у верующих в тяжелое время для Русской Церкви, когда она осталась без руководства. Год назад вас освободили, и вы признали свои ошибки перед властью. Верующие с нетерпением ждали активных действий от вас, как от главы церкви, и надеялись, что ошибки не повторятся. "Живая церковь" разжигает раздражение среди народа, и многие священники были арестованы из-за ложных обвинений и клеветы, оставаясь верными своему призванию в ссылках и тюрьмах. Что же было сделано Вами, Ваше Святейшество, для улучшения церковной жизни за этот год? Общее мнение епископов и мирян - ничего."

Вы окружаете себя архиереями, неизвестными даже для их собственной паствы; вы по-прежнему не знаете никакой программы устроения церковно-общественной жизни; и по-прежнему вся ваша деятельность выливается в торжественное богослужение. Но, Ваше Святейшество, те розы, которыми усыпают ваш путь московские богомольцы, не могут считаться признаком торжества православия и нисколько не успокаивают народной совести…
Святейший владыка, умоляю вас, скажите твердо, что нужно кому делать и благословите всех на устроение доброй народной жизни. Благословите жить радостно во славу Божию, а не только умирать неизвестно по чьему капризу...
Грешный епископ Андрей, Уфимский по избранию и Томский по распоряжению Вашего Святейшества.
7-я камера, Туркестан, ГПУ».

В конце 1926 года епископ Андрей вернулся в Уфу и поселился в доме под номером 64 на улице Самарской, неподалеку от железнодорожных мастерских и Симеоновской церкви, расположенной в рабочем квартале. Его возвращение вызвало огромный интерес среди жителей города, и в течение многих дней к нему выстраивались огромные очереди. Одна из жительниц Северной слободы вспоминает, что это было как страшное паломничество, а его службы в Симеоновской церкви были такими возвышенными, что верующие не хотели, чтобы они заканчивались.

С 1922 года, после ареста Святого Патриарха Тихона, вплоть до 1928 года и в последующие годы, он явно и тайно освящал множество епископов. Известно, что первые жертвы получили свое освящение от него, но неизвестно, кто был первым. Среди тех, кого он освятил, некоторые продолжили служить Православной Церкви, такие как Кирилл (Васильев) в схиме Макарий, Николай (Парфенов) «Горбатенький» Трофим (Якобчук), Антоний (Миловидов), Марк (Боголюбов) и Серафим (Афанасьев).

Другие люди, которые присоединились к нему, считаются отколотыми и стали частью так называемого Андреевского раскола. Среди них были Аввакум (Боровков), Вениамин (Фролов), Иов (Гречишкин), Иринарх (Павлов), Питирим (Ладыгин), Руфим (Троицкий) и другие, о которых у нас в настоящее время нет информации.

В осенние месяцы 1927 года он был задержан в Москве, а затем высылка в Казахстан, в город Кзыл-Орду.

В результате ареста 4 октября 1928 года он был отправлен в Ярославль, где пробыл три года (до 7 октября 1931 г.) в изоляции в одиночной камере местного изолятора.

После освобождения, он отправился в Москву, но вскоре был арестован и выслан 1 апреля 1932 года в Алма-Ату.

4 сентября 1937 года был казнен в Ярославской тюрьме по приказу «тройки» НКВД Ярославской области.

В 1989 году гражданские власти приняли решение о полной реабилитации данного лица.

Благочестивый архиерей был восхвален и прославлен как святой новомученик и исповедник Российской православной церковью в 1981 году.