Биография

Авраамий Гаврилович Смирницкий родился в селе Повстине Пирятинского уезда Полтавской губернии. Он был старшим сыном протоиерея и получил свое имя в день преподобного Авраамия Ростовского при крещении. Его отец, окончив Киевскую духовную академию, служил верой и правдой в Церкви в течение пятидесяти лет и был примером для своего старшего сына. В детстве Авраамий занимался грамотой по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик. Также в детстве проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды, по пути в храм, он чудом был спасен оттого, что упал в прорубь.

В 1783 году молодой человек поступил в Киевское духовное училище, где благодаря своему смиренному и тихому характеру получил фамилию Смирницкий. Его хорошо подготовили дома, и поэтому после окончания училища он поступил в Киевскую духовную академию. Он закончил академию с отличием, и в августе 1796 года поступил в Киево-Печерскую Лавру в качестве послушника, выразив желание учиться у учителей, которые почивают в пещерах.

Ежедневно молится за ранней литургией в Лавре, избегает студенческих увеселений. Предполагаемый брак не был благословлен митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (Миславским; †1796) с указанием, что для него предназначены другие пути.

21 февраля 1797 года Иерофей (Малицкий; †1799), митрополит Киевский и Галицкий, был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского. 12 апреля 1797 года он был рукоположен в сан иеродиакона. Он заведовал библиотекой и читал собственные проповеди. 20 ноября 1799 года Гавриил (Бодони-Банулеско; †1821), митрополит Киевский и Галицкий, рукоположил его в сан иеромонаха. Позже, 25 января 1808 года, Серапион (Александровский; †1824), митрополит Киевский и Галицкий, назначил его заведующим лаврской типографией. Антоний был известен как блестящий проповедник и строгий постник. В 1815 году он был назначен наместником Лавры, а в 1817 году митрополитом Серапионом был возведен в сан архимандрита. В течение всей жизни он имел благоволение императора и царского двора, чего свидетельствует его многочисленная переписка с монархами и дары, которые он получал от них.

31 января 1826 года в Киево-Печерской Лавре архимандрит Антоний был рукоположен во епископа по рекомендации митрополита Киевского и Галицкого Евгения. Он стал епископом Воронежским и Черкасским, а с 5 апреля 1829 года его стали называть Воронежским и Задонским. Церемонии хиротонии провели епископы Черниговский и Нежинский Лаврентий, Чигиринский, викарий Киевской епархии, и бывший Вологодский и Устюжский епископы. 6 декабря 1832 года епископ Антоний был повышен до звания архиепископ.

В течение двадцати лет архиепископ Антоний служил на кафедре, игравшей важную роль в истории Воронежской епархии. Его служение было связано с прославлением святителя Митрофана Воронежского и подготовкой к канонизации святителя Тихона Задонского. Архиепископ называл себя «орудием» в реализации Божьего промысла и упоминал о приходе записки от отца Серафима из Сарова, в которой тот поздравлял его с явлением нового Угодника Божия.

С 1830 года архиепископ Антоний начал собирать материалы для прославления святителя Митрофана. После обращения в Святейший Синод, мощи святителя были признаны нетленными 25 июня 1831 года, а чудеса были приписаны к его захоронению. В августе 1832 года преосвященный Антоний провел торжества по открытию и обретению мощей, на которые пришло более 60 тысяч верующих. Спустя сорок дней император Николай I прибыл на поклонение. 23 декабря 1832 года мощи были переложены в новую серебряную раку, а 25 июня 1833 года они были перенесены в Благовещенский кафедральный собор на указание Антония. День перенесения мощей стал общеепархиальным праздником, а было также установлено еженедельное соборное чтение акафиста святителю Митрофану. В 1989 году митрополит Мефодий возобновил это чтение не только пред мощами святителя, но и во всех приходах епархии. 1832 года преосвященный Антоний издал указ по епархии, обязывающий вспоминать имя святителя Митрофана при всех служениях.

В том же году архиепископ дал свое благословение ректору Воронежской духовной семинарии, архимандриту Иннокентию, на написание жития святителя. Этот текст был опубликован только в 1886 году в "Воронежских епархиальных ведомостях". В 1834 году иеромонах Никита, по просьбе архиепископа Антония, составил житие святителя Митрофана с описанием чудес и рассказом об открытии его мощей. В 1839 году архиепископом был написан акафист святителю Митрофану по совету петербургского купца С.Ф. Масленникова. В 1842 году, при непосредственной поддержке владыки Антония, Святейший Синод окончательно одобрил полный текст службы святителю. По распоряжению архиепископа Антония профессором Императорской академии художеств Н.И. Уткиным была создана гравюра святителя Митрофана, которая послужила образцом для икон. А в 1830 году, по его настоянию, художником И.В. Шевцовым было выполнено первое живописное изображение святителя Митрофана. К середине 1840-х годов архиепископ Антоний устроил в архиерейских покоях галерею, в которой собраны портреты всех воронежских архиереев.

Один из его заслуг заключается в том, что он способствовал переводу на русский язык произведений святых отцов, в частности преподобного Ефрема Сирина, и этот процесс был завершен в 1829 году. Он также активно участвовал в развитии церковного издательского дела: большие тиражи издавались иконки, акафисты, и духовные наставления. Ему было поручено Н.А. Мотовилову отправиться в Курск и собрать сведения о родителях преподобного Серафима Саровского.

Преосвященный Антоний всегда уважал святителя Тихона Задонского. Когда он был лаврским архимандритом, он постоянно служил заупокойную литургию и панихиду по святителю Тихону Задонскому. На Воронежской кафедре архиепископ Антоний начал процесс прославления святителя Тихона, которое состоялось через 15 лет после его смерти в 1861 году. В мае 1846 года, при сносе старого храма, его тело было найдено нетленным, а его архиерейское облачение оказалось целым. Антоний сообщил Святейшему Синоду об этом и доказал всенародное почитание святителя Тихона, заявляя о чудесных знамениях. За несколько часов до своей смерти он обратился к императору Николаю I, выражая всеобщее желание обретения честных мощей святителя Тихона "перед очию всех".

Благодаря заботам архиепископа Антония, Воронежская кафедра была обновлена еще в начале его служения. Он провел работы по расширению Крестовой церкви, перестроил здание консистории и соборную колокольню. Благодаря средствам благотворителей и своим собственным средствам, он возобновил и отремонтировал все приходские храмы. За последние 12 лет его управления епархией было построено 63 новых храма. Он также восстановил Дивногорский мужской Успенский монастырь, перевел на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь и организовал иноческие общины. Он также основал Митрофанов монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, который привлекал ежегодно десятки тысяч паломников. Усилиями архиепископа Антония было также освящено множество храмов и приделов, устроенных в честь святителя Митрофана.

Без присмотра своего духовного наставника не обходилась и современная церковная практика. В течение лучших традиций монастырей в 1830-1831 годах, было установлено чтение Псалтири во всех монастырях во время Великого Поста.

Архиепископ Антоний активно развивал духовные школы и образование священников. Он считал, что основой воспитания должны быть Священное Писание и творения святых отцов, не особо одобряя формальные аспекты семинарского образования. Тем не менее, это не помешало ему активно заботиться об образовании, благодаря чему число учащихся Воронежской духовной семинарии выросло с 485 до 665 человек. Воспитатели и лучшие ученики получали денежные награды, розги были устранены. Ректоры семинарии, такие как архимандриты Евтихиан (Лестев), Варлаам (Успенский), Елпидифор (Бенедиктов) и Симеон (Авдуловский), пользовались большим уважением архиепископа Антония. Он также регулярно посещал экзамены, на которые приглашал губернатора, предводителя дворянства и почетное купечество.

Владыка Антоний был в центре внимания, объединяя разных людей из разных слоев общества во Воронеже. Он поддерживал дружеские отношения со всеми губернаторами региона во время своей деятельности, включая Н.И. Кривцова, Б.А. Адеркаса, Д.Н. Бегичева, Н.И. Лодыгина и барона Х.Х. Ховена.

В период с конца 1820-х до начала 1840-х годов, когда множество воинских частей проходили через Кавказ, епископ Антоний устроил благословение воинов у святынь святителя Митрофана. Особо известно его благословение генерал-фельдмаршалу, князю Варшавскому, графу И.Ф. Паскевичу-Эриванскому. По возвращении с войны многие офицеры и солдат выражали признательность епископу Антонию за его молитвы и чудеса.

Епархия Воронежская в те времена стала свидетелем удивительной благотворительности и милосердия святителя Антония. Его ежегодные поездки по благочиниям были путем не только осмотреть состояние храмов, но и совершать литургии, проводить благотворительные обеды для нуждающихся и посещать тюрьмы. Владыка был знаменит благотворительностью и мудрым побуждением других людей к добрым делам, обращаясь к священникам с просьбой информировать его о тех, кто нуждался в помощи. Он сам же оказывал помощь как из своих личных средств, так и из фондов, которые он активно поддерживал. На его совести стояли множество благотворительных инициатив, таких как подписка во время голода, устройство благотворительных обедов, помощь в организации строительства жилья для сгоревших городских домов. Кроме того, он направлял пожертвования в различные монастыри и храмы, часто делая это тайно от своего имени.

Архипастырь поощрял паломничества как к местным, так и всероссийским святыням. Он принимал многочисленных посетителей как гостей святителя Митрофана, часто говоря, что он сам лишь последний служитель этого святого. Он всегда дарил подарки своим гостям – образки, Псалтири, слова святых отцов, "Алфавит духовный" и многое другое. Архипастырь был очень внимателен и давал советы всем, кто обращался к нему. Ежедневно он получал несколько десятков писем со всей России, как от обычных людей, так и от известных личностей, и старался читать их все, отвечая на просьбы по мере возможности.

В период эпидемии холеры воронежский епископ Антоний проявил заботу о своей пастве. Он совершил трехдневный пост вместе с священством и паствой, провел молебны и крестные ходы, благодаря чему эпидемия не затронула Воронеж в 1830 году. В 1831 году он издал указ о бесплатных отпеваниях, исповеди и причащении в холерных больницах, а также о ежедневных служениях молебнов "об избавлении от мора". В том же году он возобновил почитание чудотворного Сицилийского образа Божией Матери, и благодаря молитвам перед этой иконой холера прекратилась в южной части Воронежского края.

В конце 1830-х и начале 1840-х годов архиепископ Антоний дважды обращался к императору и обер-прокурору с просьбой об увольнении на покой в Киево-Печерскую Лавру. Однако он отказался от этой мысли после того, как услышал в видении голос святителя Митрофана, который сказал: "Епископство подобно распятию Христа на Кресте, ибо с Креста не сходят, их либо возвышают, либо убирают".

28 октября 1841 года в Воронежской епархии был назначен викарным епископом Иринарх (Попов), который отличался особым вниманием к трудам и оказывал помощь архиепископу Антонию. Предварительно он занимал пост викария Псковской епархии и затем был епископом Рижским. В это время также было учреждено Острогожское викариатство.

В разные периоды жизни Антоний был награждён различными наградами: алмазным наперсным крестом в 1816 году, орденом святой Анны II степени в 1817 году, орденом святой Анны II степени в 1831 году, орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени в 1837 году, алмазным крестом на клобук в 1837 году, орденом святого благоверного князя Александра Невского в 1840 году и алмазными знаками на этот орден в 1846 году.

Владыка Антоний был известен своей строгостью к себе и состраданием к слабостям других. Он верил, что недолго можно сделать человека несчастным и всегда оказывал поддержку семье священника, находившегося под запретом, выплачивая им пособие. В его управлении епархией не было известно о злоупотреблениях, и Воронежская консистория не получала замечаний от Святейшего Синода. Его представления всегда уважались и не оставлялись без внимания.

Архиепископ Антоний был невысокого роста, но имел внушительную внешность. В последние годы его жизни он стал выглядеть даже величественно. У него были приятные черты лица, которые всегда отражали серьезность, и живые, ласковые глаза. Часто, как на службе, так и после нее, люди видели его с полузакрытыми глазами, которые были полны слез и скатывались по его седой бороде. Говорил он четко, с легким украинским акцентом, до самого конца своей жизни. У него был хороший слух и уместный голос. Никто не видел, чтобы он смеялся, но его лицо часто выражало радость или улыбку.

В свой последний год жизни архиепископ Антоний, уже больной, освятил два храма: в Дивногорском монастыре во имя Рождества Иоанна Предтечи и в хуторе Гнилой Острогожского уезда во имя Преображения Господня. Вплоть до своей смерти он посещал храм, молился в алтаре и занимался делами своей епархии. 17 декабря 1846 года он исповедовался, просил отслужить молебен с водосвятием в своем кабинете. Накануне своей кончины, 18 декабря, он принял Святые Таинства, но не смог уже вернуться в храм. 19 декабря он передал управление епархией викарию и провел ночь в молитве, утром разделил милостыню и написал духовное завещание. 20 декабря, в полдень, он умер, прославившись своими духовными заслугами. Его погребение состоялось 27 декабря в Митрофановом монастыре, а его могила украшена часовней и мраморным надгробием благодаря усилиям поклонников его памяти.

Антоний проявил себя как святитель, соединяя в себе множество добродетелей, схожих с Митрофаном и Тихоном. Его постоянные молитвы и щедрые благотворительные поступки сделали его светильником благочестия, осветившим церковь Воронежскую. Современники описывали его как энергичного, смиренного, праведного и милосердного архиерея, который призывал себя "послушником всех". Еще при жизни многие уважали его как святого, включая преподобного Серафима Саровского, который называл его "великим архиереем Божиим" и своим "старшим братом". Архиепископ Антоний также пользовался глубоким уважением святителя Московского Филарета, а также блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой, которую он благословил на тяжкий путь юродства во Христе.

В начале своей монашеской жизни Антоний находился под защитой и великим уважением митрополитов Киевского и Галицкого, Московского и Коломенского Платона. Позже у него сложились братские молитвенные отношения с архиепископами Игнатием и Казанским и Свияжским Филаретом, который стал впоследствии митрополитом Киевским и Галицким.

Антоний был очень духовно близок к иеросхимонаху старцу Парфению (Краснопевцеву) и иеросхимонаху старцу Вассиану (Балашевичу), которые были известны своей святостью. Сам Антоний также был почитаем и пользовался покровительством многих современников, включая Христа ради юродивых, старцев задонских и других монахов и старцев. Архиепископ Тихон (Никаноров) называл святителя Антония "накануне своего прославления", а архиепископ Петр (Зверев) призывал паству чтить его молитвенно. Даже великая княгиня преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова относилась к его памяти с благоговением.

Первая биография была написана по разрешению Антония его биографом Н.М. Савостьяновым и опубликована в 1852 году в Санкт-Петербурге под названием "Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского". В этой биографии архиепископ Антоний представлен как мудрый иерарх, истинный праведник, одаренный благодатью святости. Позже о нем появились воспоминания в различных изданиях и в официальных документах. Написание более подробной биографии было поручено епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику протоиерею Михаилу Некрасову. В издание 1890 года были добавлены воспоминания и раздел о чудесах, а также мнения других церковных деятелей и близких Антонию людей. Эта книга стала самой подробной и выразительной биографией Антония в XIX веке.

После этого были опубликованы биографии Е. Поселянина и архимандрита Александра (Кременецкого), который был настоятелем Воронежского Благовещенского Митрофановского монастыря. Архимандрит Александр собрал наиболее яркие случаи чудес, подтвержденные свидетельскими показаниями, и регулярно публиковал сообщения в «Воронежских епархиальных ведомостях» о чудесах, происходивших по молитвам святителя Антония. Исследователь П.В. Никольский также сравнивал архипастыря с великими Воронежскими святителями в своей работе «Антоний II, архиепископ Воронежский и открытие мощей святителя Тихона» (1911).

Архиепископ Сергий (Петров) изучал историю Воронежской епархии и расказывает, что в 1914 году в этом городе была проведена проверка могилы святителя Антония. При вскрытии гроба выяснилось, что тело и одежды святого остались нетленными, но сам гроб разрушился. Тогда его тело перенесли в новый гроб, старый закрыли, а вход в могилу замуровали. В 1953 году архиепископ Иосиф свидетельствовал о том, что верующие почитали память архипастыря и просили перенести его останки в ограду Покровского кафедрального собора. В 1956 году останки святителя Антония перенесли на городское кладбище, а затем на территорию монастыря. С тех пор их местоположение уточняется, и готовятся к прославлению в лике местночтимых святых Воронежской епархии.

По просьбе Митрополита Мефодия и после рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых биографии архиепископа Антония, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II одобрил прославление святителя митрополита Мефодия 23 мая 2003 года, а также поручил написать его житие и службу.

В Покровском кафедральном соборе народ почитает образ святителя Антония, написанный по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. Его память отмечается 20 декабря (2 января), в день его праведной кончины, помимо дня прославления. Интересно, что это совпадает с днем памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского († 1908), о котором также упоминается в одном из жизнеописаний святителя Антония.

Сочинения:

Биография преосвященнейшего архиепископа Антония, когда он обращался к воронежской пастве, была опубликована в Санкт-Петербурге в 1847 году. Его духовное завещание было опубликовано в очерке, написанном протоиереем М. И. Некрасовым, в 1893 году. Также известны его письма другим епископам, его проповеди были опубликованы в различных епархиальных ведомостях, а также в журнале "Христианское чтение".

Источники и литература

Святитель Антоний (Смирницкий) 1773-1846 гг., был местночтимым святым Воронежской епархии. Его канонизация была проведена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием. Данные о жизни и деятельности святителя Антония (Смирницкого) содержатся в различных публикациях и архивных документах, включая летописи, письма, биографические словари, архивные материалы, машинописи и некрологи.

Тропарь, глас 8

Православия наставниче, чистоты зерцало, монашескаго жития ревнителю и нищих питателю, отеческаго попечения о пастве твоей добрый образе, от юности себе смиривый и десницею Христовою в славу святых возвышенный, земли Воронежския украшение, Антоние отче наш, в трудех святительских Митрофану и Тихону поревновавый, /с нимиже в небесех ныне ликуя, молися Спасу всех даровати мир и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3

От юности твоея всего себе Господеви предал еси в пещерах Киевских богомудренно пребывая, и оттуду во епископа пастве Воронежстей поставленный, святителю Христов Антоние всечестне, в трудех, бдениих и молитвах добле подвизался еси, И тако во смирении достиг добродетелей совершенства и Церкви Святей истинного послушания, паки в Небесныя Обители вселился еси, с великими во святых Митрофаном и Тихоном, предстоя Престолу Христову, Владыку Спаса всех моли, оставление грехов получити и велию милость.

Величание

Почитаем и почитаем тебя, уважаемый святитель Антоний, и восхваляем твою святую память, так как ты молишься за нас перед нашим Господом Иисусом Христом.