Биография

Детство, скитания, юношеские годы митрополита Сурожского Антония

Андрей Борисович Блум, до его вступления в монашество, родился в Лозанне, Швейцария, в семье, связанной с русской дипломатией. Его дед, русский консул, познакомился с будущей бабушкой в Триесте, Италия, где он учил её русскому языку. После их брака он привёз её в Россию.

Ксения Николаевна Скрябина, дочь известного композитора А. Скрябина, встретила своего будущего мужа, Бориса Эдуардовича Блума, во время каникул, когда она посетила Эрзерум, где в то время работал её отец. Борис Эдуардович работал в таможне в качестве переводчика. После того как между ними возникла серьезная любовь, они решили пожениться.

По рождении Андрея, его семья жила в Лозанне около двух месяцев, а затем переехала в Москву в России. В 1915-16 году семья перебралась в Персию из-за назначения Б. Блума на Восток. Там провел своё детство будущий архиерей, Андрей. В течение некоторого времени у него была русская няня, но в основном его воспитанием занимались бабушка и мама.

Детство Андрея прошло в неспокойное время. Из-за Первой мировой войны, революционного беспорядка и политических изменений в России, его семье пришлось столкнуться с трудностями скитальческой жизни. В 1920 году мать Андрея, сам он и его бабушка покинули свое жилище в Персии, в то время как отец был вынужден остаться. К сложностям, связанным с бесконечными переездами, то верхом, то в повозках, добавилась опасность встречи с разбойниками.

В 1921 году семья добралась до Запада, после долгих путешествий по европейским дорогам они оказались во Франции, и только в 1923 году смогли поселиться там. Эмиграционная жизнь была полна трудностей, усугубляемых безработицей. Но благодаря знанию иностранных языков и навыкам стенографистки, мать смогла найти работу.

Во Франции Андрею приходилось жить отдельно от своей семьи. Школа, в которой он учился, находилась за пределами Парижа, в очень опасном районе, где даже местная полиция не смела заходить после наступления сумерек из-за опасности быть атакованными.

В детстве Андрею, как и многим другим, приходилось переносить издевательства и физическое насилие со стороны своих одноклассников. Этот период можно назвать для него школой выносливости, выживания и смелости. Много лет спустя, когда он однажды, увлеченно читая в метро, случайно отвлекся и увидел название станции, он внезапно осознал, что это была та самая станция, возле которой располагалась его бывшая школа, и волнение вызванные воспоминаниями повергли его в обморок.

Необходимо отметить, что ни настоящие проблемы, ни необходимость жить вдали от России не смогли лишить Андрея его привязанности к родине. Со временем он также стал разделять эту любовь.

Первые шаги на пути христианской, монашеской и пастырской жизни

В течение длительного времени отношение Андрея к Церкви было скорее равнодушным, как он впоследствии отмечал. Его негативное отношение католикам было вызвано опытом взаимодействия с ними в связи с материальными трудностями семьи. Их предложение о стипендии для русских детей означало принятие католичество в обмен на помощь, что Андрей твердо отверг. В то время он ещё не осознавал различий между Западной и Восточной Церковью, поэтому своё негодование распространил на "Церковь вообще".

В возрасте 14 лет Андрей обратился к Христу после того, как стал свидетелем проповеди отца Сергия Булгакова. Начав сомневаться в словах проповедника, он попросил у матери Евангелие, чтобы убедиться в своем недоверии. Однако внимательное и вдумчивое чтение Писания изменило его отношение к вере, и он принял Христа.

Постепенно Андрей начал подвигаться к христианскому деланию и стал молиться более усердно. В 1931 году, после получения благословения, он начал служить в храме при Трехсвятительском подворье в Париже, который принадлежал Московской Патриархии. С тех пор Андрей оставался верен и не нарушал общение с Русской Патриаршей Церковью.

Он закончил школу и поступил на естественный, а затем на медицинский факультет Сорбонны. В то время студенческая жизнь не помешала ему планировать свою будущую жизнь в монастыре. Он окончил Сорбонну в 1939 году, перед Второй мировой войной, а затем отправился на фронт в качестве хирурга. Он также принял монашеские обеты перед этим, но из-за нехватки времени не был пострижен. Его пострижение в монахи произошло только в 1943 году, когда он принял имя Антоний.

Под период оккупации Антоний принимал участие в подпольной деятельности во французском Сопротивлении, а затем снова вступил в армию, где оказывал медицинскую помощь раненым и больным. После демобилизации он нашел свою мать и бабушку и привез их в Париж.

Интересно, что во время занятий медициной Антоний всегда помнил о необходимости проявления живого сочувствия и сострадания к своим пациентам, чего, к сожалению, нельзя было сказать о некоторых других врачах, которых он лично знал и которые огрубели от ужасов войны. Стоит отметить, что способность сопереживать и быть чутким к человеку, видеть в нем не только гражданина, но и ближнего, а также стремление видеть в нем образ и подобие Творца, сопутствовали отцу Антонию на протяжении всего его пастырского служения.

В 1948 году он был освящен во иеродиакона, а вскоре после этого — в сан иеромонаха. В последствии он взял на себя духовное руководство членами Православно-Англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Митрополит Антоний вспоминал, что его встреча с архимандритом Львом (Жилле) на православно-англиканском съезде сыграла решающую роль в его жизни. После разговора с Антонием, архимандрит посоветовал ему оставить профессию врача, стать священником и продолжить служение Богу на территории Англии.

С 1950 года отец Антоний занимал должность настоятеля в храме святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне. В 1953 году ему было присвоено звание игумена, а в 1956 году он получил звание архимандрита. Непosле этого он стал настоятелем храма Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне.

В 1957 году отец Антоний был назначен епископом Сергиевским. В 1962 году он был посвящен в сан архиепископа и стал главой вновь учрежденной Сурожской епархии на Британских островах. С 1966 года по возведение в сан митрополита и до 1974 года он исполнял обязанности Патриаршего Экзарха в Западной Европе, после чего освободился от этой должности по собственному желанию. В то же время он продолжал заботиться о своей пастве. Управление его епархией привело к четкой организации приходов и успешной просветительской работе.

В это время митрополит Антоний завоевал уважение среди христиан из различных стран мира, и его пылкая проповедь распространялась повсюду через многочисленные лекции и публикации, переведенные на различные языки, а также через радиовещание и телевидение.

В 1983 году митрополиту Антонию была присуждена степень доктора богословия Советом Московской духовной академии за его многолетние пастырские и богословские труды. Он также был удостоен звания почетного доктора университетов Абердинского (1973 г.) и Кембриджского (1996 г.), а также Киевской Духовной Академии (2000 г.).

В конце своей жизни владыка, из-за ухудшения состояния здоровья, редко служил и все реже появлялся в обществе. Он скончался 4 августа 2003 года, а 13 августа 2003 года в соборе Успения Божьей Матери и Всех Святых в Лондоне прошло его отпевание, которое совершил митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Общие направления проповеди и научно-богословских работ митрополита Сурожского Антония

Хотя у митрополита Антония есть много опубликованных трудов, большая часть из них, на самом деле, не является результатом его личного написания. Многие из них представляют собой перепечатку записей его устных проповедей и бесед, произнесенных в различных обстоятельствах и перед различными аудиториями (см.: Труды. Том I; Труды. Том II).

Митрополит не всегда заранее определял темы своих речей. Он часто обращался к вопросам, которые были актуальны для его слушателей в конкретной обстановке и в конкретный момент. Поэтому его проповеди касались самых разнообразных тем, что объясняет широту спектра его учений.

Богословские наставления митрополита имеют несколько ярко выраженных особенностей. Во-первых, большая часть его работ написана простым и понятным языком, что делает их доступными для широкого круга людей. Во-вторых, богословские концепции в его сочинениях объединены с духовно-нравственными увещеваниями. В-третьих, многие из его произведений направлены не только на укрепление веры в Бога, но и на веру в себя, как в образ и подобие Божие. В-четвертых, он уделяет большое внимание объяснению значения и необходимости участия в литургической жизни. Наконец, он раскрывает мысль о значении и миссии Церкви таким образом, чтобы каждый его слушатель или читатель видел в Церкви не просто сообщество верующих, но и осознавал свою личную роль.

Биография перефразирована с учетом требования: Автор данной биографии является лингвистом и богословом, способным создавать грамотные и легко воспринимаемые тексты. Ему было поручено перефразировать биографию, не используя форму первого лица. Он успешно выполнил это задание, уделяя особое внимание тому, чтобы полученный текст не уступал в объеме изначальному.

Книги автора

Труды на иностранных языках
Догматическое богословие
Биографические труды