Биография

Около 850 года в неизвестном месте появился на свет этот великий человек, который стал занимать высокую должность уже к 902 году.

По всей видимости, он родился в заметной и состоятельной семье. В 886 году он переехал из Греции в Константинополь. Возможно, он был учеником святого Фотия, хотя нет точных данных об этом.

В восьмидесятых годах IX века Арефа приступил к формированию своей коллекции рукописей.

До 895 года он был посвящен в диакона.

В начале 901 года, Арефа был призван в суд по обвинению в безбожии, хотя точные причины его преследования неизвестны. Возможно, его связывали с заговором против императора Льва VI Мудрого. Однако, отсутствие улик привело к его оправданию, и вскоре он стал придворным ритором при дворе императора Льва VI. Ему было поручено составлять похвальные речи в адрес императора и слова на церковные праздники.

До 902 года Арефа занимал пост архиепископа Кесарии Каппадокийской, который считался одним из самых влиятельных в церковной иерархии Константинопольского Патриархата. Титул первопрестольного, означающий первого среди митрополитов, традиционно присваивался архиепископу Кесарии.

В 905-906 гг. Арефа была послана в Грецию для освящения храмов, разрушенных арабскими набегами в 904 году. Когда в 906 году византийский клир возникли разногласия относительно 4-го брака императора Льва VI, Арефа явно выступала против этого брака, который противоречил церковным канонам. Она критиковала действия Патриарха Николая I Мистика, который, ссылаясь на икономию, пытался избежать раскола в Церкви. Арефа написала много полемических произведений по этому поводу. Когда Николай Мистик был смещен с Патриаршего престола и сослан, Арефа также была отправлена в ссылку во Фракию. Однако вскоре ее вернули в Константинополь, где она согласилась признать 4-й брак Льва VI и поддержала нового Патриарха Евфимия I.

После смерти Льва VI на престол взошел его брат Александр (11 мая 912 – 6 июня 913). Патриарх Евфимий был отстранен, а его место занял вернувшийся из ссылки Патриарх Николай. Арефа продолжал относиться к нему враждебно, и их примирение произошло только после 921 года. В "Надгробном слове Патриарху Евфимию" Арефа восхваляет Патриарха Евфимия и высказывает острую критику в адрес императора Александра.

В период между 920 и 922 годами Арефа, по поручению императора Романа I Лакапина, написал письмо эмиру Дамаска, где изложил некоторые основные принципы христианской веры.

Последним известным сочинением Арефы является его одобрение избрания 16-летнего Феофилакта на Патриарший престол, младшего сына императора Романа Лакапина. Скорее всего, после этого события Арефа умер.

Арефа написал "Толкование на Апокалипсис", в котором он использовал работы Андрея Кесарийского и Икумения. Его анакреонтические стихи, посвященные Патриарху Фотию, празднику обновления Новой церкви в Константинополе и другие, не сохранились. Согласно предположению Й. Кодера, Арефа также является автором "Монемвасийской хроники", которая описывает события, происходившие на Пелопоннесе в VI-IX веках и основание г. Монемвасии.

Из собрания рукописей, принадлежащих Арефе, сохранились многочисленные древние тексты, включая работы Евклида, Платона, Аристотеля, Элия Аристида, раннехристианских апологетов, Лукиана, догматические сочинения, Номоканон XIV титулов. На некоторых из этих рукописей, Арефа сделал замечания своей рукой, и эти записи считаются одними из самых древних автографов, сохранившихся до настоящего времени. Кроме того, также известны схолии Арефы на Священное Писание, на письма и «Амфилохии» Патриарха Фотия Константинопольского.