Биография

Мало известно о жизни данного апологета, но по различным источникам мы узнаем, что Иероним называет его "одним из самых красноречивых афинских философов", а Евсевий описывает его как "твердого последователя нашей веры". Евсевий также сообщает о том, что Аристид представил свою Апологию императору Адриану в 125 году, и это произведение "сохранялось у многих". Известны также мартирологи мученика Аристида.

Евсевий также упоминает о другом Аристиде, который не должен быть перепутан с афинским апологетом. Юлий Африкан (ок.160 – 237) написал ему письмо об обсуждении родословия Христа из евангельских текстов ("Церковная история", I, 7; VI, 31).

Биография Апологии Аристида долгое время считалась утерянной, но в 1878 году в рукописи X века был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Позднее, в 1889 году, Рендел Харрис нашел полный сирийский текст Апологии Аристида в монастыре св. Екатерины на Синае. И, наконец, Робинсон обнаружил, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века "Жития Варлаама и Иоасафа", где представлен как речь пустынника Нахора царю Авениру.

Найденные тексты позволили сделать новые выводы о времени написания Апологии. Согласно сирийскому тексту, у этого произведения есть два заглавия: первое - "Апология, которую афинский философ Аристид представил императору Адриану о почитании Бога Всемогущего," и второе - "Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиан Аристид, философ из Афин."

Император Антонин, известный как Тит Элий Адриан, правил с 138 по 161 год нашей эры. В это время были написаны Апологии Харрис, Барденхевера (O. Bardenhewer), Гарнака (A. Harnack) и И.В. Попова. Однако точная дата написания может быть уточнена следующими фактами. Во-первых, в их текстах не упоминается Марк Аврелий, который стал соправителем Антонина Пия в 147 году. Во-вторых, хотя мученик Аристид жалуется на клевету в отношении христиан, он не сообщает о каких-либо гонениях, что указывает на начало правления Антонина. И, наконец, Апология Аристида должна была быть написана раньше Первой Апологии мученика Иустина, так как она менее богословски развита и не подвергалась ее влиянию.

Армянская рукопись содержит текст гомилии под названием "На воззвание разбойника и на ответ ему Распятого", а также отрывок из "Послания Аристида ко всем философам". Авторство этих текстов мч. Аристиду оспаривается из-за сходства с антинесторианской полемикой и отсутствия указаний древних писателей на его авторство. Некоторые ученые считают, что цитата из "Послания Аристида" является пересказом мыслей из Апологии.

Книги автора