Арсений (Жадановский), епископ
Биография
В 1874 году в семье священника в Харьковской епархии появился на свет ребенок.
В возрасте 10 лет его родители направили в Харьковское духовное училище. Среди своих сверстников он был самым маленьким по росту. Однажды в училище к ним приехал архиепископ Харьковский Амвросий. Владыка обратил внимание на него, вывел на середину зала и сказал: "Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем". После окончания училища он продолжил обучение в Харьковской духовной семинарии, закончил курс в 1894 году и стал надзирателем-репетитором в духовном училище, а затем преподавателем в церковно-приходской школе. Однако, когда его отец заболел, он решил стать священником в родном крае. Но после того, как он послал письмо о. Иоанну Кронштадскому с просьбой помолиться о болящем отце и помочь выбрать ему жизненный путь, Господь распорядился иначе.
Отец Иоанн получил благословение от своего отца и принял монашеское пострижение от архиепископа Амвросия (Ключарева) в 1899 году в Святогорской Успенской Пустыни в Харьковской епархии. После этого он поступил в Московскую Духовную Академию. Во время своего путешествия он зашел в Чудов монастырь в Москве.
Он приступил к мощам святителя Алексия и почувствовал необыкновенную радость и утешение. Ему показалось, что святитель окружен каким-то ярким светом. С этого момента он почувствовал глубокую связь с святителем и всегда обращался к его помощи в трудные моменты, получая утешение.
Еще до того, как он стал епископом, игумен Герасим из Чудова монастыря предсказал его будущее епископство.
9 мая 1902 года он был посвящен в иеромонаха.
В 1903 году он завершил обучение в Академии, получив степень кандидата богословия. Затем был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году был выбран наместником этой обители и возвеличен в сан архимандрита.
Митрополит Владимир быстро распознал духовные и административные таланты нового наместника. За время, проведенное в этой должности, архимандрит Арсений сделал множество полезных дел для монастыря, превратив его в центр духовного просвещения для Москвы. Он привлекал большое количество прихожан своим служением, а также издал "Духовные Дневники" и другие брошюры духовно-нравственного содержания. При участии миссионера Айвазова он начал издание "Лепты обители Святителя Алексия", которая была распространена по всей Русской земле. Также он начал издание журнала "Голос Церкви", который стал известным и содержательным богословским ежемесячником. Архимандрит Арсений также открыл отдел Камчатского миссионерского братства при Чудовом монастыре и всегда помогал Московскому братству Святителей Московских, часто приглашая его собрания проводиться в Чудовом монастыре.
Архимандрит Арсений проявил себя в качестве администратора. За короткое время управления Чудовым монастырем он улучшил иноческую жизнь в обители и значительно улучшил материальное положение братии. После того, как его назначили епископом, он продолжал поддерживать связь с Чудовым монастырем, оставаясь его наместником в дополнение к своей новой должности.
8 июня 1914 года в Алексеевском храме Чудова монастыря произошло посвящение архимандрита Арсения в епископа Серпуховского, который стал пятым викарием Московской епархии. Церемонию посвящения провели митрополит Макарий, архиепископ Алексий, епископ Палладий и другие епископы.
В ноябре 1916 года он был назначен четвертым викарием Московской епархии.
В период с 1918 по 1919 год он пребывал в монастыре Серафимо-Знаменского.
В декабре 1919 года он отправился в епархию в Серпухов. С 1927 года он был в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому).
В 1923 году он также упоминается как епископ Серпуховский.
С начала 1923 года он не занимался управлением епархии, но жил в монастырях Подмосковья, затем в Понетаевском и Дивеевском монастырях. После закрытия их в 1927 году он вернулся под Москву и поселился на даче.
В последние годы с 1927 года он переселился и поселился в городе Арзамасе.
До своего ареста проживал в деревне Котельниково в Ухтомском районе Московской области. Был арестован 13 апреля 1937 года под обвинением в организации и руководстве контрреволюционной нелегальной монархической организацией церковников - последователей "ИПЦ".
27 сентября 1937 года он был казнен путем расстрела.
21 мая 1956 года было восстановлено законное положение лица.
Труды автора
- Божественное достоинство лица Иисуса Христа. М., 1905;
- Древнехристианская практика причащения Св. Таин. М., 1914 (переизд.: Как причащались древние христиане. СПб., 1998);
- О священстве. М., 1914;
- Прп. Макарий Египетский. М., 1914;
- Московский священный Кремль и его святыни. М., 1917;
- Воспоминания о замечательных московских протоиереях // Правосл. путь. Джорд., 1987. С. 69-76;
- Воспоминания. М., 1995;
- О молитве Иисусовой: 33-частное поклонение Богочеловеку Христу. М., 1997;
- Духовный дневник. М., 1999.