Биография

Детские и юношеские годы. Молодость

В 354 году в городе Тагасте на севере Африки родился Аврелий Августин.

Отец Августина, находившийся в числе городских управленцев, исповедовал язычество и имел небольшое поместье. Мать Августина, Моника, была верующей женщиной и влияла на своего мужа и сына, хотя женское мнение того времени обычно игнорировалось. В конце концов, отец Августина, Патриций, принял крещение перед смертью, под влиянием жены.

Родители Августина были обеспечены, но не богаты. Они все же смогли обеспечить сыну хорошее образование. Вначале он учился в родном городе, а затем с 363 по 366 годы продолжил образование в Мадауре. После этого он отправился учиться в Карфаген, куда поехал подростком в возрасте пятнадцати лет.

В этом времени Августин встретил множество своих сверстников, не все из которых примеряли целомудренный образ жизни. Под влиянием отрицательных примеров, и не обладая полностью сформировавшейся внутренней моральной опоры, он также вступил на путь распутства.

В Карфагене он встретил женщину, с которой у него родился сын в 372 году. Мальчика назвали Адиодатом, а по греческому варианту - Феодор. В дальнейшем Августин часто вспоминал о своём сыне с отцовской нежностью и любовью.

Духовные искания

Под влиянием рукописи Цицерона «Гортензий» которую он приобрел, получив средства от матери, молодой Августин пересмотрел свои взгляды на жизнь и мир. Это произведение глубоко повлияло на него, заставив задуматься над смыслом жизни и сравнить мирские ценности с вечными.

В определенный период времени Августин проявил интерес к учению манихеев, которые признавали два противоположных начала: добро и зло. Чтение Священного Писания не вызывало у него должного благоговейного чувства, и уровень его доверия к христианству был недостаточно высоким, возможно, из-за влияния языческих представлений отца. Его внутренний разлад, вызванный нравственной распущенностью, способствовал его сочувствию к манихейству, в котором он видел борьбу двух начал, доброго и злого. Этот период увлечения манихейством длился около 10 лет, примерно с 373-го по 382 год.

После получения образования в Карфагене, Августин вернулся в свой родной город Тагасту, где нашел работу преподавателя грамматики. Но вскоре он решил вернуться в Карфаген, где помимо преподавания, серьезно занялся исследованиями в области естественных наук. Он изучал астрономию, а также заинтересовался астрологией. Его мать всегда надеялась, что с помощью Божьей Августин откажется от вредных привычек и ошибочных убеждений.

Со временем у Августина начали возникать все больше вопросов, на которые манихейство не могло дать ему ясный и убедительный ответ. Когда в Карфаген прибыл епископ Фавст, уважаемый и авторитетный среди манихеев, Августин обратился к нему с непростыми вопросами. Фавст выслушал его и признался, что не может удовлетворить его любопытство. После этого Августин почувствовал некоторое разочарование в манихействе, но оценил искренность епископа.

В 383 году Августин отправился в Рим, а затем переехал в Милан, где он получил должность ритора. В Милане он заинтересовался проповедями известного епископа Амвросия и начал их слушать. Это слушание стало важным этапом в его жизни и карьере.

Обращение ко Христу

При посещении воскресных богослужений Августин, который на тот момент был оглашенным, постепенно начал все сильнее увлекаться красотой Православия. Слушая проповеди епископа Амвросия, он осознал, что христианская вера представляет собой гораздо более глубокое и возвышенное знание, чем он мог себе представить. Несмотря на свою прежнюю развращенность, которая проявлялась в виде греховных мыслей в его душе, он шаг за шагом приближался к Христу, исходя из Божьего замысла.

Глубокое впечатление произвело на Августина загадочное происшествие. Однажды, находясь в состоянии сильного раскаяния и размышляя о своей греховности, он внезапно услышал чье-то загадочное пение, словно детский голос, который велел ему взять и прочитать что-то. Не найдя никого рядом, кто мог бы высказать эти слова, он посчитал это обращением свыше. Он понял, что ему следовало прочитать Священное Писание. Это напомнило ему о призвании Антония Великого, чья история произвела на него глубокое впечатление. Августин сразу вернулся к месту, где оставил Писание, и принялся за чтение. Его внимание привлекла фраза из Писания, предостерегающая от различных опасностей и призывающая облечься во Христа (Рим.13:13-14).

В 388 или 389 году Августин был крещен, что принесло радость его маме, которая была преданным христианином. Но вскоре после этого она умерла.

Священнослужение

После смерти его матери, Августин провел некоторое время в Италии, перед тем как вернуться в свой родной город Тагасту. Получив наследство от отца, он решился продать всё и пожертвовать вырученные деньги на нужды Церкви, четко определив для себя свой дальнейший путь.

Вскоре после переезда в Иппон Августин приобрел известность как защитник христианства и богослов. В 391 году епископ Валерий по настоянию местной общины рукоположил его во священника. Отец Августин стал его верным помощником в деле распространения веры, много проповедовал, занимался толкованием Священного Писания и борьбой с еретическими заблуждениями.

В 395 году отец Августина стал епископом после смерти епископа Валерия в Иппонской епархии, которую он возглавлял до конца своей жизни.

Несколько лет перед своей смертью блаженный Августин назначил своим преемником Ираклия. 28 августа 430 года сердце этого архиерея, который был изможден лихорадкой, прекратило своё сокращение, и он предстал перед Лицом Высшего Судьи.

Творческое наследие

За время своего служения блаженный Августин написал множество произведений разнообразной тематики. Он был известен как церковный писатель, проповедник, догматист и полемист.

К сожалению, не все аспекты творчества этого автора вызывают однозначное восхищение. Один из самых обсуждаемых аспектов его мысли - учение о влиянии благодати Бога на спасение. Он противостоял учению пелагианцев, которые утверждали, что человек может самостоятельно освободиться от греха. Он справедливо заметил, что без помощи благодати это невозможно, однако в своей полемике он так сильно снизил роль человека, что это спровоцировало возникновение учения о предопределении (спасается только тот, кого Бог предопределил к спасению) - точка зрения, которая была абсолютно противоположна пелагианству.

Есть спорные моменты в трудах Августина Иппонского, связанные с его взглядами на Святого Духа как Духа Любви. Эти взгляды позже легли в основу учения Западной Церкви о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Суть этого учения заключается в том, что Отец любит Сына, и поэтому изводит Любовь. Но также Сын любит Отца, и поэтому тоже изводит Любовь. Поскольку Любовь представляет собой Святого Духа, получается, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына.

Великий Августин заслуженно считается одним из величайших церковных писателей, чей вклад в развитие церковной мысли имеет всемирное значение.

Автором известных догматических трактатов является такой писатель, который оставил нам несколько известных трудов, среди которых можно выделить "О Троице", "О граде Божьем", "О Символе веры", «Энхиридион» и "О 83-х различных вопросах в одной книге".

Известные полемические труды включают в себя такие сочинения, как "Рассуждения о свободе воли", "О природе блага против манихеев", "О благодати и свободном решении", "Упрек и благодать" и "О предопределении святых".

Среди его пастырских учений можно назвать следующие: обучение оглашаемых, проповеди и поучения, слово в день Петра и Павла, рассказ о явлении Иисуса Христа двум ученикам в Еммаусе и другие.

Особое направление работы автора связано с его интересом к изучению текстов Библии. Его труды включают в себя анализ книги Бытия, изучение согласия евангелистов, размышления о Евангелии от Иоанна, толкование Псалма 125 и другие работы, посвященные христианской науке, основам герменевтики и церковной красноречии.

Почитание

В списках святых отцов и учителей Церкви, составленных на Пятом Вселенском соборе, было упомянуто имя блаженного Августина. Его учение, принятое Церковью, считается эталоном православия.

Биография блаженного (28 июня) была добавлена в русский Месяцеслов из «Синаксариста» Никодима Святогорца в XIX веке.

Биография перефразирована с учетом требования: Данное произведение представляет собой переформулированную биографию, выполненную лингвистом и богословом. В ходе работы были использованы грамотные и простые тексты для достижения цели перефразирования.

Книги автора

Апологетические сочинения
Автобиографические сочинения