Биография

Ранние годы

Димитриос Димитриадис родился в 1846 году в городе Смирне, который сегодня известен под названием Измир, Турция. В то время греческая диаспора переживала трагическое событие - ужасную резню от турок, которая случилась 24 года до его рождения. Димитриадис был самым младшим ребенком в своей семье, у него было еще пятеро братьев и сестер.

С детских лет Димитриос был очень близок к двум старшим братьям во Христе. Один из них был тоже Димитриос, а второй - Анастасис, которого называли "святой мыловар". Анастасис работал мыловаром, но всегда придерживался принципа: "Очищай не только тело, но и душу от греха!" В его маленьком магазинчике посетители могли найти различные предметы для духовной жизни: книги, свечи, ладан и даже веревку, которая могла быть использована для молитвенных практик. Они часто собирались вместе в часовне, где читали священные тексты, пели молитвы и занимались духовной практикой.

Всё больше погружаясь в изучение Святой Горы Афон, Димитриос все больше мечтал о покидании мира. Он жил в Смирне на территории Хилендарского монастыря, где встретился с духовником-святогорцем и рассказал ему о своем желании стать иноком. Старец ответил: "Молодой человек! Пресвятая Богородица явно желает, чтобы ты стал монахом Ее монастыря". После этих слов Димитриос был полон вдохновения. Однако судьба благословила его начать свой монашеский путь с трудностей. Внезапно умер его отец, и семья столкнулась с финансовыми проблемами. Опечаленный, юноша был в растерянности. Духовник утешил его словами: "Подожди немного, и Бог покажет тебе свою волю". Таким образом, будущему монаху пришлось заняться торговлей и помогать матери и сестрам, пока он ждал откровения Божьей воли.

Когда Димитриосу исполнилось девятнадцать лет, он ушел из дома тайно, чтобы найти место для своего духовного стремления. Его мать была очень огорчена этим решением. Она горько жаловалась: "Почему он ушел без слова? Я же почитаю Бога! Почему он не попросил меня о благословении? Молю Тебя, Богородица, не позволь ему стать монахом, пока он не придет попрощаться со мной и не попросит моего благословения".

Невозвратным помыслом

В то время юноша посетил старца Арсения Паросского, который был известен своей духовной мудростью. Увидев в молодом человеке признаки призвания к духовной жизни, он не стал удерживать его у себя. Вместо этого он помолился о явлении воли Господа и посоветовал Димитриосу отправиться на Афон в знаменитую Свято-Пантелеимонову обитель. Старец пророчески предсказал, что ему предстоит окончить свою жизнь у подножия Святой Горы.

Димитриос направился на корабль в Святую Гору, но из-за неблагоприятного ветра судно пришлось остановить в порту Смирны. Таким образом, он вернулся в свой родной город после девяти месяцев отсутствия. Тут он встретил своего духовного друга и тёзку и не хотел заходить в родительский дом из опасения быть пойманным дьяволом. Однако друг утешил его, сказав, что мать молится каждый день, чтобы он не стал монахом без её благословения, и Бог услышал её мольбу, вызвав непогоду на море.

Когда Димитриос вернулся домой, его мать рассмотрела его приход как чудо и благодарила Богородицу за то, что она услышала ее молитвы. Когда сын прощался, целуя ей руку, она с слезами благословила его: "Теперь иди, мое дитя, с миром, и Божья благодать да хранит тебя на твоем пути!"

Уроки пантелеимонова монастыря

В то время в монастыре Святого Пантелеимона пребывало примерно 250 монахов. Димитриос, совершив поклон перед настоятелем, смиренно попросил быть принятым в качестве послушника.

Согласно правилам святогорского обители, новичкам назначают самые сложные обязанности. Для Димитриоса первым выполнением стал уход за старцем Саввой, 85-летним монахом, который жил вне обители. Он должен был делать все - убирать, стирать, готовить, и делать это безупречно и только после благословения. Он должен был терпеть многое, не только старческие привередливости. Этот старец имел достаточно опыта, чтобы научить новичка, и Димитриосу оставалось только смиренно поклоняться и отвечать: "Благослови, отче".

Затем Димитриос был послан к двум монахам-болгарам, которые были известны как «корзинщики» так как изготавливали мешки и корзины для монастыря. Ему предстояло научиться новому ремеслу и служить им. Это было особенно трудно, поскольку «корзинщики» были очень строгими и серьезными. Каждую пятницу вечером они молились за упокой душ умерших. В один из таких вечеров Димитриос должен был произнести молитву, и он сказал: "Упокой, Боже, рабы Твоя". Однако болгары кричали: "Ты сказал неправильно; нужно говорить не "рабы Твоя", а "раб Твоя". Димитриос не смутился, не стал объяснять им правила грамматики и в дальнейшем, из послушания, произносил эти слова с неправильным согласованием.

Новый инок был очень ценен для настоятеля и братии благодаря своим духовным дарам и нравственным качествам, поэтому его постригли в монахи под именем Даниил. Он усердно учился ремеслу, научился вязать шерстяные чулки и носки для братии, а затем начал обучаться иконописи под руководством отца Дионисия. Из-за своего образования ему было предложено стать секретарем монастыря.

В период испытаний монаха, примерно в 1876 году, игуменом обители был грек по происхождению - игумен Савва, который скончался. В это время возникли разногласия между греческими и русскими монахами: греки предпочитали выбрать нового греческого игумена, в то время как русские упорствовали на выборе русского игумена. Отец Даниил, выступая в качестве секретаря монастыря, оказался в центре этих конфликтов.

Дело дошло до Константинополя, где четыре представителя монастыря, включая двух греков и двух русских, обратились к Патриарху Иоакиму II. После разговора, спор был решен в пользу русских, и отец Даниил, поддержавший греков, был вынужден покинуть Пантелеимонов монастырь.

Он принял решение отдохнуть в уединенной келье для молитв и размышлений, но из-за обострения болезни почек пришлось провести два месяца в больнице монастыря Ватопед. Уже десять лет его мучили приступы жестокой боли, жара и головной боли. Отец Даниил особенно почитал Богородицу и молился к Ней о снятии страданий. В монастыре хранился пояс Пресвятой Девы, и на праздник его Положения в 31 августа Богородица чудесным образом излечила монаха Даниила от его болезни, которая с тех пор больше не возвращалась.

Пустынножительство

На некоторое время отец Даниил пробыл в Ватопеде, занимая должность архондаря (гостиничного) и занимаясь благоустройством подворья. Однажды ему пришлось вернуться в свою родину, в Смирну. Местные жители были рады узнать, что из их города происходит такой достойный человек. Митрополит Мелетий, зная об отце Данииле, предложил ему остаться и стать его викарным епископом. Отцу Даниилу было приятно услышать такое предложение, но он вежливо отказался, считая себя недостойным священного сана и пообещав не расставаться с уделом Божией Матери.

По возвращении в Ватопед старец Даниил получил предложение занять должность эпитропа (советника) Святой Горы, но решительно отказался от неё, чтобы вернуться к молчаливому подвигу. Проведя ещё пять лет в Ватопеде, он переехал в небольшую исихастскую каливу в Катунакиях.

Знаменитые Катунакии - это безлюдная местность на юго-восточном склоне горы Афон, прямо над Карулей, где обитают отшельники. Калива старца Даниила, расположенная на высоте трехсот метров над уровнем моря, восхищает своей панорамой. По словам Мораитидиса, "даже камни там пропитаны святыми потами и слезами преподобных".

Калива, где жил монах Даниил, была очень скромной: там не было храма, только две маленькие комнаты и цистерна для дождевой воды. Одну из комнат он превратил в небольшую церковь. Теперь он зарабатывал на жизнь, вязанием носков, и каждый день тяжело носил провизию из скита Праведной Анны на своих плечах. В его «доме» было очень просто - немного воды и самодельная посуда.

Хотя у него не было священного сана, иноки со всей Святой Горы и Греции начали приходить в его скромную келью, чтобы получить напутствие и совет. В его присутствии они находили внутренний покой и находили ответы на самые сложные вопросы. То же самое происходило и при общении по письму.

В течение трех с половиной лет старец Даниил жил в уединении в пустыне.

Начало скита

Он возобновил обучение иконописи, которому он посвятился ещё в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Позже, когда старец принял в свою обитель первых учеников и вокруг него собралась собралась группа монахов, он начал обучать их наставлениям этого ремесла. Так началась история Дома иконописи, где мастера по-прежнему со святым трепетом и усердием продолжают трудиться. В Доме иконописи по сей день хранятся работы этого благочестивого художника.

Старец принял своего первого послушника, иеромонаха Афанасия из Патр, после трех с половиной лет уединения. Через двенадцать лет к нему присоединился второй послушник, отец Иоанн из Гревены.

В накануне праздника святой Марии Магдалины, пишет духовный писатель Александр Мораитидис, я вошел внутрь и увидел старца Даниила и двух его учеников, стоящих в молельне. Страх охватил меня, и я вытер пот с лица. Хотя строение, в которое я вошел, не было церковью, но было убрано подобно церкви. Здесь старец Даниил проводил службы со своими учениками, подпираясь на монашеские посохи из орешника, пели и использовали святые иконы, книги и ладан.

После ужина, во время отдыха в уютном дворе, нам предложили леденец и стакан холодной воды. Мы наслаждались видом величественного моря, которое простирается до берегов Северных Спорад.

Поздним вечером была устроена трапеза, которая была обязательной для всех отшельников. Они всегда собирались раз в день, точно в девять часов, в маленькой и чистой трапезной. Монах Иоанн, который занимался поварскими делами, подал им скромное угощение: варёную вермишель, фрукты и вкусное сладкое печенье.

Однако, наиболее важным моментом для автора стала ночь, проведенная в Катунакии.

После того, как мы насладились скромным ужином, благословленным самой Владычицей Богородицей, мы вышли на свежий воздух и сели на каменные скамьи перед маленьким гостевым домиком. Там мы отведали десерт, как посоветовал нам старец Даниил. Прошли многочасовые разговоры, глядя на море, сверкающее в лунном свете. Позже вечером мы прочитали вечернее молитвенное правило во дворе, а затем старец отправился выслушать исповеди своих духовных детей, как это было обычным делом каждую ночь.

Снова испытания

Исихастирий вырос в размерах из-за увеличивающейся братии, что привело к необходимости возведения нового здания в 1904 году. Новая двухэтажная калива была построена с кельями, приёмной комнатой, иконописной мастерской и специальной дорожкой для прогулок на берегу моря. В верхнем этаже была возведена прекрасная церковь, освящённая в честь Всех преподобных отцов, которые подвизались на Святой Горе.

Во время возведения строительства возникали непреодолимые трудности и искушения. Старца Даниила обвинили в Большой Лавре, главном афонском монастыре, в том, что "это здание возводится для поддержки русских пропагандистских планов". Злопамятство общины зашло настолько далеко, что братия была готова покинуть Катунакию. "Горечь и скорбь окружили нас", – писал первый из учеников старца Даниила, – и нигде мы не находим убежища и поддержки. Всё темно и безнадёжно".

Во время пребывания старца Даниила в Катунакии, его ученик Афанасий был очень близок к смерти. Однажды другой монах принес им двух камбал, которые стали настоящим утешением в их скромной пустынной трапезе. Отец Афанасий, очень усталый и голодный, принялся есть. Но внезапно крупная кость застряла у него в горле, вызывая ужасную боль и угрозу задыхания.

Тревожный старец пытался удалить кость из горла, используя свечку, но безуспешно. Он предложил пострадавшему пожевать хлебные корочки, в надежде, что они помогут вытолкнуть кость, но это не принесло результатов. Он не знал, что ещё можно сделать, чтобы предотвратить смерть. Старец был переполнен слезами, но, несмотря на сильное распухание горла, смерть не пришла. Вечер прошёл, наступила ночь, и настал новый день.

Афанасий был призван отслужить молебен в честь святителя Павла Исповедника. Этот святой известен своей помощью тем, кто страдает проблемами со своим горлом. В свое время, когда он проповедовал о равенстве Сына и Отца, ариане использовали его собственную омофору, чтобы задушить его.

Отказавшись от уныния, отец Афанасий молча принялся молить святого Патриарха о помощи и волею вышних ему пришла мысль просунуть палец глубоко в горло и потянуть кость кверху. И он был спасен, удивившись дивной мудрости Божьей.

«Иди в Катунакию»

Поступок ученика старца Дамаскина является уроком для всех. Вначале он проявлял большую преданность и послушание, что привело к его благосклонному отношению со стороны общины. Однако со временем он начал видеть в своем старце недостатки и несовершенства, которых раньше не замечал. Решив что-то предпринять, он изменил свое мнение о старце и решил сделать шаг к изменениям.

"Необходимо найти другого, более достойного наставника. Необходимо обрести такого, кто смог бы мне помочь", - решил Дамаскин.

Утром однажды он отправился в Каракал с мыслью в уме, что прославленный старец Кодрат поможет ему найти достойного старца. Он рассказал старцу всё, кроме того, что «недостойным» старцем был старец Даниил, и стал ждать ответа.

Однажды священник посоветовал человеку отправиться в Катунакию, чтобы получить наставления от великого старца по имени Даниил. Он обещал, что старец будет учит его и он должен будет быть послушным.

Отцу Дамаскину, неожиданно услышавшему такой ответ, представляется, что он был немного смущен. Но что же ему оставалось делать? Он нахмурил лоб, задумался и вернулся в Катунакию. Этот необычный «совпадение» привело его к размышлениям, и после этого он оставался смиренным и послушным.

Духовное целительство

По мнению многих, старец Даниил был выдающимся духовником. Когда высокопоставленные гости, например посланники Русского Царя, приезжали на Святую Гору, чтобы встретиться с мудрыми монахами, их рекомендовали обратиться к двум отцам, которые являлись лучшими представителями Горы Афон: старцу Даниилу и старцу Каллинику Исихасту.

Один из тех, кто нашёл истину благодаря духовному наставнику, был учитель из Керкиры. Он утверждал, что он был близок к святому Спиридону. Старец настоятельно советовал ему держать горящую свечу во время молитвы и не задувать её до тех пор, пока она не сгорит и не обожжёт его ладонь, так как это сделает его мучеником. Он также запретил ему причащаться в церкви и настаивал, чтобы он слизывал жидкость с обожжённой руки, утверждая, что это равносильно Святому Причастию. В результате учитель получил страшные ожоги на своих руках. Он часто демонстрировал своим ученикам, как молитва может разогнать облака или вызвать дождь, однако его слова после чудес оставались глупыми и бессодержательными, и ученики не получали никакой пользы от таких действий.

Однако настало время, когда из-за ожогов его руки перестали подчиняться, и он нашел помощь в Катунакии. Там старец Даниил рассказал ему, как отличаются чудеса Божии от чудес бесовских, и освободил его от власти диавольской.

Рядом с этим, он освободил старца и монаха из Патмосского монастыря, отца Антипу, которому в течение трех лет являлись видения. Он утверждал, что Бог велел ему толковать книгу Откровения и опубликовать это толкование.

По мнению данного монаха, различные важные предсказания Апокалипсиса были выполнены во время Второй мировой войны. Например, деятельность двух пророков, о которых говорится в 11-й главе Апокалипсиса, охватывает, согласно пророку Даниилу, 1290 дней - это равно числу дней между маем 1941 и октябрём 1944 года. Также число Антихриста, 666, о котором говорится в 13-й главе, он увидел в имени Гитлера, основанном на латинском алфавите. (А соответствует 100, В - 101, С - 102 и так далее.) Таким образом, H=107, I=108, T=119, L=111, E=104, R=117. Итак: Hitler=666.

Старец Даниил уговорил монаха сжечь эти толкования.

Также он исцелил одного мужчину из города Калавриты. Этот человек был под влиянием демонов и был способен цитировать всё Евангелие наизусть. Кроме того, он мог проходить через огонь, не получая при этом ожогов.

Один из монахов из русского монастыря был исцелен. Он стремился быть величайшим аскетом, следуя самым строгим правилам поста, но его поклонения превышали установленные нормы. Другие монахи восхищались его аскетизмом, но отец Даниил, заметив отверстие на двери его кельи, понял, что его поступки не направлены на служение Богу. Он обсудил свои сомнения с игуменом обители, который решил ограничить количество поклонений монаха до пятидесяти в день.

Бывший «великий аскет» был вынужден совершенно изменить свою жизнь, и вскоре он уже не мог совершать пятидесят поклонов. Вместо грубой одежды он стал носить самую дорогую, и стал очень разборчив в еде. Это удивило других отцов, которые поняли, что он из тщеславия предавался излишнему аскетизму. Это объясняет такую сильную перемену, так как заблудшие всегда бросаются в крайности. Согласно учению богословов, крайности, избыточность, все чрезмерное – это дело бесов.

Ответы «на коленке»

Старец Даниил, которого все православные люди в Греции уважали и уважали, получал много писем. Его келью составляла только маленькая табуретка. Он сидел на ней, кладя свои бумаги на колени, и отвечал на письма своих друзей. Он провел много тихих вечеров, писал при слабом свете керосиновой лампы, отказываясь от сна. После того как закончивал письмо, старец ходил в иконописную мастерскую и читал монахам, смиренно принимая замечания и предложения. Он обычно подписывался, говоря: "С любовью от отца, монах Даниил, иконописец".

Монах Каллистрат из Лавры св. Саввы Освященного пробыл сорок лет на Святой Земле, где совершал множество духовных подвигов. Однако к концу своей земной жизни он поддался искушению и воспринял возню бесовскую, выплывавшую во время его молитв.

Во время утренней службы монахи замечают, что отец Каллистрат начинает дрожать и трястись. Но когда его об этом спрашивают, он утверждает, что эта дрожь - это знак милости небесной к нему.

Отцы Лавры искренне умоляли отца Каллистрата изменить свою жизнь, но им не удавалось убедить его в том, что он склоняется к искушению. Он верил в воздействие высших сил, но порой испытывал сомнения. Узнав о мудрости афонского старца Даниила, он решил обратиться к нему за советом.

В своём послании старец обсуждал эффекты, происходящие от божественной милости, а также от искушений. Он напоминал Каллистрату о советах великих отшельников, особенно Святого Григория Синаита, о том, что не следует принимать видения и явления за истинные знаки благодати, чтобы не поддаться обману. Старец Даниил отмечал, что под воздействием благодати человек становится мудрым, мирным, безмятежным и почтительным. Он также подчеркивал, что божественная благодать проявляется в уединении, а не в окружении других людей.

Сохраняя свою деликатность, о. Даниил сказал: "Не удивляйся своей ошибке, мой любимый брат. Я не укоряю тебя за неё. Только Бог один безгрешен и непобедим. Мы видим, что даже многие святые падали в такую же ловушку, но милосердный Иисус не отверг их. Так и ты, мой любимый старец, выйдешь победителем."

Отец Каллистрат стал свободным от своих прежних страстей и злых поступков. Полностью покорившись, он написал ответ.

"Ты - посланец Бога, так как твои слова - слова Божьи, и когда я их услышал и понял, все атаки врагов прекратились".

Полвека трудов

Святой Даниил прожил более 48 лет в Катунакии, посвятив свою жизнь молитвам, сочинению книг и духовному наставничеству. В последнее лето жизни, 1929 году, он провел время в прохладе двора, разговаривая с гостями и учениками. В начале сентября наступила зима, и старец заболел жестокой простудой, вынужден был лечь в постель.

Со слезами в глазах и дрожащим голосом он передал своим ученикам последние наставления и благословения, предсказав расширение каливы. Вскоре после полуночи его язык двигался с трудом, а губы побелели. Утром после литургии в каливе, которая длилась около трех часов, лицо старца светилось, и его священная улыбка придавала ему свойственное восхищение. После помазания старец отошёл, ушед в мир иной. Его кончина произошла 8 сентября, в день празднования Рождества Богородицы.

Удачливый мудрец передал свои обязанности новому старцу по имени Даниил, который был скромным и молчаливым аскетом, очень благочестивым священником, и продолжил дело своего учителя.

Книги автора

Нравственно-аскетические труды