Биография

17 февраля 1869 года возникло новое дыхание в селе Барабановке Бузулукского уезда Самарской губернии. Он был рожден в семье псаломщика.

В 1884 году он успешно завершил обучение в Бугурусланском духовном училище по I разряду. В 1890 году он получил диплом Самарской духовной семинарии, а в 1894 году закончил обучение в Московской духовной академии, получив степень шестого магистра.

С 1894 по 1898 год был на службе как миссионер в Тамбовской епархии, ответственный за борьбу с сектантством.

В 1897 году принял участие во Всероссийском миссионерском съезде в городе Казани.

В 1898 году стал миссионером Харьковской епархии.

Вступил в брак с Евдокией Трофимовной.

Начиная с 1903 года, он работал в Санкт-Петербургской епархиальной миссии.

Он выступал против жестких полицейских мер в отношении сектантов и старообрядцев, и с энтузиазмом приветствовал императорский манифест о веротерпимости от 17 апреля 1905 года. Статьи Б. в журнале "Церковное голос" в 1906 году говорили о его поддержке этого манифеста. Он призывал к "народно-органической миссии Церкви", в которой православный народ должен был участвовать наравне с духовенством. В своих работах он уделял большое внимание изучению вероучения сектантов, и, опираясь на личный опыт, давал методические советы начинающим миссионерам. В конце 1911-1912 годов он раз в 2 недели выпускал брошюры "Дело веры" для народного чтения.

В 1913 году он был назначен инспектором в Ставропольской духовной семинарии.

12 августа 1914 года он был переведен на ту же должность в Воронежскую духовную семинарию, где он работал до закрытия учебного заведения.

На Чрезвычайном съезде воронежского духовенства было решено отправить делегацию на Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москву. Этот съезд назначил его командированным в Петроград в качестве члена Предсоборного Присутствия.

Принимал участие во Всероссийском Поместном Соборе в 1917-1918 годах.

После революции он проводил проповеди в сельских поселениях Воронежской области и в Краснодаре.

С начала 1918 года он работал в государственных учреждениях Харькова. В 1921 году его арестовали и приговорили трибуналом ВЧК. Ему было назначено 1 год ссылки в Архангельскую губернию, но по амнистии срок был сокращен наполовину.

В 1922 году он переехал в Москву и немедленно был посвящен во священники.

После освобождения патриарха Тихона из-под ареста в 1923 году, он стал одним из его помощников по управлению Московской епархией и был назначен благочинным Пречистенского "сорока". В это время он активно выступал против обновленчества, особенно против идеи примирения патриарха Тихона со свящ. В. Д. Красницким. Принимал участие в диспутах на религиозные темы, где отстаивал своё религиозное мировоззрение. Его послужение для Церкви вело к тому, что его впоследствии святителем Тихоном был возведён в сан протоиерея.

5 сентября 1924 года подвергся аресту по обвинению в участии в "активной реакционной деятельности в тихоновской церкви" вместе с о. Александром Хотовицким. Этот список был составлен Е.А.Тучковым, начальником 6-го отдела СООГПУ, и после ареста был заключен в Бутырский изолятор. Его дело рассматривалось как часть группового дела под названием "Дело протоиерея Александра Хотовицкого и других. Москва, 1924 г." Информации о его реабилитации в этом деле в 1924 году не обнаружено.

19 сентября 1924 года он был признан "социально вредным элементом" и приговорен к трем годам ссылки в Туркестанский край. Его жена, Евдокия Трофимовна, и дочь, Наталия Дмитриевна, последовали за ним в ссылку. Однако по постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 27 марта 1925 года его дело было пересмотрено, и он был освобожден от ссылки. Таким образом, ему было разрешено свободное проживание на территории СССР, и он вернулся в Москву с семьей в апреле 1925 года.

В 1926 году был признан виновным в административном преступлении и отправлен на ссылку в Томскую область на три года. Освободился из ссылки в 1929 году.

В 1930 году его снова арестовали, и он был приговорен к 10 годам тюремного заключения.

В 1944 году было отправлено письмо патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) с просьбой о трудоустройстве в духовном учебном заведении. Патриарх Сергий намеревался назначить его ректором вновь открывавшегося Богословского института, однако председатель Совета по делам религии Г. Г. Карпов выступил против этого, сославшись на его антисоветские выступления на Соборе 1917-1918 гг.

Принят в состав преподавательского коллектива православного богословского института и назначен заведующим кафедрой истории борьбы с расколом и сектантством. Научным собранием института 7 июня 1944 года было принято решение о его утверждении в ученом звании доцента.

В 1946 году были опубликованы две статьи в «Журнале Московской Патриархии», в которых утверждалось, что между православными и старообрядцами, принимающими священство, нет догматических разногласий. В этих статьях было отмечено, что Белокриницкая иерархия является антиканоничной и безблагодатной, и призывалось членов белокриницкого согласия «позабыть прежние взаимные обиды» и вернуться в единство Церкви. На тот момент существовала надежда на ликвидацию старообрядческого раскола в ближайшем будущем, подобно ликвидации обновленческого раскола незадолго до этого. Однако этот призыв не был услышан старообрядцами.

24 января 1947 года на совете Московской духовной академии была присвоена степень магистра и звание профессора. С 1950 года он был удостоен звания заслуженного профессора. Воспоминания Волоколамского и Юрьевского митрополита Питирима (Нечаева) свидетельствуют о том, что его уроки в академии были основаны на собственном опыте борьбы против сектантской деятельности.

В результате ухудшения здоровья, 4 сентября 1951 года был освобождён от преподавания в академии и семинарии.

В 1951 году 15 сентября было принято решение о назначении духовником академии.

3 февраля 1953 года было принято решение освободить от должности духовника из-за его плохого состояния здоровья.

22 июня 1953 года умер от воспаления лёгких в возрасте 85 лет. Его похоронили на новом Загорском кладбище.