Биография

Ранний период жизни

Имя, данное при Крещении, - Даниил. Родился в декабре 1651 года в Макарьеве, недалеко от города Киева. Его отец, казачий сотник Савва Григорьевич (†1703), происходил из шляхетского рода Савичей. В старости, он стал ктитором киевского Кирилловского монастыря и принял монашеский постриг. Его мать, Мария Михайловна (†1689), а младшие сестры, Памфилия, Феврония и Параскева, были игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя святого Николая.

В 1660 году семья Савичей переехала в Киев, где Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии с 1662 по 1665 год. Позднее из этой коллегии была создана Духовная академия.

Монашеская жизнь

В восемнадцатом году жизни Даниил решил посвятить себя Богу и поступил в Кирилловский монастырь. 9 июля 1668 года игумен Мелетий (Дзик) постриг Даниила в монахи с именем Димитрий. Через год Димитрий был рукоположен во диакона Киевским митрополитом.

Священническое служение

В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) посвятил его в иеромонахи в Густынском женском монастыре в честь Святой Троицы, где Димитрий пробыл до 1677 года. Признавая нравственные качества Димитрия, его ученость и замечательный ораторский талант, архиепископ Лазарь назначил его кафедральным проповедником.

В 1677 году святой Димитрий посетил Новодворский Успенский монастырь для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, святым Петром, митрополитом Московским. Затем он посетил Вильно и поселился в Слуцком монастыре в честь Преображения Господня, где проповедовал в течение года. По желанию гетмана Самойловича, который лично знал святого Димитрия и высоко ценил его, Димитрий вернулся в Чернигов в январе 1679 года и вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине.

Игуменское служение

В марте 1681 года святой Димитрий был выбран игуменом Максаковского Преображенского монастыря, а через год был избран игуменом Крупицкого женского монастыря в Батурине во имя святого Николая.

Не много времени прошло, как настоятель Киево-Печерской обители архимандрит Варлаам пригласил святого Димитрия в Лавру, чтобы он реализовал свое задуманное дело - написать Жития святых.

23 апреля 1684 года Димитрий поселился в Киево-Печерском монастыре и начал проповедовать в Киевском Богоявленском братстве. Под руководством архимандрита Варлаама он начал работу над "Книгой житий святых" по благословению. Эта работа была продолжением усилий других духовных лидеров по составлению церковнославянских Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился с игуменом Стефаном (позднее митрополитом), который вскоре стал его близким другом.

В 1686 году святой Димитрий снова стал настоятелем Батуринского Николаевского монастыря по благословению митрополита Гедеона. Пока он занимался руководством обители, он продолжал писать Жития, и скоро первая часть его произведения была опубликована.

4 февраля 1692 года святой Димитрий решил сосредоточиться на написании богослужебных текстов и переехал в отдельную келью в Батурине. В мае следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, чтобы наблюдать за печатанием второго тома "Книги житий..." (изданный в 1695 году). В середине 1694 года святой Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря. За первый том его труда он получил благословение от патриарха Адриана, которое было напечатано во второй части "Книги житий...".

В 1699 году святой Димитрий был назначен архимандритом в мужском монастыре в честь Преображения Господня в Новгороде-Северском.

Святительское служение

В 1700 году царь Петр I попросил Киевского митрополита найти человека для Сибирской кафедры, который мог бы просветить язычников. После выбора архимандрита Димитрия, он был приглашен в Москву, где встретился с царем.

23 марта 1701 года святой Димитрий был посвящен в митрополиты Сибирского и Тобольского. Из-за весенних условий и своей болезни он не поехал в Сибирь, а временно жил в Чудовом монастыре в Москве. Во время болезни святителя посетил Петр I и, учитывая его слабое здоровье и нужность завершить работу над "Книгой житий...", отменил свой указ о его назначении в Тобольск. В то время святой Димитрий часто проповедовал в московских храмах.

4 января 1702 года святой Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. 1 марта 1702 года он прибыл в Ростов. Сначала он посетил мужской монастырь Спасо-Яковлевский Димитриев, где указал место своего будущего погребения в юго-западном углу храма Святой Троицы. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель обратился к пастве, сказав, что пришел не для того, чтобы быть послужителем, а чтобы служить им и искать спасения для всех. Его жизнь в Ростове была полна исполнением этих слов.

При изучении ситуации он скоро узнал, что среди местных священников часто встречается необразованность, пьянство и недобросовестное отношение к своим обязанностям, на фоне невежественности и равнодушия обычных людей. Святитель потратил много времени и сил на исправление этой ситуации. Он считал, что его главная задача - просвещение и воспитание паствы и духовенства.

1 сентября 1702 года в архиерейском доме открылась ростовская грамматическая школа. Школа имела три класса: низший (грамматический), средний (латинский) и высший (философский). Обучение начиналось с изучения русской азбуки, чтения и письма, а наиболее способные ученики изучали латинский и греческий языки в отдельном классе. Кроме того, в школе преподавали катехизис, пение по нотам и стихосложение. Важно отметить, что в ростовской школе существовал театр, для которого святитель Димитрий писал драмы и декламации в 1702-1704 годах.

Во время святого Димитрия в епархии было построено много храмов, которые он лично освятил. Кроме того, в этот период он завершает работу над житиями святых.

В период с 1705 по 1706 годы святитель часто посещал Москву, вел богослужения и проповедовал.

Последние годы жизни, преставление и почитание

В 1707 году он вернулся в свою епархию, хотя его здоровье сильно ухудшилось к тому времени. Однако он продолжал исполнять пастырские обязанности.

Житие святого Димитрия и местное предание сохраняют информацию об его аскетических подвигах и духовных дарованиях. Он был строгим постником, на первой и последней неделях Великого поста ел только один раз в день и часто проповедовал о значении поста. Святитель часто молился, лежа крестообразно, и подвергал себя изнурению в загородной резиденции в Демьянах, подставляя свое тело мошкарам. Он устраивал трапезы для нуждающихся и увечных, учась у них терпению. Также известны случаи исцеления им бесноватых.

В 1709 году скончался святитель Димитрий. Его похороны состоялись только 25 ноября (6 декабря), так как он был похоронен после приезда священника Стефана Яворского, друга святителя, который обещал провести похороны. Пожелание митрополита Димитрия было выполнено, и его похоронили в Троицком соборе Яковлевского монастыря.

Святитель Димитрий был похоронен в юго-западном углу Зачатьевского храма. Его мощи были помещены в серебряной раке по приказу императрицы Елизаветы Петровны, которая также подарила золотые ризы для облачения мощей святителя. Вместе с мощами других святых, связанных с Ростовом, мощи святителя Димитрия были подвергнуты экспертизе при вскрытии гробницы в 1930 году. После этого они были выставлены в музее Ростовского кремля, а затем переданы в запасники музея. В 1991 году, после восстановления монастырской жизни в Спасо-Яковлевском монастыре, мощи были возвращены в монастырь и установлены в церкви в честь святого Иакова Ростовского.

После кончины святителя началось его почитание. Произошли много чудес при гробе святителя, о которых сохранились записи. В апреле 1757 года Синод признал мощи святителя Димитрия нетленными и установил дни его празднования: 21 сентября - в день обретения мощей, 28 октября - в день преставления. Святитель Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII веке.

Тропарь святителю Димитрию Ростовскому, глас 8

Православия ревнителю и раскола искоренителю, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / писаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Димитрию Ростовскому, глас 4

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, / и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, / всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, / ублажим златословеснаго учителя Димитрия: / той бо всем вся написа, яже к наставлению, / да всех приобрящет, якоже Павел, Христу // и спасет правоверием души наша.

Тропарь святителям Ростовским, глас 4

Святителие премудрии, / паствы вашея учителие богопросвещеннии, / веру евангельскую в людех преумножившия, / любве Небесныя на земли достоподражательнии образи, / люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению, / служителие воистинну Божий / и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте, / Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре / и златословесниче Российский Димитрие, / Христа Бога молите / о архиереех, на престоле вашем преемницех, / о людех, благочестно вас почитающих, / о стране нашей православной // и о всей Христовой Церкви.

Кондак святителям Ростовским, глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие, / евангельских заповедей исполнителие, / в добрых делех совершеннии, / святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии, / землю Ростовскую и Ярославскую / облагоухавшии молитвами, / именуемии вси и неименуемии, / явленнии и сокровеннии, / предстояще Живоначальней Троице, / не отступайте от нас духом / и Божественное милосердие преклоните к нам, / да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим, / да пребудет на земли мир нерушимый, / любовь же и благоволение // посреде всех человек.

Акафист святителю Димитрию Ростовскому

Книги автора

Трактаты, назидательные сочинения, стихотворные тексты и др. произведения