Биография

Жизнеописание

В конце XIV и начале XV веков жил религиозный деятель Епифаний. Мы знаем о нем только из его собственных записей. В молодости он проживал в монастыре Григория Богослова вместе с Стефаном Пермским и изучал греческий язык, а также библейские и святоотеческие тексты. Возможно, он путешествовал и посетил Константинополь, Афон, и Иерусалим. В 1380 году он, по-видимому, присоединился к знаменитому Сергию Радонежскому в Троицком монастыре под Москвой. После смерти Сергия в 1392 году, Епифаний, по-видимому, переехал в Москву, чтобы работать на митрополита Киприана. Он также был близок с Феофаном Греком и занимался книжной деятельностью.

В 1408 году, когда Москву напал хан Едигей, Епифаний был вынужден покинуть город и укрылся в Твери. Там он встретил архимандрита Спасо-Афанасьева монастыря Корнилия, который принял его под свою опеку, и перешел в монашеское общежитие под именем схимонаха Кирилла. В течение своей жизни он поддерживал переписку с Корнилием и выразил восхищение мастерством и трудами Феофана Грека, считая его образованным и талантливым человеком. В одном из своих писем он называет себя "изографом".

В 1410-х годах Епифаний вернулся в Троице-Сергиев монастырь и стал важным духовным наставником для всего монастырского сообщества.

Смерть иеромонаха Епифания Премудрого произошла около 1420 года, согласно списку погребенных в Троице-Сергиевой Лавре, который отмечает его уход из жизни "около 1420 г.". Также, указание в древнем Троицком синодике 1575 года связывает смерть Епифания с событием ухода из жизни княгини Анастасии, жены князя Константина Дмитриевича. Учитывая, что Епифаний начал писать «Житие» Сергия лишь в октябре 1418 года, его смерть можно отнести к периоду между октябрем 1418 года и октябрем 1419 года.

Имеется возможность определить дату смерти Епифания благодаря тому, что его имя упоминается в рукописных святцах среди "русских святых и вообще особенно богоугодно поживших", но не канонизированных официально Церковью. Например, архиепископ Сергий (Спасский) сообщает, что имя Епифания встречается в составленной в конце XVII – начале XVIII века книге "Описание о российских святых", где он упоминается не по месяцам, а по городам и областям Российского царства. Еще одна рукопись, содержащая имена русских святых, составлена во второй половине XVII века в Троице-Сергиевом монастыре и располагает памятями учеников Сергия Радонежского. В этой рукописи идет изложение по дням года, не по городам. Оба памятника указывают день памяти Епифания 12 мая. Архиепископ Сергий также использовал выписки из рукописных святцев конца XVII века, которые были присланы ему жителем Ростова Н.А. Кайдаловым. Хотя оригинал сгорел в пожаре 7 мая 1868 года в Ростове, но выписки, сделанные из них, сохранились. В них упоминается немало неканонизированных русских святых, включая Епифания Премудрого. День памяти, а следовательно и день кончины, Епифания в них назван 14 июня.

Учитывая возможное происхождение из Ростова Епифания Премудрого и совпадение памяти святого Епифания Кипрского с 12 мая, можно предположить, что точная дата кончины святого Епифания указана в источнике ростовского происхождения. Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что Епифаний Премудрый скончался 14 июня 1419 года. Однако, некоторые ученые считают, что он умер позже. Они отмечают, что упоминание о раке мощей преподобного в тексте, принадлежащем Епифанию, могло появиться только после 5 июля 1422 года, когда его гроб был выкопан и останки были помещены в раку. Важно отметить, что в древности слово «рака» имело несколько значений, включая «гроб» или "гробницу". Таким образом, может быть, что в "Похвальном слове Сергию Радонежскому" Епифаний вспоминал события 1392 года, связанные с похоронами преподобного. Также стоит отметить, что в средневековье существовал обычай устанавливать пустые раки над местом захоронения святых, иногда даже задолго до их прославления.

Сочинения

Авторство известного произведения "Житие преподобного Сергия" принадлежит ему. Он начал собирать материалы к этому произведению всего через год после смерти Сергия и закончил его написание примерно в 1417-1418 годах, через 26 лет после смерти святого. Это произведение было использовано, иногда даже буквально, в "Житии Сергия" архимандрита Никона. В XV веке оно встречается очень редко в списках, и в большинстве случаев было переделкой Пахомия Серба.

Автором сочинения "Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергею" является также известный писатель, чье произведение было сохранено в рукописи XV и XVI веков.

После смерти епископа Стефана Пермского в 1396 году, Епифаний завершил работу над книгой "Слово о жизни и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом". Этот текст был распространен в пятидесяти рукописных копиях, датированных XV-XVII веками.

Епископ Епифаний также автор "Сказания монаха Епифания о пути в святой град Иерусалим", вступление к Тверской летописи и письмо игумену Кириллу из Твери.