Биография

На пути к монашеству

К сожалению, существует ограниченное количество исторических документов, которые рассказывают о жизни и деятельности Евагрия Понтийского. Однако, исходя из имеющихся данных, можно представить его жизнь следующим образом.

Авва Евагрий родился в небольшом городе Ивора, расположенном в Понтийской области недалеко от города Аннисы, где жил его род. Этот город также был известен как место, где находилось имение братьев-святителей Василия Великого и Григория Нисского.

Согласно традиционной информации, Евагрий родился примерно в 345 или 346 году.

Предположительно, отец Евагрия занимал высокий духовный пост и был посвящен Василием Великим. Возможно, что он также был знаком с Григорием Богословом и Григорием Нисским.

В юном возрасте Евагрий был назначен чтецом и включен в священнослужителей при церкви святителя Василия Великого. Со временем он стал учеником и преданным последователем святителя, их отношения продолжались до кончины Василия Великого 1 января 379 года.

После потери своего учителя и близкого архиерея Евагрий, всепоглощенный жаждой познания божественных истин, оставил свою родину в Каппадокии. Вскоре его духовные стремления привели его в Константинополь, где он присоединился к сторонникам святителя Григория Богослова, возможно, имел личное знакомство с ним и был близким другом святого Василия.

В то время, когда Константинополь был пропитан сторонниками арианства, Григорий Богослов и его сторонники сталкивались с многочисленными трудностями и опасностями в защите Православия. Чтобы проводить богослужения и душеспасительные беседы, они вынуждены были использовать небольшую домовую церковь Анастасии.

Святитель Григорий взял Евагрия под свою заботу и стал его наставником. Вскоре он посвятил Евагрия в диаконы.

В 381 году в Константинополе прошел Второй Вселенский Собор, который утвердил и дополнил Никейскую веру, внеся новые изменения в Никейский Символ. Этот собор был значимым в спорах между арианами и Православными, так как в нем было окончательно осуждено арианство, установив важную догматическую точку.

После того, как святитель Григорий покинул Константинопольскую кафедру и уехал из столицы, Евагрий продолжил свою службу при новом Константинопольском епископе, Нектарии.

Недолго спустя Евагрий стал известным как страстный проповедник, защитник нравственности и веры. Епископ Нектарий уважал его. Казалось, что перед Евагрием открывается путь к известности в столице.

В это время произошло событие, которое радикально изменило всю дальнейшую жизнь Евагрия. Он влюбился в знатную женщину, их страсть была настолько сильной, что ни он, ни его возлюбленная не смогли её перебороть.

Измученный чувством вины и стыда перед своими ближними, Евагрий часто молился, умоляя Бога о помощи. Однажды ночью ему предстал светлый ангел в видении и приказал по клятве на Евангелие оставить Константинополь. Под воздействием страха перед Богом, Евагрий немедленно покинул город, освободившись от пленительного влечения.

Палестинский период

Около 382 года Евагрий приехал в Палестину, где он встретился с благочестивой монахиней Миланией Старшей (Римляныной) и решил остаться здесь по воле Божьей.

В результате личных потерь и сложностей Милания решила отойти от мира и посвятить себя религиозной жизни. Она оставила Рим и переехала в Египет, где обучилась аскетическим практикам у известных подвижников. Когда местные иноки стали подвергаться притеснениям, Милания переселилась в Палестину, где при поддержке Божьей основала женскую обитель на Елеонской горе. Вскоре после этого появилась и мужская обитель в непосредственной близости, возглавляемая Руфином Аквилейским.

Руфин, также как и Милания, выразил свое сочувствие к Евагрию. Несмотря на то, что эти аскеты были готовы помочь ему в духовном плане, он колебался и не спешил вступить на путь монашества.

Вскоре Евагрий стал увлечен ораторским искусством, но внезапно его жизнь изменилась благодаря высшему вмешательству. Вначале он скрывал причину своего ухода из Константинополя. Но когда он заболел и не мог выздороветь даже при помощи врачей, святая Милания убедила его признаться в своих грехах и пообещать принять монашеский образ жизни в случае исцеления, обещав молиться за его здоровье.

После выздоровления, Евагрий принял монашеское облачение от Милании и Руфина, после чего отправился в Египет. В это время в Египте уже жило много монахов-отшельников, и там процветала традиция монашеской жизни.

Деятельность Евагрия Понтийского в Египте

В 383 году Евагрий приехал в Египет и решил поселиться в Нитрийской пустыне, которая находилась всего в пятидесяти километрах от Александрии.

В этой пустыне он нашел свою истинную суть, став монахом-подвижником. Здесь, в трудах и молитве, он прожил около двух лет. Возможно, что после этого периода он следовал духовным наставлениям родственника преподобной Мелании, Албания.

Стремясь к более уединенному образу жизни в пустыне, Евагрий переехал в другое уединенное место, находящееся к югу от Нитрии, в Келлии. Там он общался с другими подвижниками, которых, по некоторым данным, в Келлиях могло быть до шестисот человек. Именно здесь он провел оставшиеся 14 лет своей жизни.

По древним источникам, в то время он был наставником двух видных христианских аскетов, преподобных Макария, Александрийского и Египетского.

Первый из них занимал должность настоятеля в Келлийском монастыре и одновременно служил священником. Второй был основателем и духовным наставником общины монахов в пустыне Скит, но также заботился о братьях из монастыря в Келлий.

По обычаю монахов-келлиотов, иногда можно было покидать свою одиночную жизнь в пустыне для духовных разговоров и умных наставлений. Поэтому Евагрий часто навещал Макария Великого (Египетского) и других уважаемых отцов, таких как Иоанн Ликопольский и Дидим Слепец.

Имеются доказательства того, что Евагрий посещал город Александрия, где активно выступал в защиту православной веры и противостоял распространению ересей.

В обители Евагрий Понтийский подружился с четырьмя учениками аввы Памво, известными как Длинные братья: Аммоний, Диоскор, Евфимий и Евсевий. Вместе они основали группу монахов-оригенистов. Вскоре Евагрий стал лидером этой группы, и у него появились свои последователи и ученики.

В выходные дни келью отца Евагрия посещали люди, наслушиваясь его увещеваний. Он давал братии отеческие наставления и отвечал на их вопросы, а также общался с ними поодиночке. Кроме того, к нему приходили и паломники из числа мирян.

Помимо своей духовной и образовательной работы, авва Евагрий также занимался копированием древних текстов.

Со временем он приобрел известность как благочестивый старец. Его обладание чудесными дарами, такими как чудотворение, различение духов и проницательность, было признано как Божественное одарение.

Евагрий проводил свою жизнь в строгом посте и постоянной молитве. Он ограничивал свой рацион до 300 граммов хлеба в день, потребляя минимальное количество масла, которого хватало ему на три месяца из полулитрового объема. Он воздерживался от овощей, фруктов и пил очень мало воды. Евагрий мало спал, занимая только треть ночи для отдыха, в то время как остальное время он проводил в молитве, прогулках и созерцании. Он усмирял свое тело, способностью стоять в ледяной воде на протяжении длительного времени.

Впоследствии слух о подвигах и образованности аввы Евагрия дошел до епископов Александрийской Церкви: Тимофея и Феофила. В 90-х годах епископ Феофил попытался пригласить его к высшему духовному служению, посвятив его в епископы Тмуисского, но Евагрий, категорически не желавший становиться архиереем, избежал этого и убежал в Палестину.

Возможно, там он нашёл укрытие у своих старых друзей: преподобной Мелании и Руфина. Некоторое время спустя вернувшись в Келлии, Евагрий послал письмо Феофилу, где объяснил своё несогласие и свои действия.

В последние годы своей земной жизни авва Евагрий столкнулся с тяжелой болезнью желудка и почек, из-за которой ему пришлось изменить свои строгие обеты поста.

Перед своей смертью авва Евагрий принял Святые Христовы Тайны. Он ушел из жизни во время празднования Богоявления, за несколько месяцев до начала гонений, организованных епископом Феофилом против монахов-оригенистов.

Вероятно, Евагрий Понтийский скончался примерно в 399 году.

Отношение Церкви к Евагрию после его смерти

Став известным монахом, Евагрий занимался литературным творчеством. Существует значительное сходство между учением Евагрия и учением Оригена, которое было осуждено во время первых оригенистских споров. Это свидетельствует о том, что его учение было менее православным, чем долгое время считалось. Есхатология и сотериология Евагрия имеют только поверхностное сходство с православным церковным учением. Судя по всему, он разделял оригеновское учение о всеобщем спасении и предсуществовании душ.

Во время споров и осуждения оригенизма в 400-404 годах не было никаких упоминаний о личности или сочинениях Евагрия. Неясно, какую роль в формировании оригенизма сыграли его "Умозрительные главы", написанные около 394-399 годов и распространившиеся среди египетских монахов-оригенистов незадолго до начала споров. Только в VI веке имя Евагрия Понтийского стало прочно связываться с именем и учением Оригена, во время второй стадии оригенистских споров.

Существуют различные доказательства его посмертного осуждения на Пятом Вселенском соборе. Впервые имя Евагрия было включено в список еретиков в 18-м правиле Латеранского собора 649 года вместе с именами Оригена и Дидима. Позднее его осуждение было подтверждено VI Вселенским Собором 680-681 гг., Трулльским Собором 692 года и VII Вселенским Собором 787 года. Церковные писатели и историки VII-IX веков также подтверждают осуждение Евагрия. Все эти свидетельства указывают на то, что осуждение Евагрия было вынесено V Вселенским Собором.

Соборы осудили взгляды Евагрия и уничтожили большую часть его сочинений после его смерти, но его аскетическое и мистическое богословие оказало значительное влияние на христианский мир Востока и Запада.