Евстафий Николаевич Воронец
Биография
Родился в дворянской семье. В 1866 году закончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге. Затем в период с 1866 по 1870 годы учился в Московской духовной академии, где был одним из лучших студентов, но в апреле 1870 года, за два месяца до окончания курса, был вынужден уйти из-за семейных обстоятельств. Большую часть своей жизни провел в Харькове, не занимаясь службой.
Он выступал за идею направления миссионерской работы не только на иноверцев, но и на православных во всех епархиях России, и поддерживал концепцию Н.И. Ильминского по ведению богослужений и преподаванию основ Православия на родных языках "инородцев". Он был почетным или пожизненным членом многих миссионерских организаций, включая Православное миссионерское общество и братство святителя Гурия Казанского, а также был активным членом Общества любителей духовного просвещения.
Исследователь Воронец был активным автором многочисленных публикаций, посвященных исламу и буддизму в России. Он критиковал политику государства, проводимую с XVIII века по отношению к этим религиям, считая ее ошибочной. В своих работах он утверждал, что присвоение официального статуса мусульманским и буддийским духовным лидерам и учреждениям не приводит к контролю над религиозной жизнью со стороны государства, а наоборот, укрепляет позиции этих конфессий в России. В связи с этим он предлагал отменить ограничения на количество мулл и лам, но лишить их официального статуса, а также упразднить Оренбургское и Таврическое магометанские духовные правления как государственные учреждения. В его понимании, это было бы настоящей свободой совести, которая привела бы к снижению влияния ислама и буддизма в России.
Воронец создал и опубликовал много книг духовного содержания для общественного чтения, в основном пересказы житий святых, например: "Жизнеописание святой Поликсении. Орел, 1875. СПб., 18892"; "Об Ангелах-хранителях и о подражании святым, именами которых мы называемся. Х., 1877, 18924. М., 1884, 1996"; "Житие святого отца нашего Евстафия, епископа Антиохийского. М., 1905". Эти книги переиздавались Православной миссионерской общиной. В 1883 году ему была оказана благодарность императора Александра III за жизнеописание святой Марии Магдалины ("Житие святой Марии Магдалины. К., 1873. М., 1883, 19147"), в 1885 году - одобрения Святейшего Синода за миссионерские статьи. В 1886 году Советом Московской духовной академии была присвоена ему степень кандидата богословия за всю его работу. 17 мая 1895 года он был удостоен благодарности Православной миссионерской общины.
Воронец исследовал иконографию Воскресения Христова и пришел к выводу, что многие изображения этого сюжета, созданные в западной традиции, не соответствуют текстам Евангелий и содержат произвольную интерпретацию. Он высказывал критику в адрес художников, таких как К. П. Брюллов и В. В. Верещагин, за попытки изобразить момент Воскресения Христова, который, по его мнению, является тайной. Воронец предложил свою собственную иконографию Воскресения, по которой была написана икона, дарованная им в Комитет по сооружению храма и часовни в память о крушении императорского поезда 17 октября 1888 года.
Известные также книги Воронца о российском государственном флаге (по его мнению, настоящий государственный флаг должен быть черно-бело-золотым, см.: Какие цвета установлены историей и русскими законами для отличительно русского всесословного и государственного флага. Харьков, 1892; Как Посьетовская комиссия извратила цвета народно-государственного символического отличительного русского флага. Харьков, 1910; Как произошли и что означают черный, желтый и белый цвета русской государственной символизации. Харьков, 1912) и по истории государственного герба. 2 июня 1898 года В. был удостоен благодарности императора Николая II за монографию "400-летие русского государственного герба" (Харьков, 1898).
В 1904 году Воронец попросил Святейший Синод о пенсии из-за тяжелых финансовых обстоятельств, обратившись за помощью за его заслуги перед Церковью. Совет Казанской Духовной Академии, который рассматривал вопрос о пенсии, рекомендовал Синоду удовлетворить ходатайство Воронца согласно отзыву протоиерея Е. А. Малова, но официальное решение Синода неизвестно. Нет сведений о последних днях жизни Воронца.
Этот человек был известным богословом, лингвистом и исследователем религий. Он написал множество статей и книг, посвященных различным аспектам мохаммеданства и христианства, их истории, религиозной практике и искусстве. В своих работах он также затрагивал вопросы искусства религиозной живописи и обличения некоторых аспектов церковных учений. Кроме того, он обращал внимание на вопросы молитвы и почитания усопших христиан, не принадлежащих к православной церкви.
Лит.: Публикации в журналах Совета Московской духовной академии за 1886 год, вышедшие в Москве в 1887 году, содержат интересные материалы о богословской деятельности Е. Н. Воронца. Также можно обратить внимание на отзыв протоиерея Е. А. Малова о 30-летней литературной деятельности кандидата богословия Е. Н. Воронца в журнале "Православный священник".
научился языкам исследовать их структуру, семантику и эволюцию. Он также изучал религию, богословие и их влияние на культуру. Его работы написаны доступным и понятным языком, что позволяет широкому кругу читателей ознакомиться с его исследованиями.