Биография

Детство, юность. Первые шаги на монашеском поприще

Феодорит Кирский родился в 393 году в Антиохии — одном из виднейших культурных, экономических и политических центров древней цивилизации.

Его родители были людьми верующими, состоятельными, уважаемыми и благочестивыми. Имя Феодорит — дарованный Богом — было дано будущему Кирскому епископу в связи с тем, что он появился на свет после длительных ожиданий, благодаря молитвам двух преподобных подвижников, Македония и Петра: мать Феодорита долго не могла забеременеть. Кроме того, это имя связано с предварительным родительским обещанием, впоследствии исполненном, посвятить своего будущего сына на служение Богу.

На восьмом году жизни Феодорит, во исполнение священного обета, был отдан на воспитание в одну из обителей, располагавшихся в окрестностях Антиохии. Под наставничеством опытных сирийских богомольцев он возрос возрастом духовным, а затем сделал свой главный жизненный выбор: отрешился от суеты мира и вступил на монашеский путь.

Приблизительно в двадцатилетнем возрасте Феодорит был посвящен в должность чтеца при одной из Антиохийских церквей. Некоторое время спустя (к тому времени его родители уже умерли) удалился в монастырь, расположенный в окрестностях Апомеи и предался монашеским подвигам.

Дальнейшие подробности биографии блаженного Феодорита, вплоть до времени его поставления на епископскую кафедру Кира, нам неизвестны.

Епископское служение

В 423 году, в возрасте 30 лет, Феодорит был возведен на архиерейскую Кирскую кафедру. По его собственным воспоминаниям, хиротонию он принял неохотно: с одной стороны, его привлекала уединенная созерцательная жизнь; с другой стороны, как и многие выдающиеся, современные ему подвижники, он, по смирению сердца, не считал себя достойным архиерейского звания и облачения.

Вверенный под его окормление Кир слыл городом заштатным и бедным. Он находился вдали от центральных путей, в двух днях пути от Антиохии. Население города было немногочисленным. Жители, по мере возможности, старались переселяться в более развитые в экономическом отношении регионы страны.

Феодорит с детства был приучен к неприхотливому житию, и материальные трудности его не пугали. Вообще же за время свой деятельности на поприще архиерея он прослыл пастырем добрым и бескорыстным. В быту довольствовался самым необходимым, не домогался от жителей ни денег, ни ценных подношений. Находившиеся в его подчинении церковнослужители старались ему подражать.

Более того, Феодорит сам жертвовал из церковной казны на благоустройство города, улучшение быта горожан. Его личными усердиями в Кире было воздвигнуто два моста через реку, проложены водопроводы, возведены галереи, возобновлена деятельность общественных бань.

Заботясь о горожанах, блаженный не раз ходатайствовал перед императорской властью о даровании городу правовых льгот, приглашал в свою область художников, специалистов-ремесленников, докторов.

Само собой понятно, что административно-хозяйственная деятельность, связанная с преображением социально-общественной жизни кирчан, занимала хотя и не последнее, однако и не первое место в перечне главных задач, стоявших перед Феодоритом как перед правящим архиереем.

Как епископ он заботился об улучшении деятельности приходского священства, нравственном состоянии верующих, занимался просветительской и миссионерской работой.

Ко времени начала его епископства наряду с истинно верующими в городе обитало большое количество язычников и еретиков. Требовалось много усилий, чтобы переломить ситуацию к лучшему. И он, с Божьей помощью, справился.

Отмечают, что в период его управления кафедрой в городе насчитывалось около 800 церквей. Стараниями Феодорита в епархии увеличилось число почитаемых святынь, в частности святых мощей.

Пламенная ревность, высокое чувство ответственности, безукоризненность жизни, учёность блаженного Феодорита способствовали тому, что со временем он сделался известным на всем Православном Востоке.

На этом этапе своей земной жизни он прославился и как церковный писатель. Спектр его писательских трудов включал толкования на различные Книги Священного Писания, опровержение ересей и язычества, ответы на вопросы догматического характера.

Споры относительно ереси Нестория

Вскоре после того как представитель Антиохийской Церкви, Несторий взошёл на Константинопольский Патриарший престол, он объявил борьбу против ересей. Однако, вместо того, чтобы свято исполнить поставленную задачу, сам уклонился от чистоты веры и сделался ересеначальником.

Суть его заблуждения состояла в том, что будто бы Матерь Божью нельзя именовать Богородицей, но только Христородицей, так как Дева, являясь Творением Божьим, не могла родить Бога, существовавшего прежде Самой Девы и являющегося Её Творцом (см.: Ересь).

В действительности же, Церковь никогда и не учила, будто Пречистая Дева родила Бога по Божеству. Но она и не учила, что Богородица родила всего лишь человека, а не Вочеловечившегося Бога (см.: Богородица).

Поначалу некоторые Антиохийские пастыри отнеслись к идеям Нестория настороженно, но сдержанно, можно сказать, снисходительно, не предполагая, насколько далеко он может зайти в своём заблуждении. Несторий же обладал даром слова и легко мог увлечь в свои сети массы необразованных верующих.

Наиболее резкое противодействие патриарху-еретику оказали клирики Александрийской Поместной Церкви. Между ними особенно выделялся святитель Кирилл Александрийский. Видя, что Несторий возводит хулу и на Богородицу, и на Её Божественного Сына, святитель в срочном порядке составил ряд специальных сочинений. В одном из них он изложил двенадцать так называемых анафематизмов — двенадцать развернутых положений, обнаживших обман и осудивших новое лжеучение.

Но как братья во Христе ни уговаривали Нестория одуматься, он всё стоял на своём. Блаженный Феодорит, желая успокоить нараставшее в Церкви волнение, стремился защитить ту часть учения Нестория, которая, по его разумению, соответствовала духу Евангелия. Вместе с тем он желал убедить его отказаться от тех соблазнительных мыслей, которые противоречили Преданию.

Тем временем споры лишь разгорались. Возникла необходимость созыва очередного Вселенского Собора.

III Вселенский Собор, собравшийся в Ефесе, осудил ересь Нестория и низложил самого ересиарха. Отцы Собора утвердили почитание Девы Марии как Богородицы.

Однако христологические споры (касавшиеся образа соединения двух природ во Христе) не утихли. Вскоре по завершении работы Собора Феодорит Кирский выступил против Кирилла Александрийского, чьё отношение к данному вопросу казалось подозрительным. Потребовалось время, много терпения и усилий, чтобы прийти к общему согласию, взаимному пониманию.

Осуждение и оправдание

После смерти Кирилла Александрийского (444 г.) осиротевшую кафедру занял Диоскор. Когда в Константинополе распространилась новая христологическая ересь (монофизитство), противоположная по содержанию несторианской, Диоскор примкнул к стану еретиков.

Будучи почитателем святого Кирилла, Диоскор, зная о его спорах с Феодоритом и видя в нём опасного противника, стал обвинять его в отступлении от решений Вселенского Собора. Себя же он выставлял ревностным защитником Православия.

В 449 году стараниями и интригами Диоскора в Ефесе состоялся очередной Собор, на котором Феодорит был лишен епископского звания и осужден заочно. Кроме того, на этом Соборе были осуждены и другие ревнители веры. Впоследствии Собор получил наименование «Разбойничий».

Феодорит, заточенный в обители, вынужден был пребывать там без средств к существованию, однако не отчаивался, а уповал на Божественный Промысл. И он не обманулся.

Составившийся в 451 году в Халкидоне IV Вселенский Собор осудил Диоскора и его единомышленника, еретика Евтихия; Православных же защитников оправдал. Феодорит был реабилитирован при личном содействии императора, к которому предварительно обратился с прошением о рассмотрении его дела. Египетские епископы не хотели видеть среди отцов-участников Феодорита, но это желание не было удовлетворено.

Последние годы земной жизни

После торжественного оправдания блаженный Феодорит возвратился в свою епархию, в Кир.

Большую часть времени он проводил в обители, вблизи Кира, много времени посвящая ученым трудам и молитве. При этом он не переставал управлять делами епархии.

В 457 году он тихо отошёл ко Господу, умерев в мире с Церковью.

На V Вселенском Соборе, состоявшемся через несколько десятилетий после его смерти, осудившем оригенизм, подверглись осуждению и некоторые сочинения Феодорита, составленные в видах полемики с Кириллом Александрийским.

Впрочем, сам Феодорит не был осужден. Он почитается Церковью в чине блаженного отца, по праву признаётся выдающимся христианским писателем и учителем.

Книги автора

Толкование на Ветхий Завет
История Древней Церкви
Толкование на Новый Завет
Письма
Собрание сочинений