Биография

Ничего неизвестно о дате рождения Феофана. Он, вероятно, получил классическое образование и имел опыт толкования святоотеческих текстов. Известно, что он написал послание латинскому архиепископу Константинополя Павлу по просьбе бывшего императора Иоанна Кантакузина. Феофан был связан с кружком Кантакузина. В своем предисловии к труду о Фаворском свете Феофан заявил, что написал этот трактат, чтобы защитить патриарха Филофея Коккина. Таким образом, он был близок к двум лидерам паламитской партии своего времени. Вероятно, Феофан так и не посетил свою епархию, находившуюся под властью турок с 1331 года, оставаясь, возможно, в Константинополе. Однако он отправлял послания, в которых ободрял христианское население Никеи.

Никейский епископ получил задание провести расследование в отношении Прохора Кидониса, который был обвинен в отказе принимать учение Григория Паламы. Это упоминается в письме Димитрия Кидониса к Филофею Коккину, написанном около 1371 года. Возможно, Феофан уже направлялся на гору Афон, чтобы встретиться с Прохором. Кидонис отмечает, что Никейский митрополит, желая избежать вовлечения в этот странный конфликт, отказался от своего поручения при первой возможности, и за это Кидонис выражает ему признательность. Однако настоящая причина того, что Феофан не выполнит это поручение, может заключаться в том, что он в это время занимался восстановлением отношений между Сербской церковью и Константинополем.

Феофан был известным деятелем Константинопольской Церкви XIV века, хотя сведения о его деятельности крайне ограничены. Он скончался до 1381 года, поскольку в этом году был избран новый митрополит Никейской епархии. Основным произведением святителя является "Пять слов о Свете Фаворском".