Биография

Детские, юношеские и молодые годы

В мире родился Георгий Васильевич Говоров 10 января 1815 года в селе Чернавка Орловской губернии, в семье православного священника.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви в том же селе, а мать, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи и была глубоко верующей женщиной. Георгий получил первоначальное образование от своих родителей, которые также внушили ему любовь к Богу. Отец часто водил сына в храм, где тот с удовольствием принимал участие в богослужении и служил в алтаре.

В 1823 году Георгия направили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он успешно окончил его и поступил в Орловскую духовную семинарию в 1829 году. Георгий пользовался хорошей репутацией в семинарии, и, несмотря на успешное обучение, выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. После окончания семинарии с благословения епископа Орловского Никодима, Георгий продолжил свою учебу в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, его отправили туда за казённый счёт.

В академии Георгий проявил большое прилежание в учебе, а также обнаружил способности к писательскому творчеству. Он предпочитал уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители для благоговейной молитвы, и эти впечатления сохранились в его памяти до конца его жизни. В этот период в нем зрело желание посвятить свою жизнь монашескому подвигу.

Приобщение к монашеству

В октябре 1840 года Георгий Васильевич Говоров обратился к руководству с просьбой о пострижении в монашество. В феврале 1841 года ректор академии, преосвященный Иеремия, осуществил этот обряд. В тот же момент Георгий принял новое имя — Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

В апреле 1841 года монах Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле того же года — в иеромонаха. Также в 1841 году он успешно завершил обучение в духовной академии, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В августе того же года отец Феофан был назначен на должность ректора Киево-Софийского духовного училища, где он, помимо исполнения обязанностей ректора, преподавал латинский язык. В этот период он также глубоко погружался в изучение творчества святых отцов Церкви.

В 1842 году ему было поручено руководство Новгородской духовной семинарией, где он выполнял обязанности инспектора и преподавал психологию и логику. Как преподаватель, он постоянно напоминал своим студентам, что основной принцип их жизни — это преданность богоугодию, а не сухая научная подготовка.

В 1844 году отец Феофан, с благословения церковных властей, стал преподавателем на кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1845 году он также занял должность помощника инспектора академии.

Служение в Иерусалиме. Дальнейшая деятельность

В 1846 году иеромонах Феофан присоединился к Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, формируемой в это время. В октябре 1847 года Миссия отправилась в Палестину и в феврале следующего года достигла Иерусалима.

Во время пребывания в Палестине отец Феофан совершенствовал свои знания греческого и французского языков, глубоко изучал вероисповедания различных инославных конфессий, включая католицизм, лютеранство, армяно-григорианство и другие. Здесь он имел возможность ознакомиться со святоотеческими произведениями, включая ценные рукописи, читая их на языке оригинала.

Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была продуктивной, но с началом Крымской войны в 1853 году её отозвали, и участники были вынуждены вернуться на Родину.

После возвращения в Россию в апреле 1855 года отца Феофана повели в сан архимандрита. Затем он начал работу в Санкт-Петербургской духовной академии на кафедре канонического права.

Через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан стал ректором Олонецкой духовной семинарии. На этой должности, помимо учебного процесса, он активно участвовал в организации семинарии, включая строительные работы.

В 1856 году его отправили в Константинополь на должность настоятеля Русской посольской церкви. В июне 1857 года, обретшего известность и уважение своей образованностью и духовным подходом, пригласили в Санкт-Петербург, предложив ректорство Санкт-Петербургской духовной академии. Он согласился, но занимал эту должность недолго. В тот период он также участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

Епископское служение святого Феофана Затворника

В июне 1859 года архимандрит Феофан был посвящен во епископа Тамбовского и Шацкого. В течение своего руководства Тамбовской епархией было открыто множество школ и учебных заведений, включая женскую епархиальную школу. Под его руководством начали издаваться "Тамбовские епархиальные ведомости". Он с честью исполнял свои обязанности епархиального архиерея, но всё чаще задумывался о уединенной молитве и богосозерцании.

В 1863 году церковные власти переместили епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и раньше, он поддерживал развитие церковно-приходских школ и духовных учебных заведений. С 1865 года, по его инициативе, начали выходить "Владимирские епархиальные ведомости". Он активно участвовал в богослужениях, посещал различные области своей епархии, проводил проповеди, но внутренне стремился к уединению.

В 1866 году епископ Феофан обратился с просьбой к Святейшему Синоду. Это пожелание святителя вызвало удивление членов Синода, поскольку по уровню знаний, духовному опыту, состоянию здоровья и организаторским способностям он соответствовал требованиям архиерейской службы. После внимательного рассмотрения просьбы святителя и согласия с его аргументами, его освободили от управления епархией.

Затем ему была поручена должность настоятеля в Вышенской пустыне, но даже эта обязанность не полностью соответствовала его духовным стремлениям. Некоторое время спустя он подал запрос об освобождении от обязанностей настоятеля, и этот запрос был удовлетворен.

Затворничество

В 1872 году святитель начал вести уединенную жизнь. Он отошел от мира, затворившись в отдельном помещении. Окружение, которое могло посещать его, сократилось до минимума. В своей келье он организовал небольшую домовую церковь и лично совершал Божественную Литургию. Сначала это происходило по выходным и в праздничные дни, а в последние годы его земной жизни — ежедневно.

Помимо молитв, большую часть времени он уделял чтению, анализу переписки и написанию ответов, а также занимался богословскими трудами. Согласно аскетическим наставлениям, святитель уделял внимание и физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву и шил одежду для себя.

6 января 1894 года святитель тихо ушел от нас. Отпевание его прошло 11 января при многочисленном собрании людей. Тело епископа было погребено в Вышенской пустыне, в Казанском соборе.

Творческое наследие

Святитель Феофан Затворник оставил после себя значительное наследие в виде множества выдающихся работ. Одним из хорошо известных трудов по нравственному богословию является "Начертание христианского нравоучения". Помимо этого, в его творческой коллекции можно найти множество других произведений, таких как "Внутренняя жизнь. Избранные поучения", "Как начинается в нас христианская жизнь?", и "Как надобно молиться?".

В качестве толкований Священного Писания Нового Завета им были созданы произведения, такие как "Толкование на первое послание к Коринфянам", "Толкование на второе послание к Коринфянам", "Толкование на первое послание к Тимофею", "Толкование на второе послание к Тимофею", "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам", "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам", "Толкование на послание к Галатам", "Толкование на послание к Евреям" и др.

Среди догматических сочинений можно выделить: "Два слова о святом Таинстве Крещения", "Душа и ангел", "Воплощенное домостроительство", "Опыт христианской психологии".

В письменных посланиях особое внимание привлекают: "Письма о духовной жизни", "Письма о различных аспектах веры и жизни", "Письма о христианской жизни", "Поучения", а также "Собрание писем".

Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и объединил в общий сборник множество памятников святоотеческой литературы, который получил название "Добротолюбие".

Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.

 

Книги автора

Догматическое богословие
Священное Писание Нового Завета