Биография

Георгий, известный святитель, родился в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии. Его родители, пономарь Иоанн Иаковлевич Городков и его жена Евдокия Филипповна, были простыми и благочестивыми людьми. По словам святителя, его отец не получил высшего образования, но был пронизан верой и благочестием. В 1795 году Иоанн Иаковлевич был посвящен в сан священника в Успенском храме своего села.

C самого детства Георгий страдал слабым здоровьем и часто болел, но, как сказано в послании апостола, "Бог выбрал немудрое мирное, чтобы посрамить мудрых, и бессильное мирное, чтобы посрамить сильное" (1Кор.1:27). В его хрупком теле пребывал могучий дух, а его сердце горело неугасимым огнем христианской любви. Георгий объединял кротость и милосердие с твердым характером, энергичной волей, необыкновенной работоспособностью и тонким наблюдательным умом.

С юности Георгий был знаком с тяжелым трудом. Он не только участвовал в работе храма вместе с отцом, но и помогал в поле и других трудностях. Это было обычным для всех крестьянских и церковных детей. Такой труд укрепил здоровье слабого с рождения мальчика. Позже, будучи студентом семинарии, он с удовольствием помогал своим родным в деревне, вспоминая свои детские годы.

Юный Георгий был глубоко повлиян своей семьей и жизнью отца. В своей автобиографии святитель описывает свою семью с большой теплотой и любовью, особенно выделяя отца, который прожил трудную жизнь, полную забот и опасностей.

В 1808 году Георгий завершил обучение в Рязанской духовной семинарии. Он мечтал о священнической службе в приходе какого-нибудь села, оказывая духовную помощь ближним и заботясь о своей любимой семье. Перед окончанием учебы в семинарии, ему было предложено священническое место в Касимовском Вознесенском соборе. Таким образом, будущий архипастырь прибыл в древний город Касимов, который в то время, возможно, был самым привлекательным из всех уездных городов Рязанской губернии.

Предположительно, после прибытия в Касимов, молодой человек познакомился с протоиереем Поликарпом Поликарповым Киструсским, его супругой Стефанидой Косминичной и их семьей. Возможно, отец Поликарпа и семья Городковых уже знали друг друга. Согласно информации, отец Поликарп предложил Георгию вступить в брак с одной из своих дочерей, вероятно, старшей - Анной. "Обстоятельства казались благоприятными для этого союза, и между ними уже было достигнуто соглашение", - чему был рад и отец Городкова, который в то время был священником.

"Но судьба Божия распорядилась иначе", - сообщал протоиерей Стефан Родосский, который хорошо знал святителя. Человеческие желания оказались встрече с Промыслом Божьим. В 1809 году Георгий был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию среди лучших студентов первого академического курса. Протоиерей Стефан Родосский отметил, что усилия самого Георгия и попытки некоторых лиц, близких к архиепископу Амвросию, не смогли изменить это решение.

В Государственном архиве Рязанской области хранится документ, который свидетельствует о направлении пятерых студентов из Рязанской семинарии в Санкт-Петербургскую духовную академию по указу Святейшего Синода от 26 ноября 1808 года. В этом документе от преосвященного Амвросия есть указание отправить самых лучших студентов из семинарии обучаться в академии.

В 1808 году Георгий прибыл в Санкт-Петербург, где пообещал своей невесте вернуться из академии и вступить с ней в брак. Протоиерей Стефан Родосский отмечает в своей биографии святителя, что Господь готовил Георгия к более возвышенным целям. Спустя неполный срок его невеста была выдана за другого по воле его отца, и с того момента Георгий почувствовал в себе перемены.

Следует отметить, что будущий святитель принял решение о вступлении в монашество после того, как его невеста была вынуждена выйти замуж за другого. В то время выбор жениха и невесты в значительной степени зависел от родителей, и дети обычно подчинялись их решениям, особенно если речь шла о родах духовенства: юноши из церковных семей часто брали в жены дочерей других церковных деятелей, чтобы занимать их места в будущем. Вполне вероятно, что Георгий уже давно размышлял о монашеской жизни, и события, связанные с замужеством его невесты за другого, лишь укрепили его убеждение в правильности выбранного им аскетического пути.

Следуя божьему плану, Георгий был направлен учиться под руководством академии ректора архимандрита Филарета (Дроздова) и инспектора, также архимандрита Филарета (Амфитеатрова), который впоследствии стал святителем и чье имя входит в Собор Липецких святых.

Все трое святителей были близки по духовным убеждениям и поддерживали крепкую дружбу до конца своей жизни. Московский митрополит в своих теплых письмах называл Рязанского владыку "любезнейшим братом". Через шесть лет после этого произошел первый выпуск из академии, в котором Георгий закончил по первому разряду и был представлен к званию магистра после "устного испытания". 24 августа 1814 года он был назначен профессором в Рязанскую духовную семинарию. Он жил смиренно и религиозно, стремясь к чистоте сердца и помыслов с детства, проводя строгое отшельническое житие, не будучи монахом.

Прославленный святитель Гавриил, желая посвятить свою жизнь служению Господу, принял постриг в монашество по приглашению владыки Феофилакта. 13 октября 1815 года он был облечен в ангельский чин и наречен Гавриилом в честь Архангела-Благовестника. Он посвятил свою жизнь благовествованию Слова Божия и впоследствии был хиротонисан во иеродиакона 16 октября и во иеромонаха 22 октября того же года. С 27 декабря 1815 года он начал управление Рязанским Свято-Троицким монастырем по документам Рязанской духовной консистории.

Троицкая обитель, посвященная преподобному Сергию Радонежскому, была местом уединения для подвижников. Святитель постоянно находился в монастыре, занятый учением и монашескими усердиями. Он стремился подражать древним наставникам, таким как Антоний, Феодосий и Сергий Радонежский, всегда служа братии.

В 1816 году игумен Гавриил был посвящен в архимандриты. В 1817 году он был назначен на должность ректора Орловской семинарии и получил управление Орловским Успенским монастырем. Его пример вдохновил многих студентов семинарии, что помогло им найти свое призвание. Некоторые из них стали монахами, а затем и ректорами академий, и даже епископами. Особое внимание привлек студент Иоанн Алексеевич Борисов, который стал известным как святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, благодаря своей учености и дару проповедничества. Их отношения продолжились и в последующих годах.

В 1818 году архимандрита Гавриила был назначен ректором Нижегородской семинарии, перед этим он управлял Макарьевской Желтоводской обителью. На тот момент обе учреждения находились в ужасном состоянии, но благодаря неусыпным усилиям святителя Гавриила они значительно улучшились. Впоследствии ему был передан Нижегородский Печерский монастырь, который также стал его управляемым.

20 мая 1828 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Гавриил был посвящен во епископа Калужского и Боровского. По церемонии он был облачен в полное архиерейское облачение. Святитель Гавриил был известен своим просвещенным и деятельным служением, также как его кроткость и простота. Своими усилиями и молитвами он завоевал уважение верующих. Во время одного из Великих постов он страдал от тяжелой лихорадки, и он утверждал, что врачи не могли помочь ему. В жизни святителя в Калуге особенно проявилось Божье благословение и заступничество Божией Матери.

Физические муки были усугублены душевным страданием, так как святитель не мог совершать богослужения в течение всей Четыредесятницы и в Страстную седмицу. Он особенно скорбел о том, что паства была лишена умилительного обряда умовения ног во Великий Четверг. Однажды перед вечерней службой, он во сне видел старца, который приказал ему отслужить молебен с акафистом перед иконой Владычицы "Милостивой". После этого молебна владыка смог встать и даже провести службу в соборе, включая умовение ног. Святитель всегда считал это исцеление чудесным и приписывал помощь Божией Матери через Ее икону «Милостивая» которой он был благословлен при постриге в иночество.

Зная о глубокой духовной жизни Калужского епископа, Святейший Синод решил, что только такой пастырь, "выделяющийся мудростью, активностью и кротостью", может справиться с большой задачей - возвращением униатов Могилевской губернии к Православию - и сообщил ему о переводе на Могилевскую кафедру. Узнав о таком сложном назначении, епископ огорчился. Но через святителя Филарета Господь вновь укрепил его. Московский митрополит написал ему: "...вкратце, советую Вам следовать указанию Божьего провидения, и не выбирать своего пути без крайней необходимости. Примите на путь в Могилев терпение, осторожность, решимость, ищущую не своих сил, а сил Господа, и Господь поможет Вам. Могу сказать, что внимание Императора по особым причинам направлено на Могилев больше, чем на Калугу, и Ваше разумное действие с терпением, стойкость с кротостью привлечет Его благосклонность к Вам. Молю Бога, чтобы Он наставлял и сохранял Вас, взаимно поручая себя Вашим молитвам".

Следуя совету своего старшего друга, святитель Гавриил смирился и принял подвижническое послушание. За время его пребывания на Могилевской земле более 60 тысяч католиков приняли православие. Его внешность, с благообразным лицом, большими голубыми глазами, худощавостью и тихой походкой, всегда располагала к нему. В общении с людьми, особенно с теми, кто говорил на других языках, он избегал укорения, утверждая, что "укорять - значит раздражать, а раздражать - значит уменьшать способность к принятию истины."

После пятилетнего периода служения в Могилеве святитель был перемещен на кафедру в Рязани. Часть территории, которая в настоящее время входит в состав Елецкой епархии, тогда входила в состав Рязанской епархии. 21 июля 1837 года преосвященный Гавриил вновь прибыл на землю Рязани. Его встречало городское духовенство с крестом, хоругвями и святыми иконами на Соборной площади перед Ильинским храмом, где кафедральный протоиерей вручил ему архипастырский жезл митрополита Стефана (Яворского). Сразу по прибытию святителя сердце отца было огорчено бедствием, истекшим город после недавнего пожара, но архипастырь поддерживал дух несчастных утешением и словами сердечного участия, и призывал их уповать на милость Божию.

И вот, менее чем через пять лет, все было восстановлено, раны зажили, и страшный пожар остался лишь в памяти. В этот период были построены новые здания, большинство храмов в Рязани были обновлены. Благочестивое движение, начавшееся в это время, продолжалось до тех пор, пока преосвященный Гавриил руководил паствой Рязани.

Это движение было заметно как в городах и деревнях Рязанской области. Построение новых церквей, их распространение, улучшение и украшение, приобретение новых колоколов в городских церквях г. Рязани – все это потребовало значительных капиталов, которые не тратились за время правления предшественников. Даже неурожаи, голод, военные действия, особенно в последние годы, были для народа гораздо тяжелее, нежели при его предшественниках.

Биографы святителя сообщают, что когда возобновлялись храмы, ни одного чертежа или рисунка не прошло без личного просмотра святителем. Документы Государственного архива Рязанской области подтверждают это. Например, храм в селе Зимарове Раненбургского уезда был построен на месте, где находилась чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Эта икона стала известна своими чудесами во время холеры в 1848 и 1861 годах, и была перенесена во многие города и села Рязанской епархии. Старый храм сгорел в 1848 году, но чудотворная икона, по воле Божьей и заступничеству Богоматери, избежала пламени, так как во время пожара находилась в Скопинском уезде. Святитель принял участие в строительстве нового храма в Зимарове, поручив создать специальный комитет, в который вошли священнослужители и местные дворяне.

Преосвященный обратил особое внимание на Успенский кафедральный собор, который к тому времени был в плохом состоянии, а также на недостроенную колокольню рядом с ним. Он обратился к жителям города Рязани с просьбой о пожертвованиях на необходимые работы, и его просьба была услышана. Через три года колокольня была торжественно освящена, а в 1857 году преосвященный Гавриил совершил первую службу в красивом соборе во время празднования Успения Пресвятой Богородицы.

Рязанский священник отличался особой кротостью и любовью к людям, что совершенно гармонировало с его твердым характером, удивительной работоспособностью и глубоким пониманием потребностей духовенства. Он всегда служил своему господу с благоговением, строя и украшая множество храмов на рязанской земле. За время его пребывания в этом городе было завершено строительство соборной колокольни в кремле, крыша Успенского собора была перекрыта, а главы этого собора были украшены звездами на голубом фоне и украшены крестами.

Имя епископа Гавриила стало связанным с важным событием в жизни верующих - перенесением чудотворной иконы «Знамение» - Корчемной из закрытой корчмы. Также стоит отметить историю этого чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Икона находилась в божнице у вдовы, который страдала от недуга пьянства. Когда она истощила все свои средства, она принесла икону в корчму, чтобы обменять на вино. Но спустя несколько дней, она раскаялась и поспешила вернуть икону, увидев, что ее нет в божнице. Оказалось, что икона вернулась в корчму. Припав перед образом Пречистой, вдова умоляла Царицу Небесную не лишать ее Своего покрова. Господь, не отвергая ее покаяния, обратил этот случай в спасение ее души, ибо после этого дня она больше не употребляла вина.

После того, как жители Рязани услышали о чудесе, они начали приходить в корчму, чтобы поклониться святому образу. Хозяин корчмы зажег перед иконой вечную лампаду, и люди стали петь молитвы. Позже икону перенесли в церковь, но она каким-то образом вернулась обратно в корчму. В 1850 году корчма закрылась, и чудотворный образ был перенесен в церковь преподобного Симеона Столпника.

Летописи свидетельствуют о том, что в 1848 году святитель Гавриил оказал помощь жителям Рязани в трудный период, спасая их от холеры и лесных пожаров. Он всегда был на молитвенной защите за людей, утешал и облегчал их страдания в скорбях и болезнях. В эти годы Рязанский край переживал тяжелые времена из-за неурожая в 1838 году, засухи в 1840-м и вспышки холеры в 1848 году, которые унесли множество жизней, включая 155 священнослужителей. Святитель Гавриил всегда старался облегчить жизнь жителей, щедро распоряжаясь своими средствами для помощи нуждающимся. Во время голода в его архиерейском доме постоянно пекли хлеб, который затем раздавали нуждающимся.

В трудное время святитель пришел к губернатору и показал ему кусок черного, как торф, "голодного хлеба", открыв ему глаза на страшные народные бедствия. Под влиянием преосвященного Гавриила губернатор Рязани обратился с просьбой о помощи к министру внутренних дел, и совместными усилиями владыки, губернатора и благотворителя Рюмина удалось значительно снизить цену на хлеб.

Для предотвращения голодной смерти вдов и детей умерших священнослужителей, преосвященный владыка увеличил пособия и единовременные суммы для них. Он также основал училище с полным обеспечением и призывал благотворителей жертвовать на доброе дело. Святитель Гавриил всегда заботился об ученицах, регулярно приглашая их в свои покои после Пасхи для добрых советов и угощений. Он также регулярно делал пожертвования как деньгами, так и книгами для библиотек училища.

В 1848 году, во время эпидемии холеры, преосвященный Гавриил благословил провести особый молебен и крестный ход, принимая сам участие в них. Он был страстным поклонником поэзии и сам написал несколько псалмов и духовных песнопений, которые были популярны среди жителей Рязани.

Владыка проявлял интерес как к науке, так и к богословию. Его ученик, святитель Иннокентий Херсонский, регулярно предоставлял ему новые произведения богословской литературы. Святитель подходил к современным вопросам Церкви через призму исторического анализа, проявляя "осторожность и осведомленность ученого".

Архиепископ Гавриил был известен своим интересом к истории и археологии, особенно к истории рязанской земли. Он нашел древние записи среди документов Духовной Консистории в 1837 году, которые свидетельствуют об основании Переяславля Рязанского в 1095 году. Владыка проявил благоговейное отношение к святыням, особенно к чудотворному образу Феодоровской Божией Матери. Он устроил придел в Сергиевском храме Свято-Троицкого монастыря в честь этой иконы и лично перенес ее из Борисо-Глебского храма в освященный придел 24 октября 1852 года.

В 1856 году святитель Гавриил был приглашен в Москву для участия в церемонии миропомазания императора Александра II за его долгое и преданное пастырское служение. В знак признания своей преданности, император наградил преосвященного Гавриила алмазными знаками ордена святого благоверного князя Александра Невского. После этого владыка ушел на покой в 1858 году и поселился в Рязанском Ольговом монастыре, где активно занимался благотворительностью. Во время его пребывания в монастыре были построены новые келии для монахов, каменная ограда вокруг обители и каменная ризница к алтарю Троицкой церкви.

Вскоре он выбрал место своего захоронения, приказав рабочим вырыть могилу и выложить кирпичом своды склепа возле правого клироса южного придела Троицкого храма. Во время работ он пришел осмотреть это место и долго стоял в задумчивости. Затем он сказал работникам: "Вы видели, какую честь отдают архиерею в храме Божием? Вот чем заканчивается всякая земная почесть! Помните, что за гробом встретятся с почестью только добрые дела наши, и уже никогда не будут зарыты в землю!"

С начала 1862 года 77-летний владыка ослабел настолько, что больше не мог вставать с постели. На Неделе Ваий он исповедался и получил Святые Христовы Тайны, принимая причастие. С этого момента монахи непрерывно читали рядом с ним молитвы, такие как акафист Сладчайшему Иисусу, канон на исход души и поклонение Страстям Господним.

В накануне Светлого Христова Воскресения 7 апреля 1862 года святитель Гавриил скончался, и его тело было погребено в пяток Светлой седмицы в Архангельском соборе Рязанского кремля согласно распоряжению архиепископа Смарагда. В течение семи дней после его смерти никаких признаков тления или изменений в его лице не было замечено, несмотря на душные условия. Местные жители рассказывали, что молитвам святого Гавриила приписывали прекращение обвалов и устранение опасности для монастыря, где он провел последние годы своей жизни.

16 июля 1999 года архиепископ Гавриил был прославлен в лике местночтимых святых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мощи святого Гавриила были обретены 26 октября 1999 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, и затем перенесены в Свято-Троицкий монастырь г. Рязани, где они были положены в специально устроенную для них раку.

"Собор святых Липецкой земли" - это сборник житий святых Липецких и Елецких, который был подготовлен при участии протоиерея Николая Стаднюка, А. А. Найденова и А. И. Чесноковой и издан в Липецке в 2013 году.