Биография

Зырянов Гавриил Михайлович родился в семье зажиточных крестьян в деревне Фролово в Пермской губернии. Его семья дала обет не употреблять мясо и спиртное в надежде на выздоровление от частых болезней Гавриила в детстве. В 18 лет он совершил паломничество к мощам святого Симеона Верхотурского и получил предсказание о будущем монашестве. В 1864 году он поступил в Оптину пустынь и в 1872 году был пострижен в рясофор после увольнения из сословия государственных крестьян. Гавриил занимался различными обязанностями в монастыре и был духовно окормлялся преподобными Амвросием и Иларионом. В 1874 году он тяжело заболел, но выздоровел благодаря молитвам Оптинских старцев.

Стремление Гавриила получить постриг не встретило одобрения у настоятеля пустыни прп. Исаакия I (Антимонова). Осенью 1874 года Гавриил посетил Киев и Москву, а 28 декабря 1874 года поступил в Высокопетровский монастырь по приглашению архимандрита Григория (Воинова). 1 февраля 1875 года он был зачислен в братство, а 13 августа того же года принял постриг и имя в честь прп. Тихона Задонского. 20 февраля 1877 года он был рукоположен во диакона, но из-за доносов и интриг некоторых монахов он перешел в московский монастырь в честь Богоявления Господня 14 августа 1880 года. Гавриил обладал хорошим голосом (тенор) и часто сослужил епископу Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), что привлекло внимание светских ценителей церковного пения и вызвало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители.

Иеродиакон Тихон был активным участником жизни Русской Православной Церкви в конце XIX века. Послушувая совета старца прп. Амвросия, он переехал в Раифский монастырь, где впоследствии был принят в число братии и рукоположен во иерея. В разное время он также занимал различные должности в монастырях и архиерейских домах. Вслед за тяжелым несчастьем, которое произошло с ним в 1892 году, он был постригнут великую схиму под именем святого архиерея Гавриила.

В течение пяти лет Гавриил провел в постели, часто причащаясь Св. Таинству. Впоследствии он писал, что чем больше страдал, тем легче себя чувствовал. За время болезни он получил дары старчества и прозорливости. Благодаря пожертвованиям светских посетителей (примерно 10 тыс. рублей) в 1899-1900 годах была построена церковь в Седмиезерной пустыни во имя прп. Евфимия Великого и Тихона Задонского. Этот храм был предназначен для чтения неусыпаемой Псалтири по усопшим и служения ранних литургий. Архиепископ Казанский Арсений (Брянцев), который благосклонно относился к Гавриилу, освятил этот храм 16 октября 1900 года и назначил его преподобным и. о., а затем наместником Седмиезерной пустыни. С 9 июня 1902 года он был в сане архимандрита.

Гавриил успешно организовал различные производства в монастыре, такие как скотный и молочный дворы, кирпичный завод и мастерские по изготовлению различных изделий. Он также создал маслобойню и пасеку, из которых монастырский мед стал востребованным на ярмарках Казани и Нижнего Новгорода. По его проекту была построена эффективная зерносушилка, что послужило примером для других помещиков. Благодаря его усилиям, доход от монастырской пашни увеличился, и часть этого дохода шла в казну архиерейского дома. Однако его активная хозяйственная деятельность вызывала недовольство у некоторых людей, и в 1908 году были поданы жалобы на его управление монастырем. В результате ревизии, проведенной архиепископом Никанором, Гавриил был временно отстранен от должностей, но позже был оправдан. После этого он был выселен из обители, и некоторое время прожил в домике, построенном в пустыне на пожертвования, а затем переехал в Казань.

В июле 1908 года Гавриил приехал в монастырь Елеазаров в Пскове, где настоятелем был его духовный наставник, архимандрит Иувеналий (Масловский). Для Гавриила был построен домик с церковью в честь архангела Гавриила, которая была освящена 7 августа 1910 года. Гавриил вел напряженную молитвенную жизнь, каждый день озвучивая 12 000 молитв "Иисусова молитва", а также совершая полуночные молитвы, чтение кафизм, часов, вечерни и келейное правило. Он также работал как духовный наставник и активно общался с духовенством и мирянами. Среди его учеников были священномученик Игнатий (Лебедев), схиигумен Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели Казанской духовной академии, будущие архиереи и епископы. Великая княгиня Елизавета Феодоровна несколько раз посещала Гавриила и присутствовала на его похоронах. Он также заботился о жителях Псковского Старого Вознесения Господня и Псковского Иоанно-Предтеченского монастырей, а также посещал княгиню в Марфо-Мариинской московской обители.

С 1912 года состояние здоровья Гавриила начало ухудшаться. Предчувствуя свою скорую кончину, он подготовил место для своего похоронения в Елеазаровой пустыни. Летом 1915 года немецкие войска вторглись, и угроза оккупации заставила Гавриила уехать в Казань. Тяжелобольной старец поселился на квартире инспектора Казанской Духовной Академии - архимандрита Гурия (Степанова). Перед своей смертью Гавриил был причастил иеромонахом Ионой (Покровским). Его похоронили в церкви святого преподобного Евфимия Великого и святого Тихона Задонского в Седмиезерной пустыне. В 1928-1929 годах обитель была закрыта и разорена, и захоронение Гавриила было осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин).

В 1981 году на иконе "Собор Казанских святых" в Никольском соборе было помещено изображение Гавриила по благословению Казанского епископа Пантелеимона. В 1996 году Синодальная комиссия по канонизации утвердила канонизацию Гавриила по материалам, рассмотренным к этому времени. 25 декабря 1996 года преподобного Гавриила было утверждено Святейшим Патриархом Алексием II. В том же году были составлены тропарь и кондак, а в 1998 году был составлен акафист преподобному. С 1997 года мощи преподобного Гавриила находились в храме святого Иоанна Кронштадтского в Казанской епархии, а с 30 июля 2000 года - в восстановленной Седмиезерной пустыни. Частицы мощей и иконы преподобного Гавриила имеются в церкви Иоанна Кронштадтского и монастыре Елеазаровом.

Тропарь Гавриилу Седмиезерскому, глас 4

От юности, богомудре, просветився любовию Христовою, / суетный и многомятежный мир оставил еси. / Житие свое вверя предстательству Пречистыя Богородицы, / слез потоки изливал еси пред честным Ея образом, / и теченьми их седьм езер освятил еси. / И терпения ради украси тя небесными дарами Христос Бог наш, // в чудесех и ученицех славна показа земле Казанской.