Биография

Геннадий Гонзов (Гонозов) был святым и архиепископом Новгородским и Псковским. Информации о его жизни до 1472 года почти нет. Скорее всего, он происходил из боярской семьи (его называли «сановитым» в "Степенной книге") и владел вотчинами. По словам Иосифа Волоцкого, он подарил монастырю село Мечевское, сельцо Чемесово в Рузе и две деревни. Год рождения неизвестен, но, вероятно, он родился около 1410 года. По мнению преосвященного Филарета, он был из Москвы. Уже в ранней юности Геннадий ушел от мира на Валаам, где, по его словам, стал учеником преподобного Савватия Соловецкого. Учитывая, что Геннадий умер в 1506 году, а Савватий ушел с Валаама в 1425 или 1429 году, можно предположить, что Геннадий жил на Валааме в очень раннем возрасте, но, скорее всего, не моложе 15 лет.

О дальнейшей жизни Геннадия после достижения зрелого возраста нет никаких сведений в течение более чем 40 лет. Он присоединился к Московскому Чудову монастырю, привлеченный его преданностью святителю Алексию и верой. По разным источникам, в 1472 или 1473 году или в конце 1470-х, Геннадий был посвящен в сан архимандрита Чудова монастыря. В 1479-1481 годах он участвовал в споре о правильном направлении крестного хода при освящении храмов, которое подорвало его отношения с митрополитом Геронтием. В 1482 году митрополит отомстил Геннадию, подвергнув его суровому наказанию; тем не менее, Геннадий освободился через некоторое время по ходатайству великого князя и бояр. В 1483 году он начал строительство каменной трапезы и церкви в Чудове монастыре, но не смог завершить их, так как его назначили на Новгородскую кафедру. Вместе с тем, он продолжал поддерживать монастырь финансово для завершения строительства.

В 1483 году (17 июля) Геннадий был одним из трех кандидатов на архиепископство в Новгороде, но тогда выбрали Троицкого старца Сергия. Однако в 1484 году Сергий ушел с поста, и 12 декабря 1484 года (6993 г.) Геннадий был посвящен в сан архиепископа Великого Новгорода и Пскова. Он был москвичом, и для его паствы он был чужим, так как они только что потеряли свою политическую независимость. Геннадий начал проводить политику Московского правительства в своей епархии, но делал это осторожно. Постепенно он добился, чтобы новгородское духовенство стало почитать Московских святителей и других святых, а также ввело в богослужение молитвы за великого князя. В одном из своих посланий Геннадий выразил свое мнение о взаимоотношениях между духовенством и светской властью: духовенство должно исполнять приказы этой власти, но правители также должны уважать руководящую роль духовенства. Следуя правительственной политике, Геннадий при необходимости соблюдал и древние новгородские обычаи, например, он взял на себя постройку третьей части городской стены, как делали предыдущие владыки.

Архиепископу Псковскому, Геннадию, было много забот. В 1485 году, после вступления на кафедру, он отправил псковичам благословенную грамоту и ценный подарок. В 1486 году Геннадий лично посетил Псков по приглашению местных жителей, провел там три недели и завоевал уважение своими проповедями. Однако в этом же году у него возник конфликт с псковичами из-за принятия игуменом Евфимием и боярином обязанностей описания церквей и монастырей Псковской области, а также из-за недовольства назначением Евфимия архиепископским наместником в Пскове. В 1499 году Геннадий снова приехал в Псков для разрешения судебных дел, однако псковичи заблокировали своих священников от служения с ним. В 1500 году, после окончания ревизии церквей, Геннадий смог определить величину пошлин, которые должны были уплачивать псковские духовенство. Он также изменил способ взимания повинностей с натуры на денежные средства. Эти изменения были записаны в уставную грамоту, которая долгое время определяла отношения псковского духовенства к Новгородскому владыке. В 1492 году епархия Геннадия уменьшилась за счет присоединения Вологды к Пермской епископии.

Большую часть 19-летнего пребывания Геннадия на Новгородской кафедре занимала борьба с появившейся в Новгороде в 1470 году ересью жидовствующих. Он узнал о ней случайно через полтора года после своего приезда, когда ему донесли, что несколько священников в пьяном состоянии оскорбляли святые иконы. Геннадий донес об этом в Москву, где великий князь выслал грамоту с приказом пресечь это зло и провести обыск у еретиков. Геннадий начал следствие, приказал арестовать еретиков, осмотрел их и передал на поруки, однако они сбежали в Москву. Вслед за ними он отправил великому князю и митрополиту список беглых еретиков и других, подвергнутых обыску. Не получив ответов ни от великого князя, ни от митрополита, Геннадий обратился за помощью к Сарскому епископу Прохору, проживающему в Москве, и уведомил его о выявленной в Новгороде ереси. Затем он написал приехавшим в Москву епископам из Суздаля и Перми, просив их предстать перед великим князем и митрополитом и попросить их вмешаться в дело. После этого дело было возобновлено. Беглых еретиков судили на соборе в Москве, трое из них были осуждены, затем отправлены к Геннадию для увещания и нового расследования дела. После этого он предал церковному покаянию искренне раскаявшихся, а нераскаявшихся, но уличенных, передал светской власти с приказом отослать их на казнь. В феврале 1488 года Геннадий добился новых признаний от обвиняемых, были найдены еретические богослужебные тетради и книги, пасхалия по еврейскому календарю. Раскаявшихся он отправил к церковному покаянию, а нераскаявшихся - к светской власти, после чего направил к митрополиту подробный отчет, просив новых распоряжений. В Москве, однако, "положили это дело ни за что", как писал Геннадий в своем послании к Ростовскому архиепископу Иосифу (25 февраля 1489 года).

В Москве, при дворе великого князя, дьяк Федор Курицын сделался покровителем еретиков из Новгорода, помогая им снова обрести свои монастыри после ссылки. К 1487 году чернец Захарий прибыл в Москву и начал выступать против митрополита Геннадия, распространяя хульные грамоты о нем. В 1489 году митрополит Геронтий умер и его заменил Зосима, который также был последователем ереси. Геннадию не позволили присутствовать при избрании Зосимы, и он был вынужден отправить повольную грамоту на поставление нового митрополита. Зосима выразил свою враждебность к Геннадию, потребовав от него нового исповедания. Геннадий ответил посланием Зосиме, жалуясь на то, что его постоянно отводят от участия в соборах и требуя от Зосимы осуждения ереси. В 1490 году собор в Москве, на который Геннадий не был приглашен, отлучил 9 еретиков, из которых одного сослали в заключение, а остальных отослали в Новгород. Геннадий публично предал их позору, но его старания не принесли результатов и ересь продолжала распространяться. В 1494 году митрополит Зосима был свергнут, а его место занял архимандрит Касьян, еретик, назначенный при поддержке Курицына. Геннадий обнаружил еретиков в Юрьевом монастыре и заставил их бежать в Литву и к немцам. Он был преследован и сожжен в Москве и Новгороде, а остальные были отправлены в заточение. Только в 1503 году на соборе была окончательно осуждена ересь.

Вначале борьба с ересью велась с помощью административных средств, а не догматических споров. Геннадий показал себя жестоким противником ереси, высказываясь о необходимости казнить, вешать и жечь еретиков. Однако позднее он начал использовать и духовное оружие, обращаясь к ученым старцам для бесед о ереси и заботясь о распространении сочинений против жидовства. По его указанию были переведены на русский язык несколько сочинений, в том числе те, которые находятся в собрании Царского.

Геннадий сыграл значительную роль в истории русского просвещения. Он принимал участие в составлении славянского кодекса библейских книг. Архиепископ Новгородский заботился о сборе и переводе различных книг Ветхого Завета, борясь с еретиками. Под его руководством был создан список полной Библии, включающий перевод с латинского языка.

До этого времени русские и южные славяне не имели единого библейского канона, книги были разбросаны по различным сборникам. Геннадий первый собрал их в один кодекс, ставший основой Славянской Библии. Книги в кодексе не были переведены единым языком; некоторые были встроены в старинном переводе, другие были пересмотрены или переведены на славянский из латинского по поручению Геннадия. Перевод не всегда удачный, часто оставлялись латинские слова в тексте. Главным руководством для Геннадия послужила Вульгата, он также использовал немецкую библию. Кодекс был завершен в 1499 году и послужил основой для печатного издания 1663 года.

Другим важным трудом Геннадия было составление пасхалии. На соборе русских святителей в сентябре 1491 года было решено, что нужно написать пасхалию на 8000 лет, чтобы противодействовать ложным толкам о скором конце мира, приходящем вместе с окончанием седьмого тысячелетия от сотворения мира. 27 ноября 1492 года митрополит Зосима изложил соборную пасхалию на 20 лет и отправил ее Филофею Пермскому и Геннадию. Геннадий, в свою очередь, составил пасхалию на 70 лет (21 декабря 1492 г.). Все пасхалии были рассмотрены в Москве и оказались сходными, после чего собор разослал митрополичью пасхалию по всем епархиям. Геннадий также разослал свою пасхалию со своим толкованием, пастырскими наставлениями и окружной грамотой под названием "Начало пасхалии преложно на осмую тысячу лет". Геннадий в своем толковании опроверг мысль о том, что по концу пасхалии можно предсказывать конец мира, и первым на Руси изложил правила составления так называемой вечной пасхалии, объяснил понятие о великом миротворном круге и показал, как при помощи этого ключа можно составлять пасхалию на любое количество лет.

Забота Геннадия о просвещении проявилась в его послании к митрополиту Симону в 1499 году. В этом послании он упрашивает великого князя учредить учебные заведения, так как среди духовенства не было достаточно подготовленных людей, и даже грамотных было мало. Планируемые Геннадием школы имели целью просто обучить грамоте. Геннадий подвергал испытанию тех, кто обращался к нему, проверяя их знание церковных обрядов и чтение церковных книг. Если человек был грамотен, но плохо знал церковный устав, то он отправлял его учить ектенье и знакомиться с обрядами, после чего принимал его. Но тех, кто не знал церковных обрядов или плохо читал, он отсылал от себя, хотя когда просят его обучить таких людей, он не отказывал и приказывал учить их ектениям и азбуке. Эти меры Геннадия часто вызывали недовольство.

Помимо своей работы в области образования, Геннадий также проявил заботу об искоренении нравственной опасности среди духовенства. Он предложил ввести правило, согласно которому священники и диаконы должны быть женаты. Это предложение было принято на церковном соборе 1501 года. Кроме того, Геннадий возражал против посвящения в духовный сан лиц, находящихся во втором браке, и запрещал вдовым священникам и диаконам совершать литургию. Одним из его значимых достижений в церковной администрации стал составленный им церковный устав "Церкви Божии правитель вкратце". Этот устав был введен Геннадием в церквах Новгородской епархии и представлял из себя краткое изложение устава Иерусалимского. Он включал 40 глав, в которых был описан порядок совершения богослужений в повседневной и праздничной жизни.

В 1503 году Геннадий принял участие в соборе, где обсуждались вопросы посвящения в священный сан и принятия вдовствующих священников. Собор также принял решение о запрете получения денег за посвящение в церковные должности.

В 1504 году Геннадий был отстранен от своего должности архиепископа. Это произошло из-за того, что его дьяк Михаил Иванов Алексеев Гостенок принимал взятки от подданных, нарушая указание, вынесенное на соборе в 1503 году. В Москву было написано заявление, и после проверки дела великий князь и митрополит решили отстранить Геннадия от должности 12 июня 1504 года. В этот же месяц Геннадий передал митрополиту заявление об отречении от своей должности из-за болезни. Он поселился в Чудове монастыре и умер там 4 декабря 1505 года (7014 г.). Его похоронили на месте, где лежало тело Святителя Алексия до обретения его мощей.

Преосвященный Филарет считает, что Геннадий был неправомерно осужден из-за клеветы со стороны его врагов. Автор биографии Геннадия, опубликованной в "Чтениях Общества любителей духовного просвещения", также отрицает возможность коррупции со стороны Геннадия, поскольку это противоречило бы его предшествующей деятельности. Кроме того, Новгородские летописи не указывают на причину удаления Геннадия; если бы обвинения были обоснованными, они бы не скрывали этого. Очевидно, что здесь происходит клевета со стороны врагов Геннадия, которые хотели бы испортить его репутацию перед современниками. Митрополит Макарий, напротив, утверждает, что нет оснований думать так, и это противоречит летописям (П. Собр. Р. Лет. VI, 49, 244, VIII, 244; Ник. Лет. VI, 170), которые свидетельствуют, что дело было рассмотрено великим князем и митрополитом. Голубинский также не находит оснований полагать, что обвинение Геннадия было клеветой, поскольку архиепископу было бы легко опровергнуть клевету.

Архиепископ Геннадий был известен своим ясным и сильным умом, а также твердым прямым характером, и никогда не соглашался идти на компромиссы ради угождения влиятельным людям. Когда великий князь Иоанн III решил занять место для своего сада в Кремле, он приказал убрать несколько старых монастырей и церквей, а также уничтожить старые кладбища. Геннадий был возмущен этим приказом и выразил свои чувства в послании к митрополиту Зосиме. Он всегда готов был идти на подвиг в защите истинности своих убеждений, придавая высший приоритет интересам православия, и видя в любом нарушении их не только оскорбление религии, но и унижение родной земли и государства.

Имеются в нашем распоряжении письма и документы, написанные Геннадием.

В письме к князю Борису Васильевичу Волоцкому, написанном в 1485 году, содержится отстаивание правомерности священнического сана и напоминание о земле, отнятой у Софийской церкви в Волоколамском уезде (см. Рус. Истор. Библ., том VI, № 113).

В конце 1487 года епископ Сарского Прохору написали письмо о жидовствующих. (Изложение содержания по Исследованию о сочинении Иосифа Санина, И. П. Хрущов).

Обратившись к Нифонту, епископу Суздальскому, и Филофею Пермскому в январе 1488 года, было представлено изложение следствия о еретиках, как описано в работах Карамзина (т. VI, пр. 324) и Хрущова (Исслед. о соч. Иосифа Санина).

Иоасаф, прежний архиепископ Ростовский, написал письмо 25 февраля 1489 года о жидовствующих. Данное письмо было прочитано на чтениях в Обществе Истории и Древностей Российских в 1847 году.

Митрополит Зосима был адресатом письма, полученного в октябре 1490 года, в котором требовалось принять немедленные меры против евреев, осуждалось перемещение некоторых монастырей и церквей из Кремля на другое место, а также жаловались на монаха Захария, распространяющего о нем неблаговидные слухи. (Древнерусская Библиотека, том XIV, стр. 280-282; Акты Археографической Экспедиции, том I, № 380; Русская Историческая Библиотека, том VI, № 115).

На соборе епископов в октябре 1490 года было принято решение о принятии мер против еретиков (Русский Исторический Библиографический Сборник, том VІ, номер 115).

Вопрос о причетниках-двоеженцах был передан митрополиту Зосиме (Источники, том I, документ № 101).

К иноку Симону было обращено внимание на проблему двоеженцев, необходимость образования для духовенства и установления грамоты для дьяков (см. Акты исторические, том I, номер 104, Древнерусская библиотека, том XVI).

"Пасхальное начало преложено на восьмую тысячу лет", говорится в рукописи из библиотеки Московской Духовной Академии (опубликовано: Макарий, том VI, приложение III, Русская Историческая Библиотека, том VI, номер 119).

Рукописное постановление о назначении Симона митрополитом было выписано в акте истории под номером 19 и также можно найти в русской исторической библиотеке под номером 121.

Для дьячка и пономаря были выданы специальные грамоты по данным из Древнерусской Библии, том XIV, Акты Юридические, номера 387 и 388.

Молитвы к Пресвятой Богородице, написанные Геннадием в 1497 году (Каноник Сергиевой лавры № 43), дошли до наших дней. Все его тексты отличаются простым русским языком с небольшим использованием церковно-славянского.

Геннадий считается святым и его жизнь описана в новых "Житиях святых" по указанию Четий-Минея Святителя Димитрия Ростовского. Он также известен как «блаженный» и его память отмечается 4 декабря.

Песнь прославления святителю Геннадию, архиепископу Новгородскому, петый глас

Ты последовал примеру древних отцов, святителя отца Геннадия, собрав священные книги и посрамив еретиков, показывая ревность по Богу и защищая стадо паствы. Моли ныне Христа Бога, чтобы даровал мир Церкви и спас наши души.

Биография перефразирована при сохранении ее основного содержания и объема.

Кондак 2-й глас к святителю Геннадию, архиепископу Новгородскому

Принимая активное участие в церковном украшении, святитель Геннадий укрепил православную веру. Да не прекращает он молиться за нас, чтобы он мог наслаждаться бессмертной трапезой в Царствии Небесном.

Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов