Биография

Рожденный в Афинах, он вырос в семье образованных и набожных родителей. С самого детства он был близок к церковному историку митрополиту Лимносскому Василию (Атесису) и подружился с ним.

До 1995 года

В 1969 году был выпускником Богословского факультета Афинского университета, где защитил диссертацию под названием "Пастырская забота Церкви о заключённых" и получил степень кандидата богословия. После этого преподавал на кафедре пастырского богословия университета. В 1972 году он вступил в монашество в монастыре Успения Пресвятой Богородицы Пендели, где был пострижен в монахи. Того же года был посвящен диаконом, затем пресвитером, вскоре получил сан архимандрита.

В период с 1972 по 1974 годы Георгий провел время в монастыре святого Георгия Армас на Эвбее, где собрал вокруг себя шестерых монахов. 8 июля 1974 года они отправились на Афон, где их пригласили в монастырь Григориат. 26 июля того же года архимандрит Георгий был избран игуменом этого монастыря и получил имя Георгий II (Георгий I был настоятелем монастыря в 1916-1924 годах).

Во время руководства Георгия II, монастырь активно занимался издательской деятельностью, из которой в 1976 году вышла книга "Пастырское служение по священным канонам". В 1977 и 1979 годах иноки монастыря Горняк (серб) подарили Григориату две частицы мощей (часть главы и палец) основателя монастыря Григориат преподобного Григория Нового. В это время игумен Георгий провел исследование истории монастыря, результаты которого были опубликованы в 1979 году. В этой работе он обобщил сведения о том, что основателем монастыря был ученик Григория Синаита Григорий Новый, точка зрения которого в начале XXI века стала общепринятой. На момент ухода на покой монастырь населяли около 65 монахов.

С начала 1970-х годов монастырская община под руководством Георгия II начала проводить миссионерскую работу в Колвези (Заир, с 1997 года - Демократическая Республика Конго) от имени монастыря Григориат. Особую роль в этой миссии сыграл старец Паисий, а иеромонах Косма Григориат возглавил миссию после его. В Колвези был активно деятелен интернат для мальчиков, открыто 55 приходов и крещено более 1500 аборигенов. После трагической гибели иеромонаха Космы в автокатастрофе 27 января 1989 года, миссионерскую работу продолжил иеромонах Мелетий.

В 1991 году на пирсе был построен небольшой храм, который был освящен в честь трех мучеников - Рафаила, Николая и Ирины.

1996—2006 годы

С начала 1990-х годов издания его работ стали активно появляться. В 1996 году начал издаваться годовой журнал "Преподобный Григорий", в котором публиковались проповеди игумена, а также исторические и агиографические статьи. Также в журнале публиковались материалы по различным проблемам, таким как экуменизм, глобализация, экспансивная политика США и другие. В этом же году на Афоне была выпущена книга "Наша православная вера и заблуждения иеговистов".

В 1997 году была опубликована книга "Опыт познания благодати Божией", а также был выпущен перевод на русский язык книги "Подвиг во Христе в наше время отступничества от Бога".

В 1998 году были опубликованы несколько книг, включая "Православие и гуманизм - православие и папизм", "Крест Христов и его значение в нашей жизни", "Молитва Господня", "Православное монашество и Святая Гора". Также в ноябре этого года Григорий выступил с речью "Пастырские труды Святителя Григория Паламы" на международном Научном симпозиуме "Святитель Григорий Палама в истории и в настоящем".

В 1999 году была опубликована книга под названием "Вопросы экклезиологии и пастырства".

В 2000 году был осуществлен перевод на русский язык книги "Обожение как смысл человеческой жизни".

В 2001 году книги "Об опыте Божией благодати" были переведены на русский язык. В этот же год была опубликована статья Георгия (Капсаниса) в интернете, в которой он призывал американцев не отвечать злом на зло после террористической атаки 11 сентября 2001 года, а также призывал греческих христиан не принимать электронные документы с числом 666.

В 2002 году произошло переведение книги "О молитве Господней" на русский язык.

2004 год был отмечен выпуском таких произведений, как "Бог явился во плоти: Рождественские проповеди" и "Евхаристическая жизнь". В 2005 году были опубликованы работы "Воскресение Христово видевше" и "Обожение как цель жизни человека". В 2006 году появились книги "Святой Григорий Палама, учитель обожения" и "Православие и римокатоличество (папизм)". Также была переведена на русский язык книга "Пастырское служение по священным канонам".

С 2007 года

В 2007 году Георгий II выступил с резкой критикой после принятия Равеннского документа, чем стал одним из первых. Его позиция впоследствии была цитирована антиэкуменистами и во многом совпала с позицией Русской православной церкви, которую выразил епископ Венский Иларион (Алфеев). Официальный документ РПЦ с анализом Равеннского документа был опубликован только в декабре 2013 года.

В 2008 году была опубликована книга на русском языке под названием "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом". В эту книгу вошли переводы работ "Обожение как цель человеческой жизни", "Православие и папизм", "Православие и гуманизм".

В текущем году он вновь обращается к вопросу православно-католического диалога, выступая с проповедями по этой теме в печатных изданиях Греции.

Весной 2008 года была опубликована статья о планируемом объединении Православной и Римско-Католической Церквей, в которой рассматривается проблема римоцентрического экуменизма. Этот подход предполагает создание единой церкви под руководством папы с использованием так называемого народного экуменизма. Статья получила широкий охват и была опубликована на десятках русскоязычных сайтов. Осенью этого же года архимандрит Григорий вернулся к этому вопросу в статье о методах папоцентристского экуменизма. Это произошло после рукоположения во епископа Каркавийского униатского клирика Димитрия Салахаса, который был профессором Римского Института Восточных Исследований и членом Смешанной богословской комиссии диалога между православными и католиками 24 мая 2008 года.

Проповедь "От кризиса к надежде", написанная в конце 2012 года к Рождеству, была также переведена на русский язык и опубликована на различных интернет-сайтах.

13 февраля 2014 года Георгий II ушел с поста игумена монастыря, не озвучив причин своего решения. Однако, по мнению некоторых, основной причиной было его плохое состояние здоровья. Его заменил архимандрит Христофор (Ставрос).

В утренний час 8 июня 2014 года Георгий II ушел из жизни в городе Салоники в день праздника Святой Троицы. Его останки были захоронены на горе Афон.

Книги автора

Труды на сербском языке