Биография

Родившись и выросши в семье православных, после окончания школы (в 1941 г.) был призван в армию и прошел всю войну в рядах гвардии. После демобилизации (в 1945 г.) поступил в Московский геолого-разведочный институт, затем в аспирантуру (1951 г.). В это же время он вступает в брак с Лидией Владимировной Амбарцумовой, дочерью его первого духовника, ославленного в лике священномучеников священника Владимира Амбарцумова. Следовало рождение и воспитание детей, защита кандидатской диссертации, научная и педагогическая работа. В 1972 г. он был тайно рукоположен в диакона и иерея, и с этого момента обширная научная деятельность (защита докторской диссертации, присвоение звания профессора, руководство сектором и отделом) проходит одновременно с тайным священническим служением в домовой церкви. После выхода в 1990 г. на открытое священническое служение и вплоть до 1994 г. — клирик и настоятель в московских храмах, основатель и первый ректор православных катехизаторских курсов (которыми была заложена основа сегодняшнего ПСТГУ), зав. сектором просвещения и катехизации Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, первый настоятель храма Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме (будучи в это же время священником храма Преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре); в 1994 г. возведен в сан протоиерея.

Эти простые факты описывают жизнь человека, который с самого детства был предан Церкви. Еще в детстве он играл во дворе на стороне белых, потому что красные не верили в Бога. В подростковые годы, по благословению своего духовного отца, он тайно помогал семьям «лишенцев» в Подмосковье, то есть людей, страдающих из-за своих религиозных убеждений. Во время войны, которую он прошел от начала до конца с мужеством и верой, он не только заслужил боевые награды, но и получил уважение своих товарищей. В письме с фронта в 1944 году он писал: "Нам нужно подчиниться Его воле - и только. Что нам опасность? Наш дом не здесь". Свою защищенность он определял своей верой и желанием исполнить волю Господа. И Господь, которому он всегда был преданным служителем, сохранил его невредимым.

После окончания университета, архимандрит Иоанн (Вендланд), под чьим духовным руководством находился отец Глеб, благословил его на вступление в брак и занятие наукой. Через многие годы, будучи уже митрополитом, он предложил отцу Глебу стать тайным священником и рукоположил его.

Богослов и пастырь отца Глеба и матушки Лидии Владимировны, которые воспитали шестерых детей и семнадцать внуков, на основе своего опыта в семейной жизни, пастырской деятельности, наблюдений и размышлений, а также на основе Писания и трудов Отцов написал книгу "Домашняя церковь". Эта книга стала главным трудом отца Глеба, охватывая все аспекты повседневной жизни христианина и содержащая подробные разъяснения по вопросам, волнующим каждого, но на которые не так просто найти ответы без должного духовного руководства. Книга пользуется постоянным спросом, неоднократно переиздавалась (включая четвертое издание в данном томе) и переведена на французский, сербский, румынский языки. В заключении своей книги отец Глеб пишет: "Для православного христианина семья - это его домашняя церковь, где он сам растет и учится духовной жизни, и учит других... Христианская семья - это малое апостольское поле. Для тех, кто живет в браке, эти слова апостола Павла должны звучать так: "Богатство своей православной веры передавайте детям, чтобы они смогли научить их, и они преподавали внукам, чтобы ваше скромное, но драгоценное богатство преумножалось в вашем роде".

Отец Глеба обращается к основным темам своей жизни: семье, воспитании и служении в Церкви в своей книге "Записки рядового". Эта книга посвящена памяти его предков, которые воспитали его, а также его детям и внукам, которым предстоит воспитывать своих детей. Эти воспоминания, а также воспоминания матушки Лидии Владимировны, обладают большой ценностью как исторический источник о людях, страдающих за веру, и о красоте христианского брака.

В книге содержатся проповеди, которые были произнесены отцом Глебом в храме преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре. Проповеди подразделяются на три группы: праздничные проповеди, проповеди на тему "Жизнь в Церкви" и покаянные проповеди. Коллекция открывается проповедью на тему "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его". Издания этих проповедей были изданы давно, но они до сих пор пользуются спросом.

Записки тюремного священника "Остановитесь на путях ваших..." рассматривают новый аспект работы отца Глеба в тюрьме. Начиная с 1991 года, он посещал Бутырскую тюрьму, а в 1993 году был назначен настоятелем тюремного храма. В своей службе заключенным он передавал свою веру и любовь к ближнему. "Это семя, которое он сеял, принесло обильные плоды" - так описал его Святейший Патриарх. В «Записках» отразился личный опыт работы отца Глеба с заключенными и содержится детальный анализ уникальности и особых проблем этой работы, который может помочь другим людям, предпринимающим ту же работу. В книге также содержатся воспоминания и письма заключенных, дополняющие взгляд на эту работу.

Секторы данной публикации включают труды отца Глеба, которые не связаны прямо с его пастырской работой, а представляют собой результат его размышлений в качестве члена Церкви и ученого. Один из них – "Эссе о жизни православного народа в годы преследований", начинающееся словами "Преследования Церкви - это часть ее истории. Христос сказал... Если меня преследовали, будут преследовать и вас...". В «Эссе...» автор раскрывает страницы Церковной жизни после 1917 года как естественное последствие положения Церкви в России с времен Петра. Однако преследования и трудное положение Церкви не являются основными темами и сущностью истории православия в России в ХХ веке. "Это был замечательный, героический период", пишет отец Глеб. "Церковь выдержала жестокие преследования, сохраняла чистоту веры, укреплялась множеством мучеников... В самых трудных, непрецедентных в истории обстоятельствах, она проповедовала, учила, подготавливала духовенство, занималась защитой веры", что, можно добавить, прекрасно подтверждает жизнь самого отца Глеба.

Соединив знания и опыт ученого с глубокой верой, отец Глеб написал работы "Библия и наука о сотворении мира" и "Плащаница Господа нашего Иисуса Христа". Он утверждал, что наука должна сочетаться с верой, и что только плохая наука и плохая религия становятся препятствием друг для друга. В своей работе "Библия и наука о сотворении мира" он защищал эту идею. Статья о Туринской Плащанице была опубликована в церковной печати и выдержала пять переизданий, а также неоднократно перепечатывалась в газетах и журналах. Работа отца Глеба над этой статьей описана в воспоминаниях М. Журинской как захватывающая история.

Отцом Глебом была разработана программа для 42-часового курса лекций под названием "Православная апологетика", который предназначен для студентов первого года обучения на Православных курсах катехизаторов. Он также подготовил несколько лекций этого курса, а также написал статью под названием "Основатель русской апологетики Ломоносов", которая была включена в книгу вместе с воспоминаниями отца Глеба, В. И. Гоманькова, который был его близким другом и доктором физико-математических наук. Отец Глеб консультировался с ним при написании своей работы "Библия и наука о сотворении мира".

Воспоминания о отце Глебе от его соучеников, учеников и коллег-геологов занимают особое место в книге. Они раскрывают неизвестные ранее аспекты жизни отца Глеба в науке и являются особенно интересными благодаря свежести, непосредственности и свободе от житейских канонов и предрассудков. Эти свидетельства имеют большое значение для церковного читателя.

Почти невероятно, как один человек мог совместить в своей жизни так много различных занятий, от ученого и пастыря до солдата. Однако, зная отца Глеба немного, можно предположить, что он был бы одним из тех, кто, после выполнения своего долга, скажет не "мы ничего не стоящие", а "я сделал то, что должен был сделать".

Отец Глеб имел множество талантов и прожил большую и насыщенную жизнь в очень тяжелые времена. Он пережил войну, трудности, болезни, но несмотря на все испытания, смог выполнять свое евангельское обетование. Такова судьба тех, кому дано много, им вменяют больше ответственности, и от них требуется многое. И отец Глеб смог ответить на многие вопросы и испытания в своей жизни.

Великую работу над этой книгой совершил Василий Глебович Каледа, который не только собрал и систематизировал огромное количество материала из различных источников для публикации, но также обогатил его множеством фотографий и репродукций картин отца, Глеба.

Тайное рукоположение означает рукоположение, которое проводилось без официальной регистрации. На тот момент это было невозможно для человека с таким образованием, как у отца Глеба. Кроме того, тайное рукоположение проводилось по инициативе архиереев с целью создания группы священнослужителей, которые могли бы принять на себя пастырское окормление православного народа в случае новой волны гонений на Церковь, которая могла бы угрожать ее полному разгрому.

Тайно посвященные священники проводили богослужения и службы в церквях, тщательно скрытых от властей и расположенных даже в жилых помещениях. Одно из таких мест было создано в квартире отца Глеба, где он жил со своей семьей. Именно там была устроена домашняя церковь в честь Всех святых, просиявших в земле Российской. Подробнее об этом можно узнать из воспоминаний детей священника Кирилла Каледы и игумении Иулиании (Каледы), а также матушки Л. В. Каледы.

Биография перефразирована в соответствии с требованиями: Опыт исследования в области языкознания и богословия позволил автору создать понятные и грамотные тексты, которые были признаны деятелями в области науки и религии.