Биография

В 24 ноября 1878 года в древнем городе Коломне Московской губернии появился на свет Александр, сын протоиерея Алексея Михайловича Лебедева и его жены Марии. Семья была большой, у него было четыре брата и три сестры. Верующая и благочестивая мать внушила мальчику веру и любовь к молитве, но рано умерла, и отец взял на себя воспитание детей. Он стремился внушить им страх Божий и желание исполнять заповеди, а сам мальчик проводил много времени в монастыре под присмотром монахинь, радуясь посещать монастырские службы.

После успешного окончания Коломенского духовного училища, Александр продолжил своё образование в местной Духовной семинарии. Благодаря своим способностям и усердию, он ежегодно получал награды за примерное поведение и успехи в учёбе. Ректор семинарии поручил ему обязанности уставщика и канониста, что способствовало укреплению его веры и богослужебной практики.

Александр Лебедев был уважаемым и любимым учениками семинарии. Он был глубоким и серьезным человеком, однако в то же время общительным и заботливым по отношению к семинаристам.

Александр Лебедев наслаждался уединением. Когда у него было свободное время, он отправлялся на дальние прогулки, отдыхая от богослужения и учебы. Каждое лето он ходил из Москвы в Свято-Троицкую-Сергиеву Лавру, а также из Коломны в Голутвин монастырь и в Спасскую мужскую обитель Рязанской епархии.

В 1898 году он успешно завершил обучение в Духовной семинарии и начал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую Духовную академию. Под руководством отца он вступил в послушники в мужском монастыре Рождественского Бобренева, где активно участвовал в чтении и пении во время богослужений.

Во время проведения вступительных экзаменов в Московскую Духовную академию, он выполнил все задания, но, считая, что не достаточно подготовлен для обучения, прервал испытания и вернулся в Коломну. Вскоре после этого он отправился в Казань, где стал послушником Спасо-Преображенского мужского монастыря. Александр Лебедев был принят вольнослушателем в Казанскую Духовную академию. В 1899 году он успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом Академии, которую окончил в 1903 году по первому разряду. После этого Священный Синод назначил его преподавателем гомилетики и литургики в Симбирскую Духовную семинарию, где он проработал четыре года, обучая будущих пастырей уставному богослужению и проповеди.

После переезда в Москву он продолжил свою педагогическую работу, преподавая в Кадетском корпусе, 3-й Московской гимназии и затем в Николаевском Сиротском институте. В 1918 году этот институт был преобразован в 165 Московскую трудовую школу, которую он возглавлял в течение некоторого времени. Позже, в 1919 году, он стал заведующим почтовым сектором в Главном лесном комитете.

Осознав свою новую судьбу, Александр Лебедев покидает Москву. После Рождественского поста, незадолго до празднования Рождества Христова, он принимает монашество и получает имя Григорий. Епископ Варфоломей (Ремов) из Зосимовской пустыни Владимирской епархии проводит обряд пострига. В течение первых месяцев монашеской жизни новичок пребывает под руководством старца Митрофана.

После того как монах Григорий присоединился к Свято-Даниловскому монастырю в Москве, его духовным наставником стал епископ, а затем архиепископ, Феодор (Поздневский), который в то время был управляющим монастырем. Здесь он продвигался от иеродиакона до архимандрита. 19 ноября (2 декабря) 1923 года Святейший Патриарх Тихон в Москве посвятил архимандрита Григория в епископа.

При возведении во епископа, будущий архипастырь выразил свою глубокую почтительность перед предстоящим таинством и покорность Божьей воле. Он сказал: "Моя задача - быть всегда в русле Божественного Провидения, отдавая себя Богу безоговорочно, полностью и без размышлений. Я иду без оглядки назад, веря в неизбежность предназначенного, покоряющийся Провидению, и пусть совершится Божье таинство в Его неотвратимом суде. В моих мыслях, в настроении и в моих словах только одно слово - молчание". Святейший Патриарх Тихон отправил нового епископа викарием Петроградской Митрополии. "Я посылаю вам жемчужину", - сказал Патриарх, наделяя его этой должностью. Вскоре Владыка Григорий приехал в Петроград. Он также стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В то время было много врагов Церкви, но епископ Григорий оказался крепким защитником Православия.

В своих усилиях по сохранению монашеских традиций наместник Лавры, Владыка Григорий, нашел близкого ему иеромонаха Варнавая (Муравьева), позднее прославленного как святого Серафима Вырицкого. Часто олицетворяющийся в глубокой молитвенной состоянии, епископ Григорий пылал своими молитвами, поднимая сознание на невообразимую высоту. Духовное понимается только духовно, поэтому общение между ним и отцом Варнаваем превратилось в настоящую духовную дружбу.

В период своего архипастырства епископ Григорий (1924-1927 гг.) посвятил свои проповеди основным темам православной церковной традиции, таким как христианская вера, любовь, духовно-молитвенная жизнь, борьба с грехом и покаяние, причащение Святых Христовых Тайн, и благоговейное отношение к святыням. Архипастырь обращал внимание на новые и сложные условия, в которых находились верующие, и поощрял их к духовному совершенствованию. В проповеди о духовном смысле притчи о званных на брачный пир, епископ Григорий призывал верующих не отвергать возвышенный зов, а стремиться к высшим духовным исканиям. Он призывал к сознательному выбору в пользу Божьей любви и обещал сладость блаженной вечности в общении с Богом.

Священник Григорий чувствует глубокую страсть к теме, о которой говорит. Он обращается к притче о талантах из Библии, чтобы задать важные вопросы о том, как люди используют свои дары от Бога. Он выразил глубокую обеспокоенность тем, что многие забывают о своих духовных обязанностях и замещают их пустыми и обманчивыми целями.

Все речи будущего святого мученика пропитаны верой в то, что Божественная правда в конце концов победит зло. Он говорил: "Вы слышали, что случилось в Гадарине. Там царство смерти, царство безжизненных троп и гробов, где обитает пленник зла. Но не бойтесь, не колебитесь. Отвергните это царство, выразите отвращение и ужас, но сами стойте крепко на берегу жизни. Вас укрепляет Божья сила, перед которой зло безсильно. Сохраняйте в себе начало этой силы, начало Духа, и вы будете непобедимы... Даже если зло вокруг вас бушует, будьте тверды. Не уходите в сторону смерти! Если вы выдержите напор зла и сохраните в себе Божественное семя, то победите его... И призовите в радости, как святой апостол Павел: "Господь избавит меня от злых дел и спасет для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь" (2 Тимофею 4:18)."

Согласно документам, хранящимся в архиве ФСБ, епископ Григорий из Петрограда дважды подвергался аресту. Первый раз это произошло в декабре 1924 года, когда его арестовали в качестве наместника Лавры за неуплату налогов и продажу церковных ценностей. На суде он держался достойно, был осужден на небольшой срок и освобожден 17 апреля 1925 года. Второй раз епископа Григория арестовали 31 марта 1927 года по делу Пастырского училища. Это дело было прекращено из-за недостатка компрометирующего материала, и епископ обвинялся по статье 58/10 в создании определенной группы людей, якобы призванных организовать протесты при закрытии церквей властями.

В эпоху возникших споров вокруг "Послания (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)" от 16 (29) июля 1927 года, епископ Шлиссельбургский Григорий вышел на свободу 19 ноября 1927 года. Он не согласился с Декларацией и при богослужении поминал только Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, который позднее был причислен Православной Церковью к лику святых как священномученик.

Владыка Григорий имел принцип не ориентироваться на личности и не присоединялся к группе епископов и священников, возглавляемой митрополитом Иосифом (Петровым). Он старался сохранять нормальные отношения с митрополитом Сергием, несмотря на разногласия по Декларации, и выразил свои глубокие болезненные переживания в письме Заместителю Патриаршего Местоблюстителя 28 февраля (ст.ст.) 1928 года.

Обращаюсь к Вам с молитвой, мой Владыка, искренне прошу простить меня за отказ следовать Вашим советам. После внимательного обдумывания нашего вчерашнего разговора, я пришел к решению освободить себя от обязанностей наместника по Св. Троицкой Александро-Невской Лавре и снять с себя руководство Шлиссельбургским и Детскосельким викариатствами, чтобы уйти на покой. Четыре с половиной года, проведенные здесь, были полны страданий, и я пришел к выводу, что моя совесть требует этого решения. Сложно покидать место, где я отдал свою душу, но моя совесть спокойна. Я прошу прощения у тех, кого оставляю, и буду молиться за них. Я надеюсь на Ваше понимание и прошу Вас судить меня Господом.

После уезда в родной город Коломну, Владыка Григорий предал себя усердной работе над богословскими трудами, важнейшим из которых стало его экзегетическое сочинение "Благовестие святого евангелиста Марка (Духовные размышления)". Он также считал эту работу "Евангельскими образами". В своих письмах епископ Григорий подчеркивал, что все евангельские истины имеют значение для каждого человека, но для их восприятия душа должна быть готова. Он писал: "Когда душа обратится к Богу, тогда она осознает, что Он - Тот, у Которого она недостойна развязать ремень обуви... Это - Бог. Только Он может изменить человеческую ничтожность и очистить душу. И только чистая душа сможет это понять. Только Бог может исцелить человеческую грязь и возобновить жизнь силой Святого Духа".

В период с конца 1932 года по начало 1933 года Высокопреосвященнейший Григорий проживал в поселке Жаворонки под Москвой (на станции Белорусской железной дороги), но из-за давления со стороны властей хозяйка дома отказала ему в жилье.

Весной 1933 года он основался в древнем городе Кашине. Он проводил большую часть времени занимаясь богословием. Его величество заботился о своих духовных детях, которые приезжали к нему. Из сохранившихся писем видно, каким духовно чутким, любящим и мудрым наставником он был для них. Он старался вести их путем христианского подвига, в те годы неотъемлемым было жестокое преследование церкви: "Путь за Христом есть крест, есть постоянный подвиг, есть безжалостное насилие над собой... Вывод один: не ищите в жизни роз, покоя, удовольствия. Христианство - это подвиг... Всегда будет труд, принуждение к самосовершенствованию, слезы и вздохи... Именно поэтому полюбите спасительную скорбь. Это неизбежный путь к Богу, через нее происходит очищение".

Подзывая к героическим поступкам, архиепископ внушает своим ученикам надежду: "С молитвой к Господу разжигайте свой дух. Тот, кто следует за Христом, находится под Его покровом, и ему не нужно беспокоиться о том, что он забыт Господом. Подчинимся Его воле с детской покорностью и прямотой".

Епископ Григорий был настоящим примером активной христианской любви. Он смело и твердо идентифицировал себя в качестве исповедника, говоря: "Я вижу Божью волю в происходящем со мной и принимаю ее как мудрую и милосердную".

В Кашине Владыка Григорий ходил в церковь святой благоверной княгини Анны, но, по-видимому, он также совершал богослужения дома. Когда его арестовали, у него изъяли архиерейскую одежду и много свечей.

16 апреля 1937 года епископ Григорий был арестован по обвинению в руководстве фашистско-монархической организацией в городе Кашин. Однако на первом допросе он отказался признать свою вину и не назвал никого из своих сообщников. В течение апреля и мая его допрашивали трижды, но его ответы были обдуманными и не давали повода для обвинения. Последний допрос состоялся 10 мая 1937 года, после чего его больше не вызывали, убедившись в его твердости.

13 сентября 1937 года епископ Григорий был одним из 50 человек, которых Тройка Кашинского УНКВД приговорила к расстрелу. Через четыре дня он был провозглашен мучеником и удостоился мученического венца.