Биография

Детство, юношество, молодость

Святитель Игнатий Брянчанинов родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Вологодской губернии. Он был потомком знатного рода Брянчаниновых, связанного с историей России через Михаила Бренко, боярина и соратника великого князя Дмитрия Донского. В крещении его назвали Димитрием.

Александр Семенович, отец Димитрия, верующий человек, изначально имел связи с двором, но со временем стал небогатым помещиком, когда его сын, будущий святитель Игнатий, появился на свет. Его мать, Софья Афанасьевна, была образованной и доброй женщиной, вышла замуж рано и после этого посвятила себя заботе о семье.

С детства Димитрий был окружен благочестивыми традициями и получал хорошее образование, выделяясь среди своих братьев и сестер своими дарованиями. Он проявлял способности к изучению языков, рисованию, пению и игре на скрипке. Хотя он мог бы построить успешную карьеру, его сердце тянулось к монашеству. Димитрий много молился и часто посещал храм, но когда он рассказал о своем желании стать монахом отцу, тот не выразил сочувствия и не отнесся к этому серьезно.

По достижении пятнадцатилетнего возраста Димитрий был отведен отцом в Петербург, чтобы поступить в Главное инженерное училище. Отец, патриот и участник войны 1812 года, сильно желал, чтобы сын следовал его стопам и стал военным инженером. Димитрий сдал вступительные экзамены настолько успешно, что опередил всех остальных конкурсантов и поселился сразу же во втором классе. Это произошло в 1822 году.

Он был усердным студентом, чьи знания и способности неоднократно вызывали восхищение как среди товарищей, так и среди преподавателей. Благодаря своим успехам он даже привлек внимание великого князя Николая Павловича, генерал-инспектора Инженерных войск. В декабре 1824 года Дмитрий был назначен инженером-прапорщиком.

В период своего обучения он часто посещал аристократические семьи и производил впечатление своим происхождением, связями, образованием и хорошими манерами. Кроме того, его навыки декламации были выдающимися, и он общался с такими знаменитостями, как И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков и М. И. Глинка. Несмотря на то, что у него были все возможности для блестящей карьеры, сам он не заинтересовался этой перспективой.

В это время Димитрий активно стремился найти ответы на глубокие вопросы о смысле жизни. Он обратился к творениям святых отцов Церкви и духовной практике, поддерживая близкие отношения с монахами и старцами. Под влиянием старца Леонида, он решил уйти в монастырь, но его отец узнав о его планах, обратился за надзором за сыном к руководству училища.

После окончания инженерного училища в 1826 году, он удивил многих своим решением подать прошение об отставке, которое впоследствии было отклонено.

Весной Димитрий заболел туберкулезом, и император послал к нему врачей. Они дали неутешительный прогноз: при таком состоянии здоровья монашество ему не рекомендуется. Несмотря на это, Димитрий все же выздоровел. Ему было предложено перевести в любой из гвардейских полков на юге России, где климатические условия были более благоприятными, но он отказался. В результате его направили в инженерное подразделение крепости Динабург на западной Двине.

На пути к монашеству. Начало монашеского пути

В ноябре 1827 года он принял решение оставить свою службу, несмотря на протесты своих родителей, из-за проблем со здоровьем. Вскоре после этого он поступил в Александро-Свирскую обитель, где он изучал духовные уроки и выполнял различные обязанности, такие как работа в пекарне, ловля рыбы и работа возницей. Во время своего времени в обители его духовным наставником был старец Лев.

В 1828 году Димитрий пошел за ним в Площанскую пустыню, а затем переехал в Оптину пустынь. Новый образ жизни и постоянные переезды негативно сказались на его здоровье, и в конце 1829 года Димитрий вернулся к родителям на некоторое время. Они пытались отговорить его от его выбора, но безуспешно.

В 1830 году Димитрий прибыл в Семигородную пустынь при поддержке епископа Стефана из Вологодско-Устюжского епархиального округа. В 1831 году он перешёл в Глушицкий Сосновецкий монастырь.

В июне того же года 24-летний Димитрий был пострижен в монастырь в Вологодском кафедральном соборе под именем Игнатий в честь святого Игнатия Богоносца. На следующий месяц он был рукоположен во диакона, а спустя 15 дней - в иерея, после чего был назначен служить в архиерейском доме. Затем его направили пребывать в запустении Григориева Пельшемского Лопотова монастыря для благоустройства. В январе 1833 года он был сделан игуменом.

В это время родители начали восстанавливать с детем добрые и доверительные отношения, примирившись с его решением.

В результате тяжелой работы и неблагоприятных климатических условий здоровье отца Игнатия снова ухудшилось. Благодаря поддержке друзей ему удалось найти новое место работы, и ему была предложена должность настоятеля Угрешского монастыря.

Однако, высшая политическая власть вмешалась в его жизнь: император Николай I порекомендовал ему стать настоятелем Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустыни. В конце 1833 года он был назначен на эту должность, а в начале 1834 года был возведен в сан архимандрита. Именно здесь он провел более 20 лет, до 1857 года. Под его руководством пустыня претерпела значительные изменения, заселена мирянами и приобрела отличную репутацию. Его признание и уважение от мирян были доказаны также многими значительными пожертвованиями.

С начала 1838 года архимандрит Игнатий стал благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии.

Архипастырское служение

В 1857 году отец Игнатий был назначен епископом и прибыл в Ставрополь в январе 1858 года, чтобы стать управителем Кавказской и Черноморской епархии. Прибыв на Кавказ, он обнаружил, что епархия находится в ужасном состоянии запустения. Святитель Игнатий столкнулся с множеством трудностей, начиная от недостаточного финансирования и заканчивая враждебностью раскольников, которых в то время было много.

Биография была перефразирована в соответствии с требованиями: Студент начального училища продолжил учебу в университете, где изучал лингвистику и богословие. После обучения он начал свою карьеру в области исследования языка и религии, публикуя многочисленные грамотные и простые тексты на эти темы. Он стал авторитетным специалистом в своей области и продолжает активно участвовать в научной деятельности.

Во время его исполнения обязанностей епископа в епархии была восстановлена правильная организация богослужений, и было осуществлено просвещение. Многие известные личности помогали епископу в его работе, но были и те, кто относился к нему негативно. В 1861 году он подал заявление об увольнении. В августе 1861 года его освободили от должности и назначили пенсию.

В окаянис соответствующего года святитель устроился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, помимо содействия хозяйственной и богослужебной деятельности обители, он уединялся, трудился над своими сочинениями, принимал посетителей, нуждающихся в его архипастырском попечении.

16 апреля 1867 года святитель провел последнюю Литургию в своей жизни. И через две недели, 30 апреля 1867 года, он умер. При обыске его одежды после смерти, обнаружили только несколько копеек. Это было все его материальное богатство.

Творческое наследие

Святитель Игнатий оставил для верующих множество произведений различной направленности. Среди его изданных сочинений можно найти проповеди и серьезные трактаты. Кроме того, до наших дней дошли его письма частным лицам (см.: Избранные письма). Он писал о аскетической жизни (см.: Аскетические опыты, 1 часть; Аскетические опыты, 2 часть), о различных вопросах Православной Догматики (см.: Слово о человеке; Слово о смерти. Слово о чувственном и о духовном видении духов; Слово об ангелах), а также против ересей и расколов, и по другим актуальным темам.

Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.

Иной тропарь, глас 8

Избранник возлюблен Христови явился еси, / Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, / благодать Духа Святаго стяжав, / учитель изряден людем был еси. / Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, / да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем // и любовию сердечною Христу усвоимся.

Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.

Молитва

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.


Книги автора

Письма
Труды на иностранных языках
Собрание сочинений