Биография

Рожденный в Омске в семье православных, он начал служить в Омском кафедральном соборе в возрасте 10 лет, где он первоначально служил как алтарник, а затем стал иподиаконом под руководством епископа Венедикта (Пляскина) и впоследствии епископа Вениамина (Новицкого).

В 1958 году Анатолий поступил во второй класс Московской духовной семинарии. Однако спустя год его учеба была прервана из-за призыва в армию, где он служил в зенитных войсках в Азербайджане. После окончания службы в армии он вернулся в семинарию и успешно закончил обучение в 1964 году.

В 1963 году епископ Волоколамский Питирим (Нечаев), который был председателем Издательского отдела Московского Патриархата, позвал Анатолия работать в редакцию "Журнала Московской Патриархии".

В период обучения в академии в 1964-1968 годах Анатолий определил свои научные интересы, которые включали в себя монашество, старчество, миссионерство, церковные архивы, издательскую деятельность Церкви и историю книжности на Руси с древних времен. Свою первую научную работу, диссертацию под названием "Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества", он защитил в 1968 году и был удостоен степени кандидата богословия. После окончания академии Анатолий остался преподавателем истории Русской Православной Церкви в Московских духовных школах. Он также работал в журнале "Московская Патриархия", где заведовал отделами проповеди и богословия.

Его образование ограничилось школой и духовной семинарией, но его знания были впечатляющими. Он был способен находить Учителей и учиться у них, не только лично общаясь, но и изучая их наследие.

4 февраля 1970 года Анатолий Просвирнин принял посвящение в диакона, а 22 февраля того же года — во пресвитера.

В 1975 году, после того как он стал протоиереем, его пригласили в редколлегию журнала "Богословские труды". В 1977 году он был назначен заместителем главного редактора по научной работе.

22 декабря 1977 года в монастыре Троице-Сергиева Лавра принял монашеские обеты под именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия (Вениаминова). В 1978 году был рукоположен в игумены, а в 1981 году получил степень архимандрита.

Участвовал в подготовке нескольких важных изданий Московского Патриархата: Библии 1969 года, Нового Завета 1976 года, "Настольной книги священнослужителя" (1977-1988). Он также был активно вовлечен в разработку богослужебных Минеев, посвященных 1000-летию Крещения Руси, и принимал участие в работе над 10-томной "Иллюстрированной Русской Библией". Возглавлял группу ученых-архивистов, работавших над серией "История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России".

После того как он был вынужден покинуть московские духовные школы, он присоединился к братству ставропигиального Успенского монастыря преподобного Иосифа Волоцкого, где занимался хозяйственной работой и реставрацией. Он также основал научный центр "Музей Библии" и активно занимался издательской деятельностью. Одним из результатов его работы стало создание "Международного Волоколамского краеведческого общества" на базе Иосифо-Волоколамского монастыря. С 1990 года он ежегодно организовывал научно-богословские конференции, посвященные истории Церкви и русской культуры, в день памяти преподобного Иосифа.

В ночь на 1 апреля 1993 года в настоятельском корпусе произошло нападение бандитов, в результате которого отец Иннокентий получил тяжелую травму позвоночника, перелом ноги и множество ран. Эти травмы привели к тому, что он надолго оказался прикованным к постели и так и не смог полностью восстановить здоровье.

В последний год жизни он провел некоторое время в древнем Киккском монастыре на Кипре. Также совершил паломничество во Святую Землю в дни праздников Рождества Христова и Богоявления. Он молился на Голгофе и у Гроба Господня, а также побывал на священной горе Синай в монастыре святой великомученицы Екатерины.

В последний год своей жизни он нашел приют в Новоспасском ставропигиальном монастыре в Москве, где и скончался. 12 июля 1994 года он умер от острого сердечного приступа в келье епископа Порфирия (Успенского), который был его духовным наставником. Отпевание состоялось 14 июля и было совершено наместником монастыря архимандритом Алексием (Фроловым). Перед началом Божественной литургии на обитель прибыл священноахимандрит Патриарх Алексий II, чтобы проститься с почившим.

Место захоронения отца Иннокентия расположено напротив выступа в апсиде Спасо-Преображенского собора.

Российского ученого Сигурда Шмидта по случаю его смерти отмечали:

Кончина этого видного церковного деятеля — тяжёлая утрата и для наших гуманитарных наук, отечественной культуры. Хотя сам отец Иннокентий более всего ощущал себя священнослужителем и был одним из самых почитаемых в Москве духовных пастырей, его в нашей стране и за рубежом признавали как выдающегося знатока, исследователя и публикатора памятников письменности, историка культуры и историографа отечественной археографии. Архимандрит Иннокентий казался воплощением живой творческой связи современных гуманитарных наук с маги­стральными двухвековыми традициями изучения памятников истории и культуры нашего Отечества, восходящими к Евгению Болховитинову и его младшим современникам.

Книги автора