Биография

Предварительные сведения

Биография святого Иоанна Кассиана Римлянина мало информации о его детстве и юности. Место и точная дата его рождения неизвестны.

По мнению большинства исследователей, Иоанн Кассиан родился в Малой Скифии, которая в то время была римской провинцией и сейчас находится на территории Румынии. Его рождение примерно приходится на период с 360 по 365 год.

Имя Иоанн, которое он получил, точно неизвестно. Одна версия говорит, что его имя было дано ему при крещении, а другая версия утверждает, что оно было дано ему при пострижении в монашество. Но существует предположение, что он выбрал себе это имя в честь святителя Иоанна Златоуста, своего учителя и архиерея.

Иоанн Кассиан родился в религиозной семье с некоторым достатком. С самого детства ему внушали начальные принципы веры и христианской морали.

В своё время он получил классическое образование и основательно изучил философию, античную поэзию, астрономию и риторику, а также успешно овладел как латинским, так и греческим языками.

В течение жизни Иоанна его духовные убеждения, упорство и индивидуальные способности позволили ему принять решение отказаться от обещающей карьеры в мирском муже в пользу простого монашеского образа жизни.

Монашество

В приблизительно 380 году Иоанн Кассиан Римлянин отправился в паломничество в Палестину вместе со своим давним другом по имени Герман.

На этой священной земле, группа друзей приняла решение отрешиться от соблазнов мирской жизни и вступить в Вифлеемскую обитель после получения благословения. Считается, что эта обитель находилась на Поле Пастырей.

Пребывая в монастыре, друзья уделяли время молитве, слушали проповеди, выполняли свои обязанности и соблюдали посты. После того, как они дали обеты, они приняли монашеское облачение.

Получив опыт аскетической практики в течение многих лет, они почувствовали желание углубить свои знания в области подвижничества и усилить свой духовный путь. Таким образом, они решили отправиться в Египет, родину иночества.

Египетский период

После тщательной молитвы перед отъездом и получения благословения от настоятеля с обещанием вернуться обратно, друзья отправились в путь. Хотя дорога была трудной, они верили, что Бог поможет им преодолеть все преграды.

Они добрались до Панефиса, после того как путешествовали по морю на корабле до порта Танис, где их сопровождал епископ Архебий. Там они встретили знаменитого монаха Пинуфия, который жил в обители вместе с другими монахами, такими как Нестор, Херемон и Пинуфий, который проживал неподалеку от обители в своей келье.

Проведя некоторое время в Панефисе, Иоанн и Герман благодарили Бога и продолжили свой путь, достигнув города Диолк. Здесь они обогащали свои знания, общаясь с мудрецами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.

В IV веке, множество благочестивых отшельников жили в пустыне Скит, которая была выбрана очередным пунктом паломничества.

Посещая местных аскетов, друзья присоединялись к общим молитвам, участвовали в различных аскетических практиках, задавали вопросы, искали совета и внимали духовным наставлениям.

Они были в состоянии общаться с религиозными наставниками, которые обладали глубоким духовным опытом: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман присоединились к общине, которую возглавлял авва Пафнутий, монах-оригенист. Он также служил пресвитером в одном из храмов Скита, который по субботам и воскресеньям наполнялся отшельниками для богослужения. Во время своего пребывания в Ските, Иоанн Кассиан Римлянин отдавал свое тело утомляющими постами и трудом, искренне и много молился.

Согласно данным, в это время он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, которая находилась приблизительно в 80 милях от Скита. В этом месте они встретились с аввой Феодором.

После семи лет строгого и воздержанного образа жизни в Египте, Иоанн отправился вместе с Германом в Палестину. Они хотели выполнить обещание, данное настоятелю монастыря Вифлеема, который благословил их на паломничество еще до их путешествия в Египет.

В то время они не задержались в городе Вифлееме и вскоре вернулись в Египет по Божьему провидению.

Иоанн Кассиан провел десять лет в Египте, где он приобрел большой духовный опыт, стал мудрее и собрал материалы для своих будущих произведений.

Константинопольский и римский периоды

В 399 году в Египте произошли беспорядки, вызванные критикой учения антропоморфитов, еретиков, которые утверждали, что Бог обладает чертами, сходными с чертами человеческого тела.

Критическое высказывание о представлении Бога в человеческом образе, которое было высказано архиепископом Александрийским Феофилом, было одобрено братией общины аввы Пафнутия и многими другими пустынниками.

Недовольные таким развитием событий еретики собрались в Александрии и начали угрожать Феофилу. Они требовали, чтобы он отрекся от своих оригенистских убеждений, и он согласился на их требования.

В 400 году Феофил открыто осудил ложные учения Оригена. После этого Соборы в Александрии и Нитрии выразили официальное неодобрение оригенизма.

В результате преследований и изгнания из Египта монахи-оригенисты столкнулись с противодействием как со стороны церковных, так и государственных властей. Большинство монахов были вынуждены искать убежище, пищу и поддержку за пределами своей родины.

Около пятидесяти монахов получили поддержку от святителя Иоанна Златоуста, главы Церкви Константинополя. Среди них, по мнению некоторых источников, были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе он понравился своим друзьям своими достоинствами. Иоанн был рукоположен в сан диакона и также получил должность комита сокровищницы в кафедральном соборе. Герман был также рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был невинно обвинен и выслан из Константинополя, Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад, чтобы найти поддержку у Римского епископа Иннокентия I. Они были снабжены особым посланием от клира Константинополя, которое передали по назначению.

После этого Иоанн Кассиан и его друг, отец Герман, остались служить в Риме.

В течение 12 лет отец Иоанн прожил в Риме. Существует вероятность, что именно здесь он был освящен в священника, а затем стал советником епископа Рима.

Во время пребывания в Риме Иоанн Кассиан встретился с будущим Папой Львом Великим и установил с ним контакт.

Галльский период

В 415 году преподобный Иоанн Кассиан Римлянин приехал в город Массилию в Южной Галлии, возможно из-за стремления к уединенному созерцанию или из-за нашествия готов. В Массилии он познакомился с местным архиереем Прокулом, что оказало значительное влияние на его жизнь.

Вскоре после начала его деятельности были основаны два монастыря - один для мужчин, другой для женщин. Отец Иоанн стал настоятелем мужского монастыря. Позже этот монастырь был назван в честь святого Виктора, так как он находился рядом с гробницей этого мученика.

С постепенным увеличением обители, присоединились новые братья. Опыт, приобретенный отцом Иоанном Кассианом во время его пребывания в Египте, сыграл важную роль в организации внутренней жизни монастыря.

Всё больше людей в разных частях Южной Галии начали слышать о нём и видеть его как надежного духовного наставника благодаря его хорошей репутации.

В 20-х годах V века отец Иоанн был попрошен местными епископами составить свод правил для общежительных монастырей. В это же время он занимался написанием труда «Собеседования...» который был не менее значимым.

В 426 году преподобный отец Иоанн был активным участником полемики по поводу полупелагианских споров, касающихся вопроса о роли личной свободы и Божественной благодати в процессе спасения.

Иоанн Кассиан Римлянин, опытный пастырь и трудолюбивый монах, не соглашался ни с учением, которое умаляло значение личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью, которая уменьшала значение Божественной благодати. Он мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином, в этом отношении.

В то же время отец Иоанн занимался написанием трактата, в котором он выступал против ереси Нестория, известного как "О воплощении Господа".

В свои последние годы жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ослаб, как физически, так и духовно. Он скончался примерно в 435 году. По его желанию, его тело было погребено в монастыре святого Виктора.

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.