Биография

Родившийся в деревне Вознесенское Макарьевского уезда Костромской губернии, член семьи дьячка, он обладал красивым голосом и с детства пел на клиросе и в церковных хорах в учебных заведениях, в которых получал образование. Обучение завершил в Макарьевском духовном училище (1854), Костромской духовной семинарии (1860), и Московской духовной академии (1864). Возможно, в 1862 году он был посвящен во диакона. С 1864 по 1883 годы он преподавал греческий язык и церковное пение в Костромской духовной семинарии, и при этом выполнял множество обязанностей по организации воспитательной и хозяйственной работы. Также несколько лет он работал над составлением каталога библиотеки Костромской духовной семинарии, который включал 5300 названий и несколько тысяч томов, завершив его в осень 1883 года. Во время отдыха, Вознесенский записывал музыку клиросных песнопений, а также песен и псалмов своей родной земли - Костромской. Объем собранных им записей превышает 1000, и данная коллекция была передана Костромскому археологическому комитету.

В 1878 году была написана программа по церковному пению для семинарии, которая стала первой подобной программой. Также был составлен учебник по церковной музыке на основе напевов Костромской епархии, сравнивая их с изданиями Придворной певческой капеллы. Сопоставляя эти напевы, автор отметил изменение в музыкальном стиле, смещение от церковной мелодии к гармонии. Также были разрабатываны и гармонизованы записанные напевы, и в 1881 году было составлено 150 листов нотного текста. В этот период автор начал работу над историей и теорией церковного пения, с целью создать учебные пособия. Его начинания были поддержаны и продолжены другими специалистами в области церковной музыки.

С 20 декабря 1883 года по декабрь 1893 года В. работал инспектором в Рижской духовной семинарии. Он преподавал Священное Писание и при необходимости вел уроки пения, а также руководил хором. В этом же периоде В. написал книгу "Обиход обычных церковных напевов", основываясь на поволжской традиции. Эта книга использовалась в качестве учебника в 1-2 классах Рижской ДС и была универсальной, так как включала напевы для исполнения на 1, 2, 3 или 4 голоса. В 1888 году Святейший Синод разрешил использовать это пособие в духовных школах в качестве хрестоматии, но оно не было опубликовано. В этом же году В. был принят в киевское Церковно-археологическое общество при КДА, стал одним из организаторов Общества любителей церковного пения в Риге и участвовал в составлении его устава. Он также был избран в Совет ОЛЦПР. В новом обществе В. занимался задачей знакомства жителей Прибалтийского края с русским церковным пением и его возможным применением к местным языкам - эстонскому и латышскому. На одном из общедоступных литературно-певческих вечеров ОЛЦПР в марте 1892 года В. выступил с докладом о греческом пении в Церквах Востока перед аудиторией из 220 слушателей и участников. В рижском периоде были написаны основные труды В. по теории и истории церковного пения, большая часть из которых была опубликована в журнале "Руководство для сельских пастырей", а затем в самостоятельных изданиях.

После того как ему был официально дан крест и он был признан в иерейском звании (30 января 1894 года), Василий принял на себя обязанности священника в кафедральном соборе Костромы. С весны 1894 года по весну 1906 года он был правителем 18 церквей в Костроме. В то же время он продолжал активную церковно-общественную деятельность: с 1897 по 1901 год он занимал должность председателя комиссии по созданию женского учебного заведения при епархии, а после его открытия стал председателем Совета учебного заведения (до 1903 года). Он также активно участвовал в деятельности Феодоровско-Сергиевского братства: с 1894 года он был его активным членом, а с 1895 по 9 ноября 1909 года занимал должность заместителя председателя. 16 сентября 1909 года Василий вышел на пенсию.

Владимир Вознесенский был известным религиозным поэтом. Его стихи были опубликованы в «Костромских епархиальных ведомостях» в конце XIX века, а некоторые из них были даже проиллюстрированы музыкой священника А. Сионского. В этот период он также занимался описью старых музыкальных рукописей Костромской епархии, которые затем были переданы в Московское Синодальное училище церковного пения. В последние годы своей жизни он собрал лучшие образцы церковного пения и народной словесности Костромской земли, надеясь издать их в виде сборника, но не смог осуществить эту задумку из-за финансовых трудностей. Последние годы он провел в Костроме, где и скончался, и был погребен.

В своей первой книге "О церковном пении" В. использовал исследования прот. Д. В. Разумовского и других современников для изложения истории знаменного распева. Не имея доступа к архивам с певческими рукописями из-за отдаленного места жительства, он опирался на синодальные нотные издания и некоторые другие сборники. Сравнивая одноголосные напевы методом «партитурного» сличения, В. выявил структурные особенности песнопений знаменного распева поздней традиции. Также он учел замечания Разумовского о использованной терминологии и внес их во второе издание своей работы.

Сравнительное исследование пении, которое было широко распространено в российской певческой традиции начиная с середины XVII века, было проведено Вознесенским с использованием материала синодальных сборников и нескольких украинских Ирмологионов XVII-XVIII веков из фондов Центрального архива Министерства культуры и искусства. Он изучал особенности украинского певческого репертуара, текстов и мелодий, и пришел к выводу о православном характере монодии на Юго-Западной Руси, которая имела непрерывную традицию с древних времен и была уникальной. В греческом пении XVII-XIX веков его интересовали происхождение византийских истоков, используемые формы в восточных церквях в данном периоде, а также их влияние на российскую певческую традицию. Результаты и знания, полученные из зарубежных и отечественных источников, Вознесенский использовал в процессе преподавания. Его работы "О церковном пении" (1887) и "Осмогласные роспевы" (1888-1893) были отмечены премией преосвященного Макария (Булгакова), митрополита Московского и Коломенского. Учебный комитет Святейшего Синода одобрил "Осмогласные роспевы" в качестве учебного пособия для преподавания церковного пения в духовных семинариях и училищах (Церковный вестник, 1893, № 8, с. 61), а брошюра "О современных нам нуждах" была рекомендована для использования в учебных заведениях в качестве полезного пособия для преподавателей церковного пения (Там же, 1893, № 32, с. 269).

Архив: Центральный государственный исторический архив Москвы. Фонд 229. Опись 4. Дело №736: Личное дело студента Московской духовной академии.

Труды автора посвящены изучению церковного пения в Православной Греко-Российской Церкви. Он выпустил несколько томов с нотными приложениями и дополнительными объяснениями текстов. Также его работы включают анализ осмогласных роспевов и напевов, исследования по церковному пению в Юго-Западной Руси, сравнительные обзоры старых напевов и многое другое.

Дмитрий Разумовский, православный священник, написал отзыв на работу Ивана Вознесенского "О церковном пении Православной Греко-Российской Церкви" в 1889 году, опубликованный в 1891 году. Он также написал рецензии на другие издания Вознесенского в 1892 году. В то время он участвовал в обществе любителей церковного пения в Риге. В 1897 году А. Прежний опубликовал рецензию на книгу Вознесенского "О пении в православных церквях греческого востока". Некролог Ивана Вознесенского был опубликован в 1911 году. Николай Петров опубликовал воспоминания и переписку с разными лицами, включая связанные с Вознесенским, между 1840 и 1882 годами. Михаил Петрович Велимирович и София Сохань также упоминали Вознесенского в своих работах.

Е. Ю. Шевчук - известный лингвист и богослов. Он активно занимается исследованиями в области лингвистики и богословия. Его работы отличаются глубокими знаниями и четкостью изложения. В настоящее время он является автором многих публикаций и статей по своей специальности.