Биография

Детство. Юность. Духовное взросление

При крещении ему было дано имя Иоаким, и он происходил из знаменитого рода Горленко, известного на всей Украине.

Иоаким родился 8 сентября 1705 года в местечке Прилуки, которое находится в Полтавской губернии.

Андрей Димитриевич, отец главного героя, служил в армии и достиг звания полковника. Он и его жена, Мария Даниловна, были очень религиозными людьми. Они надеялись, что их сын унаследует их благосостояние и последует воинским путем отца. Однако судьба распорядилась иначе.

Когда Иоаким был еще ребенком, его отец получил от Господа откровение о сыне. Однажды, сидя на крыльце, он увидел в лучах солнечного заката Богородицу. Она стояла в воздухе, рядом с ней был ангел, а у ног Богородицы молился Иоаким. Он стоял на коленях перед Ней, молясь. В этот момент Богородица сообщила, что услышала его молитву. Также в этот момент ангел слетел с небес и надел Иоакима мантию архиерея. Отец был потрясен таким откровением и спросил у Богородицы, что она оставит им, родителям. Однако ответа он не услышал.

Иоаким был воспитан в православной вере и христианской милосердной любви. Когда наступил подходящий возраст, его родители, хотя и скорбели от мысли о расставании, отправили его учиться в Киевскую академию. Здесь, под влиянием Божьего провидения, он обнаружил в себе желание посвятить себя монашеской жизни.

Когда Иоаким окончил образование в 16 лет, он уже решил стать монахом. Но он боялся разочаровать своих родителей, поэтому скрывал свои желания.

Путь послушника

Некоторое время спустя Иоаким прибыл в Киев, сославшись на необходимость завершения образовательного курса. Позднее он отправился в пустынную Спасо-Преображенскую Киево-Межигорскую обитель.

После вступления в монастырь, он уделял особое внимание послушанию и молитве. В некоторых случаях, при возможности, он уединялся в пещере, чтобы сосредоточиться на общении с Богом и духовной размышлять.

Боясь, что его пребывание в монастыре может быть прервано из-за вмешательства родителей, Иоаким оставил слугу в Киеве. Слуга получал послания из дома и доставлял их в монастырь, а Иоаким отвечал на них, и слуга отправлял ответные письма домой от его имени.

В 1725 году Иоаким, после успешного прохождения испытания для послушника, был назначен нареченным и принял рясофор, выбрав имя Иларион. Затем он открылся своим родителям, искренне просив у них прощения за обман и за принятие решения о принятии монашеского образа жизни без их благословения.

Монашеская жизнь

В 1727 году Рясофорный Иларион был приглашен в Братскую Киевскую обитель, где ему была присвоена новая мантия и имя Иоасаф в честь индийского царевича.

В 1728 году Иоасаф получил священный сан и стал преподавателем в Киевской академии после своего рукоположения во иеродиакона.

В течение трех лет он занимал должность учителя, после чего его религиозные начальники отправили его в Малороссию для сбора средств на ремонт академических зданий.

В 1734 году Иоасаф, который был иеродиаконом, был утвержден на должности экзаменатора на Киевской кафедре.

В недалеком будущем он принял монашеские святыни.

В 1737 году архиепископ Рафаил (Заборовский) назначил отца Иоасафа игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. Он выполнен данную ему волю архиерея, хотя неохотно из-за своего смирения, поскольку не считал себя достойным такого высокого звания, в силу своих грехов.

Под начало игумена была передана еще одна обитель - Красногорская, а также несколько местных церквей.

Вопреки сложностям управления братством и монастырскими делами, а также проблемам со здоровьем, отец Иоасаф сохранял строгость аскетических упражнений.

В сентябре 1744 года, при помощи императрицы Елизаветы, он был назначен архимандритом. Вскоре его пригласили в Москву, где в январе 1745 года отец Иоасаф был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой обители. Он выполнял это задание до июня 1748 года.

Епископское служение

В 1748 году архимандрит Иоасаф был освящен в епископа Белгородского и Обоянского.

В августе того же года он прибыл на кафедру в Белгороде. В день своего приезда, не смотря на усталость от долгой поездки и физическое недомогание, он совершил в кафедральном соборе Божественную литургию.

Епархия, которой управлял святитель, была известна своими нищетой и нуждои. Многие дети священнослужителей, особенно сироты, не могли позволить себе обучение в духовных училищах из-за отсутствия средств. Это привело к низкому уровню образования. Святитель старался помогать нуждающимся, оказывая материальную поддержку в меру своих возможностей.

В своей стремлении к улучшению обстановки в епархии, он лично путешествовал по всей территории, даже в отдаленные районы. Он также посещал жилища своих прихожан, как богатых, так и бедных, чтобы преподавать им уроки христианской морали и поднимать их нравственный уровень.

Он уделял много усилий для улучшения духовно-нравственного уровня среди духовенства, бдительно следя не только за проведением богослужений, но и за внутренними духовными состояниями священников. Он требовал, чтобы священники, находящиеся в конфликте с другими священниками, не совершали богослужения, пока не примирятся.

Если кто-то не соблюдал церковные законы и указания святителя, он мог быть подвергнут строгому наказанию.

Однажды, во время поездки в епархию, он остановился в доме у иерея. Поздно ночью святитель страдал от бессонницы и необъяснимого страха. Внезапно, он заметил, что на полке, среди кухонной утвари, лежали Святые Дары в одной из бумажных оберток. Вид этот напугал епископа. Осторожно положив святую вещь на стол, он провел всю ночь в молитвах, умоляя Бога, чтобы тот отвратил от священника страшное наказание. Утром святой Иоасаф объяснил пастырю его ошибки, а затем лишил его священнического сана.

При входе в один из храмов по вдохновению свыше, он заметил, что причетник находится в нетрезвом состоянии, и также лишил его своего звания.

Благодаря своей преданности и непревзойденной праведности отец Иоасаф обрел такую близость с Богом, что был наделен им даром ясновидения.

Однажды, архиерей созвал священников для беседы, и один из них поразил его своим необычайно долгим возрастом – 130 лет. После беседы архиерей благословил их и разрешил им уйти, затем обратился к старцу с вопросом, почему он не может умереть из-за какого-то греха. Старец поначалу не понял, о каком грехе идет речь, но затем вспомнил случай из молодости, когда поддался давлению помещика и повторно отслужил Литургию, несмотря на таинственный голос, запрещавший ему это делать.

После того, как святитель услышал этот рассказ, он был поражен и приказал старому пастырю, который проклял Небесного вестника, хранителя места, чтобы построить временную церковь и совершить на этом месте Божественную Литургию, чтобы очистить это место от святотатства. Затем святитель разрешил старцу отпустить его грехи. После исповеди и покаяния, старец примирился с Господом и ангелом, и скончался. Его тело было погребено там же, и святитель лично принял участие в его отпевании.

Последние дни земной жизни

В ближайшее время перед своей смертью святой Иоасаф выразил желание увидеться со своими родителями. Получив разрешение от Синода, он прощался со своей паствой по-христиански и отправился в Прилуки.

Когда отец встретил своего любимого сына, он был в замешательстве. Он знал, что как христианин, ему следовало поклониться архиерею, но как отец он не мог ожидать поклона от своего собственного ребенка. Когда сын выходил из кареты, отец случайно уронил свою трость. Он склонился, чтобы поднять её и сделать поклон, но сын понял его намерения, поклонился ему и вернул упавшую трость. Потом они обняли друг друга.

После пребывания в родовом доме, святитель Иоасаф отправился в Белгород в сентябре 1754 года. В пути, в селе Грайворон, он заболел и через два месяца скончался. Перед своей смертью он исповедал свои грехи и принял причастие. Он умер 10 декабря 1754 года.

Тропарь святителю Иоасафу Белгородскому, глас 3

Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси, / и прославлен от Бога явился еси, телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, / чудеса преславная источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души наша.

Ин тропарь святителю Иоасафу Белгородскому, глас 2

Молитвенниче издетства преизрядный, / Богоизбранный святителю Христов Иоасафе, / правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являеши, / и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит в державе Российстей правоверие, мир и благочестие и спасет души наша.

Кондак святителю Иоасафу Белгородскому, глас 8

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? / Многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит? / Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, / во умилении сердечнем зовем ти: / не лиши и нас твоея помощи и заступления, / святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Молитва 1

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2, пред честными мощами святителя глаголемая

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствиях сущих горняя мудрствовати: рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: и да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.