Биография

В память о Неделе Новомучеников, отмечаемой Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), испокон веков отдаем дань уважения и чтим память святых, которые пострадали за веру.

Иван Семёнович Петров, известный как Петров, родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне, Новгородской губернии, в семье мещан. С детства уважал и следовал учению праведного Иоанна Кронштадтского.

Закончил обучение в Устюженском духовном училище, а затем в Новгородской духовной семинарии.

В 1895 году он был направлен в Московскую духовную академию за казенный счет, где скоро проявил себя как усидчивый и способный к серьезной учебе. Он успешно выполнил задание Академии Наук, записав по разработанной программе северный народный выговор, что было одобрено.

В 1899 году он завершил свое обучение в Московской духовной академии, получив степень магистра. После этого ему была предоставлена профессорская стипендия при академии.

В 1900 году было назначено исполняющим обязанности доцента в Академии по кафедре Библейской истории 9 сентября.

26 августа 1901 года епископ Волоколамский Арсений, также ректор академии, поступил в монашество в Гефсиманском ските Троице-Сергиевой Лавры. Позже, 30 сентября, он был рукоположен во иеродиакона, а 14 октября того же года - во иеромонахи.

В июне 1903 года он получил степень магистра богословия за свою диссертацию по истории Иудейского народа на основе археологических исследований Иосифа Флавия. После этого он был назначен доцентом.

9 декабря 1903 года он был назначен на должность экстраординарного профессора и инспектора в Московской академии.

В архимандрита был возведён 18 января 1904 года.

В период с 1905 по 1910 год автор выпустил свой духовный дневник под названием "В объятиях Отчих. Дневник инока", вдохновленный творчеством праведного Иоанна Кронштадтского.

В 1905 году было принято решение о прекращении упоминания императорской фамилии во время богослужений, вследствие чего служение было временно запрещено. Позднее, после конфликта со студентами и просьбы об увольнении, был уволен из академии и в июне 1906 года был назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.

С 1907 года он занимал должность настоятеля в Юрьевом монастыре Новгородской епархии, считавшегося одним из лучших монастырей в этом регионе.

27 февраля 1909 года он был назначен настоятелем в Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в Ростове Великом.

15 марта 1909 года произошла церемония по освящению в епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Эта церемония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры под председательством митрополитов Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), Московского Владимира (Богоявленского), Киевского Флавиана (Городецкого) и других епископов.

Этот лингвист и богослов провел много лет на кафедре, где он был связан с будущим патриархом святителем Тихоном во время его служения архиепископом Ярославским.

В 1911 году он отправился на гору Афон для изучения древних церковных песнопений.

Человек, принимавший участие в Поместном Соборе Российской Православной Церкви в 1917-1918 годах, занимал должность временного управляющего Рижской епархии с 1 декабря 1917 года по 20 января 1918 года.

7 июля 1919 года в Ростове был задержан за то, что он организовал звон колоколов и крестный ход для препятствования эксгумации святых мощей в своей епархии. После этого его перевели в Москву, где он был заключен в тюрьму ВЧК на Лубянке, но уже в августе того же года был освобожден.

22 января 1920 года он был возведен в должность архиепископа и назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. 8 июля того же года он был арестован за организацию крестного хода в знак протеста против вскрытия мощей Ростовских чудотворцев и приговорен к одному году условного заключения в концлагере. После его ареста в Ростове были собраны тысячи подписей с просьбой о его освобождении, и в том же году он продолжил свое служение.

До закрытия в 1923 году он оставался настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря и вложил много усилий в его улучшение за многие годы.

С 1920 по 1925 годы он временно возглавлял епархию Новгородскую и Старорусскую.

В мае 1922 года он был арестован за то, что не согласился отдать церковные ценности, за что был приговорен Ярославским ревтрибуналом к 4 годам тюремного заключения. Однако уже 5 января 1923 года его досрочно освободили по указанию председателя ВЦИК М. И. Калинина. Тот же год он начал временно управлять Ярославской епархией.

Во время периода обновления он пробыл в Угличском Алексеевском монастыре, где управлял епархией. Он не активно участвовал в борьбе с обновленчеством, но и не поддерживал его. Его позиция позволила ему завоевать доверие митрополита Крутицкого Петра, который в своём завещании от 6 декабря 1925 года назначил его третьим кандидатом на замещение патриаршего местоблюстителя.

21 мая 1924 года он был принят в Священный Синод при патриархе Тихоне. 12 апреля 1925 года он подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру. Он завоевал доверие святителя Петра, который в своём завещании от 6 декабря 1925 года предложил его третьим кандидатом на замещение патриаршего местоблюстителя. После ареста митрополита Петра, во время попыток захвата церковной власти архиепископом Григорием (Яцковским), он был полностью на стороне митрополита Сергия (Страгородского).

26 августа 1926 года назначение митрополитом Ленинградским и его прибытие в Ленинград. В этот день, канун памяти святого Александра Невского, и в день праздника он провел свою первую и последнюю службу в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Местные жители приветствовали нового митрополита с большой радостью, видя в нем стойкого защитника Православия. Несмотря на дождь, улицы и площади около собора были полны народа; многие приходили под благословение со слезами. 13 сентября он покинул Ленинград, а по возвращении в Москву был вызван в ОГПУ и отправлен обратно в Ростов с запретом на дальнейшие поездки.

25 ноября/8 декабря 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) был арестован. Владыка Иосиф, согласно завещанию святителя Петра, стал временным предстоятелем Русской Православной Церкви. В этот же день он подписал завещательное распоряжение, передавая первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву), или, в случае его непригодности, архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), или же архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу). 16/29 декабря того же года владыка Серафим (Самойлович) занял должность заместителя патриаршего местоблюстителя.

Владыка Иосиф был вынужден остаться в Ростове, так как не смог вернуться в Ленинград. Он управлял епархией через своих викариев, которые приезжали к нему в Ростов. 28 декабря 1926 года он был арестован и выслан в бывший Моденский Никольский монастырь, где ему было запрещено покидать место проживания. Лишь в сентябре 1927 года ему удалось вернуться в Ростов.

В сентябре 1927 года митрополит Иосиф был переведен на Одесскую кафедру по решению Священного Синода под председательством митрополита Сергия. Однако он считал это решение незаконным и выразил свое недовольство в письме, направленном митрополиту Сергию. В октябре того же года Священный Синод повторно принял решение о его перемещении, однако митрополит Иосиф отказался считаться с этим решением.

Данное противоречие обусловлено тем, что митрополит Иосиф узнал о своем назначении через посредников и воспринял его как несправедливость, связанную с интригой. Он также не одобрял политику управления Русской Православной Церковью, проводимую избранным митрополитом Сергием, и видел в определенных действиях заместителя предательство Церкви. Подобно многим другим епископам, его отношение к митрополиту Сергию было обусловлено его Декларацией 1927 года. Он делил свои чувства с епископом Гдовским Димитрием (Любимовым), и после того, как тот вернулся в Ленинград, передал их своим прихожанам. Он также не скрывал своих чувств и подозрений перед своими знакомыми в Ростове. Поэтому, хотя он отрицал свое участие в последующих волнениях в Ленинграде и в плохом приеме, который ростовцы оказали новому епископу Иннокентию (Летяеву), все же его моральное влияние на эти события было несомненным, хотя, возможно, и непреднамеренным. В середине августа 1927 года епископ Гдовский Димитрий, протоиерей А. Советов и другие клирики Ленинграда направили митрополиту письмо с выражением своего несогласия с церковной позицией митрополита Сергия, а 26 декабря 1927 года епископ Гдовский Димитрий и епископ Нарвский Сергий (Дружинин) подписали акт отвода от митрополита Сергия, который был одобрен митрополитом Иосифом.

Это означало начало Ленинградского раскола, который получил название иосифлянского. Вначале митрополит Иосиф открыто не разрывал отношений с митрополитом Сергием и некоторое время отрицал свое влияние на епископов, в то же время поддерживая переписку с Сергием.

В переписке митрополита Иосифа с митрополитом Сергием проглядывает ярко выраженный резкий тон, смешанный с жалобами на опасность оказаться в нужде и голоде. В письмах также содержится утверждение о том, что канонические правила запрещают переводить епископов, которое позже стало одним из основных тезисов иосифлянства. Ясно просматривается мысль о том, что митрополит Иосиф является заместителем патриаршего местоблюстителя и пытается предостеречь митрополита Сергия о возможности его духовного падения. Также отмечается высокая язвительность его упреков и обвинений, иногда даже до грубости, и использование оскорбительных выражений.

2 февраля 1928 года посланные к митрополиту Иосифу архиепископ Вологодский Сильвестр (Братановский) и архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк) выразили свою поддержку митрополиту Иосифу в отделении от митрополита Сергия. 6 февраля 1928 года, вместе с группой архиереев Ярославской епархии, митрополит Иосиф подписал декларацию об отделении от митрополита Сергия. Митрополит Иосиф оставался в разделении до конца своей жизни, возглавив оппозицию против митрополита Сергия, в отличие от своих сотоварищей, которые официально пробыли в разделении немного более трех месяцев.

11 (или 27) марта 1928 года, решением Священного Синода митрополит Иосиф был смещен с должности и запрещен в исполнении своих священных обязанностей. Он и его викарии отказались подчиниться этому решению.

В день, когда 29 февраля 1928 года митрополит Иосиф был вновь арестован и отправлен в Николо-Моденский монастырь, где ему было запрещено покидать место заключения. Позже, 9 апреля или 12 сентября 1930 года, он был арестован по делу "Всесоюзного центра Истинного Православия". В 3 сентября 1931 года его приговорили к 5 годам в концлагерях с возможной заменой на 5 лет ссылки в Казахстан, за его руководство церковно-административным центром всесоюзной монархической организации "Истинно-Православная Церковь" по статье 58-11 УК РСФСР.

В Казахстане он прожил до апреля 1935 года в городе Джамбул, где работал бухгалтером на медном комбинате, совершая тайно Божественную литургию. Затем он переехал в город Мирзоян, где был лишен права выезда. В 1937 году его арестовали и осудили на расстрел за "контрреволюционную деятельность".

20 ноября 1937 года в Лисьем овраге под Чимкентом были казнены вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым).

В 1981 году РПЦЗ провела процесс канонизации.