Ириней (Клементьевский), архиепископ
Биография
В миру Клементьевский Иоанн Андреевич, родился в с. Клементьевке, Ковровского уезда в семье священника. Обучался во Владимирской семинарии и Московской духовной академии. По окончании последней оставлен в ней учителем и проповедником. В 1774 г. пострижен в монашество. С 12 сентября 1776 г. - игумен Московского Николо-Перервинского монастыря и префект Перервинской семинарии. В сентябре 1782 г. перемещен в Крестовоздвиженский монастырь, а через год - в Московский Знаменский монастырь. 25 декабря 1784 г. возведен в сан архимандрита Ростовского Борисоглебского монастыря и назначен ректором Ярославской семинарии. В 1787 г. вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 30 июня 1788 г. - член Св. Синода, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря. 6 июня 1792 г. хиротонисан во епископа Тверского. 24 октября 1796 г. возведен в сан архиепископа. 17 октября 1798 г. перемещен во Псков. 30 августа 1814 г. уволен на покой.
Скончался 24 апреля 1818 г. в Петербурге. Погребен в Александро-Невской Лавре. Н. С. Маевский в своих "семейных воспоминаниях" описал внешний облик преосвящ. Иринея по его портрету: величавый красавец-старик, с приветливой улыбкой и кротким выражением умных карих глаз. От него так и веет чувством какого-то задушевного чисто родственного привета. Он был личностью известной в свое время, будучи человеком хорошо образованным, знавшим латинский и греческий языки. В то же время он отличался необыкновенной простотой, не лишен был чувства юмора. Как вспоминает его повар Фаддеич, однажды в присутствии гостей он подал к столу на блюде поросенка. Преосвященный, взглянув на Фаддеича, перекрестил блюдо большим крестом сказал: "сие порося да обратится в карася", и сам первый начал с аппетитом вкушать. Будучи человеком ученым, преосвящ. Ириней состоял членом Российской Академии, занимался литературной деятельностью, сделал много переводов отцов церкви с греческого языка. После него остались проповеди, отличающиеся простотой слога и ясным изложением основной мысли.
Должности и места служения:
Префект - Семинария Перервинская духовная 1776 г. 18 век - 1782 г. 18 век
Игумен - Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Перервинский (мужской) 12.09. 1776 г. 18 век - 1782 г. 18 век
Семинария Ярославская духовная 1784 г. 18 век - 1787 г. 18 век
Архимандрит - Монастырь во имя свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба (мужской) 25.12. 1784 г. 18 век - 1787 г. 18 век
Архимандрит - Монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца (Юрьев) (мужской) 1788 г. 18 век - 1792 г. 18 век
Член Св. Синода - Синод Святейший Правительствующий 30.06. 1788 г. 18 век Псковская 1798 г. 18 век - 1814 г. 19 век
Более всех потрудился архиепископ Псковский Ириней (Клементьевский, +1818), который в Ростовской семинарии, по примеру Московской Академии, открыл публичные чтения по изъяснению Слова Божия. Его толкования Пророческих книг в шести частях (изд. 1804, 1809, 1816 гг.) отличаются научным уровнем, в особенности толкование на Псалмы (изд. 1791, 1807, 1814 гг.).
Ириней, архиепископ Псковский (Клементьевский, 1753 -1818) — духовный писатель и проповедник. Сын священника, учился в московской Славяно-греко-латинской академии, был там же учителем и проповедником, позже игуменом в разных монастырях, проповедовал в придворной церкви в присутствии имп. Екатерины; с 1792 г. епископ Тверской, с 1796 г. архиепископ Псковской.
Существует предание (встречаемое и в печатных рассказах о И.), будто имп. Павел сделал И. своим генерал-адъютантом, пожаловав ему и аксельбанты (что-то подобное изображается на его портретах поверх мантии), но документальными данными об И. это отнюдь не подтверждается. Проповеди И., изданные в 1791 и 1794 гг., отличаются некоторым пристрастием к иностранным словам и примерам из языческой истории, а также тонким психологическим анализом. И. изданы еще: в переводе с греческого — избранные беседы Златоуста (М., 1784), его же "Беседы на послания к коринфянам" (М., 1806) и "Беседы на послания к римлянам" (М., 1806); "Иустина философа разговор с Трифоном Иудеянином" (СПб., 1787), "Слова" Григория Богослова (М., 1798), Василия Селевкийского (М., 1802) и Петра Хризолога (М., 1794); собственные толкования на Послание к римлянам (М., 1787), на Послание к евреям (М., 1787), на псалмы (перед. толкований Беллярмина, М., 1791, 1807 и 1814 г.), на двенадцать малых пророков (СПб., 1804 и 1809), на пророка Даниила (СПб., 1816). Богословские трактаты: "О смерти, суде, о вечном блаженстве и вечных мучениях" (СПб., 1795); "О семи изречениях И. Христа со креста" (СПб., 1795), "Воздыхание голубицы, или о пользе слез" (перев. из Беллярмина, изд. 1793 г.), "Руководство к благочестивому житию" или, по др. заглавию, "О внутреннем доме, т. е. устроении своей совести" (СПб., 1796 и 1809). И. состоял членом росс. акд. и принимал деятельное участие в издании 5-й и составлении 6-й части акд. Словаря. См. Чередеев, "Списки твер. иерархов" (1859); Н. И. Григорович, "И., архиеп. Псковский" ("Русск. архив", 1869); М. И. Сухомлинов, "История Росс. акд." (т. I).
Труды:
Толкование на послание к римлянам. М., 1787.
Толкование на послание к евреям. М., 1787.
Толкование на псалмы. М., 1791, 1807 и 1814.
Толкование на двенадцать малых пророков. СПб, 1804 и 1809.
Толкование на пророка Даниила. СПб, 1816.
Богословские трактаты:
О смерти, суде, о вечном блаженстве и вечных мучениях. СПб, 1795.
О семи изречениях Иисуса Христа со креста. СПб, 1795.
Руководство к благочестивому житию или о внутреннем доме, т. е. устроении своей совести. СПб, 1796 и 1809.
Проповеди, изд. в 1791 и 1794 гг.
Воздыхание голубицы или о пользе слез (перев. из Беллярмина, изд. 1793 г.).
Переводы с греческого:
Избранные беседы Златоуста. М., 1784;
его же Беседы на послание коринфлянам. М., 1806.
Беседы на послания к римлянам. М., 1806.
Иустина философа разговор с Трифоном Иудеянином. СПб, 1787.
Слова Григория Богослова. М., 1798.
Слова Селевкийского. М., 1802.
Слова Петра Хризолога. М., 1794.