Биография

Путь к пастырству

Мало известно о жизни святого Иринея Лионского и его служении в церкви. Даже место и дата рождения этого святого остаются скрытыми. Предполагается, что его родители были христианами.

С большой вероятностью можно сказать, что его рождение произошло примерно в 130 году, во второй четверти II столетия.

По свидетельствам самого Иринея, в детстве он общался со святым Поликарпом Смирнским, другом выдающегося пастыря Церкви Игнатия Богоносца, учеником Евангелиста Иоанна Богослова. В его кругу были и другие свидетели апостольской проповеди и апостольских чудес.

Имея греческое имя, связь с епископом Смирнским, глубокие знания греческой литературы, философии и поэзии, а также понимание методов диалектики, можно предположить, что Ириней был греком по происхождению. Однако некоторые исследователи его жизни и творчества утверждают, что у него были сирийские корни.

Вероятно, что Ириней родился в Смирне или ее окрестностях.

Ириней прошел воспитание в духовной обстановке, которая благотворно сказалась на его развитии.

Церковь в Смирне, несмотря на свои материальные трудности, была хорошо организованной. Ее проповедническая и миссионерская деятельность строго соответствовала учению Евангелия и апостольским традициям. Святой Поликарп Смирнский с большим рвением поддерживал и распространял чистую веру, что было передано его ученику, Иринею.

Священническое служение в Галлии

В каком возрасте и при каких обстоятельствах Ириней покинул свою родину и отправился в Галлию (ныне Франция), нам не известно. Однако мы точно знаем, что он посвятил свою жизнь распространению христианской веры среди местного населения. Считается, что его отправление было одобрено Поликарпом Смирнским, что неудивительно, учитывая дружественные отношения между Смирнскими и Галльскими христианами.

В то время, на посту епископа Пофина, стоял Ириней - священник, который с большим рвением исполнял свои пастырские обязанности, был страстным сторонником чистоты веры и полезным помощником верховного архиерея.

В период служения Иринея Церковь переживала жестокие преследования, которые то ослабевали, то вновь разгорались с новой силой. Христиан грабили, наказывали за выдуманные преступления, лишали их имущества, избивали, подвергали пыткам, насиловали и убивали. К этим внешним угрозам добавлялись и внутренние проблемы, связанные с распространением ересей и расколами.

Все это требовало от священников особой любви, ревности и ответственности перед Богом и паствой. Христиане Лиона, включая епископа Пофина, считали Иринея идеальным пресвитером.

В это время секта монтанистов стала очень влиятельной. Ее последователи утверждали, что только они обладают благодатными дарами. Когда сторонники этой секты пришли в Рим и начали распространять свои заблуждения среди христиан, местный епископ Елевферий, осознавая опасность, заявил, что он разорвал связи с приверженцами этой ереси в целях поддержания чистоты веры.

Лионские мученики проявили большой интерес к событиям и направили послание Елевферию через пресвитера Иринея. В этом послании они выразили полное доверие Иринею, называя его братом и сообщником, и указали, что если бы руководительство определялось только праведностью, то Ириней был бы первым среди них.

Благодаря посланию, которое было написано, произошли положительные изменения. Римский епископ принял во внимание просьбы верующих из Лиона и принес мир заблудшим.

Епископское служение

После того, как епископ Пофин умер в заточении в 177 или 178 году, святой Ириней был избран на Лионскую епископскую кафедру при поддержке народа.

Среди его актуальных задач было восстановление работы Лионской Церкви после недавних преследований. Это было далеко не легким делом: многие члены Церкви были подвергнуты мучениям или убиты, а недовольство язычников продолжало оставаться проблемой.

Епископ Ириней прилагал все усилия для утверждения христианской веры. Он активно проповедовал сам и направлял священников проповедовать в отдаленные области Галлии, в том числе в города Валенсию и Безансон.

Епископом стал святой Ириней, который активно боролся с гностицизмом, и в этом отношении был признан наиболее выдающимся деятелем своего времени.

В целом, гностические ложные учения были смесью искаженных христианских идей, языческих мифов, философских учений и частных фантазий. Из-за этого все они были непонятны и запутаны в своем содержании. Эта непонятность взглядов выражалась как загадочность. В некоторых сектах, чтобы придать атмосферу загадочности или мистицизма, практиковались фальшивые чудеса. Последователи каждой гностической секты считали, что их «вера» была идеальной. Это часто приводило к привлечению в их ряды религиозно необразованных и тщеславных людей.

Все эти события вызывали беспокойство у Иринея Лионского. Он старался пояснить своим последователям, как опасно отклоняться от христианской веры и не следовать учениям Церкви, обличая бессмысленность гностических учений при каждом подходящем случае.

Борясь за чистоту веры, он не ограничивался своей епархией, а также отправил послание священнику Флорину, указав на его еретические учения. Когда тот отказался обратиться к православию, Ириней написал Римскому епископу, просив принять неотложные меры по борьбе с ересью.

В течение нескольких лет своего служения пастором, он уделял особое внимание изучению и анализу различных гностических учений. Его труды были собраны в одно произведение, которое стало значимым для Вселенской Церкви. Ириней Лионский продемонстрировал высокий уровень знаний в области гностических идей. Его произведение "Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)" до сих пор является важным источником информации для читателей.

Участие в полемике о Пасхе

Святой Ириней был известен не только своими многочисленными делами, но и как человек, который активно поддерживал урегулирование разногласий, связанных с датой празднования Пасхи, что оставило свои следы в памяти верующих.

Важное обсуждение времени празднования Пасхи возникло ещё в 154 году и было фокусом дискуссии между Поликарпом Смирнским и Римским епископом Аникитой. В результате обсуждения стороны не смогли прийти к общему согласию, но это не вызвало конфликта между ними.

Из-за различных подходов происходило, что общины в Малой Азии, ссылаясь на авторитет Иоанна Богослова и апостола Филиппа, руководствовались традицией отмечать Пасху в 14-й день месяца Нисана по лунному календарю, в тот же день годового цикла, в который Израиль отмечал старозаветную Пасху (который же день также соотносился с днем смерти Христа на Кресте). В то время как Римская Церковь, хотя и отмечала Пасху в 14 Нисана, но делала это не в любой день недели, а строго в воскресенье.

В около 190 году возник спор между Римским епископом Виктором и Поликратом Ефесским, который создал напряженность в отношениях между архиереями и грозил разрывом между Церквями. Ириней вмешался и убедил Римского епископа примириться с Поликратом, что привело к восстановлению мира.

В 202 году Ириней Лионский был казнен за свою веру.

Творческое наследие

Святой Ириней оставил после себя лишь несколько произведений: "Против ересей", "Доказательство апостольской проповеди" и "О тираническом царстве антихриста". Однако, содержащиеся в них знания имеют огромное значение.

В первую очередь, здесь представлена положительная трактовка христианской веры. В своих произведениях Ириней затрагивает такие важные аспекты вероучения, как учение о Боге, об Искуплении, о создании мира, о падении человека, о Церкви, о священных таинствах, о передаче учения и другие.

С другой стороны, его биография представляет собой связную картину и четкое описание наиболее опасных заблуждений своего времени. Каждое разоблачение подтверждается убедительными аргументами и может быть полезным руководством в борьбе за чистоту веры даже в наше время.

Книги автора

Труды на иностранных языках