Биография

Орда Харисим Михайлович, родившийся в 1837 году в поселке Самовица.

Его отец нашел свое призвание в церкви и стал священником, не имея формального образования, благодаря своему милосердию и богатым даром служения Богу. С ранних лет Владыка столкнулся с бедностью и трудностями, но даже в этом сложном времени он видел светлые моменты. Преосвященный Ириней вспоминал:

Церковь в родном селе отца была маленькой и скромной, построенной из дерева. Зимой стены были промерзшими, и ветер пронизывал их, но это не останавливало отца и его семью от того, чтобы приходить на службы. Он и его брат, уже взрослые и обучающиеся в Академии, никогда не снимали своих теплых тулупов даже в церкви. Вместе они читали и пели на клиросе. Вспоминая те времена, отец говорил о том, как каждый прихожанин прочитывал начальные молитвы, а затем читал и "Символ веры" и "Десятословие".

Прошел образование в Полтавской духовной семинарии.

В 1861 году прошел обучение в Киевской духовной академии и после окончания был назначен на должность преподавателя в Екатеринославской духовной семинарии.

26 апреля 1864 года он получил степень магистра богословия и был назначен преподавателем Священного Писания в Киевской духовной семинарии.

25 сентября 1877 года он был рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию, оставив свою должность преподавателя в духовной семинарии.

С 1880 года он занимал должность благочинного в церквах Киево-Подольской епархии.

В августе 1883 года он принял постриг в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии, получив звание архимандрита.

В Киево-Печерской Лавре 9 мая 1888 года состоялось восстание во епископа Уманского, викария Киевской митрополии.

С 12 июля 1890 года он занимал должность епископа Чигиринского и был викарием Киевской епархии.

С 19 декабря 1892 года он занимал должность епископа Могилевского и Мстиславского, а также исполнял обязанности викария Киевской епархии.

С 17 июля 1893 года Ириней стал епископом Тульским и Белевским. По прибытии на Тульскую кафедру он начал реформировать богослужебные обряды в соответствии с киевскими образцами, уделяя особое внимание церковному чтению и пению. Он призвал духовные и церковно-приходские школы принять участие в этом деле, поручив им обучение хороших чтецов и певцов для храма.

С 2 ноября 1896 года он занимал пост епископа Подольского и Брацлавского.

С 1898 года он был назначен почетным членом Казанской духовной академии.

С 29 марта 1900 года он занимал должность епископа Екатеринбургского и Ирбитского. В Екатеринбурге он уделял особое внимание улучшению церковного пения и обучению учащихся старинным церковным напевам. Под его руководством была преобразована школа, открытая в 1897 году, и превращена в церковно-приходскую со специальными курсами по церковному уставу и пению. Он также активно поддерживал школы для девочек, придавая им особое значение в процессе народного просвещения.

С 28 марта 1902 года Ириней стал епископом Орловским и Севским. В Орле он продолжил многие благие дела своих предшественников, особенно обращая внимание на проповедничество и обучение паствы. Он также интересовался чтением духовенства, обучением детей и рукоделием и делал много добрых дел тайно. Особое внимание уделял улучшению работы древлехранилища и пополнению его церковными древностями.

10 апреля 1904 года он внезапно скончался от паралича сердца и был похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье.

В период 1920-х годов могилы пятерых архиереев, захороненных в Успенском соборе, были осквернены и разграблены, кости были разбросаны, а черепа похищены. Единственным сохраненным останком стало глава преосвященного Иринея. Грабители унесли все ценности, включая нательные кресты архипастырей, митры и панагии. В 1980 году сам Успенский собор был снесен.

В 1990 году при проведении строительных работ на кладбище были обнаружены захоронения архиереев. После этого члены Братства Успения Богородицы и местные археологи собрали останки епископов, поместили их в гробы и захоронили на территории Успенского мужского монастыря.

Оценка деятельности

Известный проповедник, духовный автор и эксперт в области лингвистики. Он владел греческим, английским, французским и немецким языками. В Киевском Академическом учреждении он преподавал иностранные языки и публиковал свои работы.

Он был издателем и редактором журнала "Воскресное чтение" и также редактировал журнал "Руководство для сельских пастырей". Множество его статей и заметок были опубликованы в этих журналах. Он был активным администратором, плодовитым автором и исследователем Священного Писания.

Он заботился о благе своей паствы и уделял особое внимание учебно-воспитательной работе в духовно-учебных заведениях. Он тщательно изучал их жизнь, порядок и организацию, стараясь воспитывать дух церковности среди своего духовенства. В своих беседах он призывал паству к следованию учению Церкви, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе. Школа была для него родным дитем Церкви и ее надежным партнером в образовательной деятельности, особенно церковная школа, так как она по своему духу и целям была близка к Церкви.

При анализе посещений владыка акцентировал внимание на образованности священников в церкви и школе, часто давая примеры живого пастырского слова. Он интересовался различными аспектами жизни священнослужителей, не только спрашивая их о работе по духовно-нравственному состоянию прихожан, но и о их материальном положении - доходах и расходах. Он всегда и везде проповедовал обязанность родителей приводить детей в церковь с ранних лет.

Владыка также проявлял заботу о благоустройстве церковно-епархиальной жизни, стремясь вернуть приходу дух давно минувших времен, когда жизнь прихода была ориентирована в основном на церковные интересы, возле храма и его школы. Он активно работал над возрождением церковных братств, развитием церковных попечительств и был членом комиссии по организации "Общества ревнителей православия и благочестивой жизни". Важное внимание владыка уделял также церковным школам, особенно женским, так как считал важным образование жен и матерей в крестьянском обществе. Он также заботился о развитии церковно-учебных заведений, церковно-свечного дела, правильной постановке епархиальной благотворительности и миссионерским делом.

Награды

Преосвященный Ириней был награжден орденами св. Анны I степени и св. Владимира II степени, а также имел звание Почетного члена Киевской и Казанской духовных академий.

Труды

"Биография Церковной истории: исследование происхождения и развития христианской веры через призму исторических событий и духовных учений."

Работы издания "Киевская духовная академия" были опубликованы в 1891 году в номерах 6, 8 и 11.

"Ириней, епископ Екатеринбурга и Ирбита, написал руководство по исповедему чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета в 1901 году."

"Издание «Лествица» в Москве и Северо-западный Центр православной литературы «Диоптра» в Санкт-Петербурге выпустили в 2000 году новое руководственное пособие к пониманию Псалтири, основанное на издании 1882 года."

Обзор учений приведен в "Прибавлении к "Церковному Ведомостям" за 1901 год, номер 4, страницы 1671-1674.

В качестве опубликованной работы представлены отдельные поучения из "Прибавления к Церковному Вестнику" 1902 года, выпуск 8, страница 263.

Дополнительные сведения можно найти в журнале "Прибавление к "Церковным Ведомостям" за 1902 год, номер 22, страница 695.

"Известный лингвист и богослов, который специализируется на понимании и объяснении значений Библии".

Анализ работы Ренана "Жизнь Иисуса".

Биография "За веру и против неверия" была издана в 1899 году в Киеве под названием "Подол. Еп. Вед."

Биография о. Аркадия Константиновича, инспектора Могилевской духовной семинарии, включает в себя его речь при пострижении в монашество.

В 1893 году была опубликована статья в "Центральной газете" под номером 17, на страницах 680-681.

Переводы:

Биография Господа Спасителя в земной жизни, перевод с немецкого, охватывает период с 1874 по 1882 годы в городе Киеве и другие события.

"Зигабен провел перевод с греческого текста Толковой Псалтири и представил его в своем произведении."

Биография мучеников Колизея была переведена с английского.

Пабеллавыя пасланні, напісаныя апосталам Св. Паўлам, былі перакладеныя на многія мовы, уключаючы французскую.

Основное внимание в книге уделяется вопросам религиозного воспитания детей в Калуге, принимая во внимание актуальные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются современные родители. Эта работа была написана в 2004 году, автором является Сардоникс.