Биография

Сведения о происхождении преподобного Исаака Сирина

Известно немного о точных подробностях жизни и деятельности святого Исаака Сирина. Биографические данные, которые дошли до нас из древности, не всегда совпадают между собой.

В течение длительного времени было очень мало информации о важном патрологическом вопросе, связанном с преподобным Исааком. До XVIII века его часто путали с разными другими людьми: с Исааком, который был поэтом и борцом за веру в V веке, известным как Антиохийский пресвитер; с Исааком, о котором упоминает святитель Григорий Двоеслов; с епископом Ниневии; или с совершенно неизвестным человеком.

Благодаря обнаружению и публикации арабского жизнеописания святого, историки Церкви получили доступ к более точным сведениям о его жизни. Автор этого источника не предоставил подробной информации о рождении и жизни святого, но его труд содержит важные данные, которые позволили более точно определить личность святого Исаака. В 1896 году французский исследователь Сhabot обнаружил сочинение сирского историка VIII века, Иезудены, в котором описывается история Мар-Исаака, что также привлекло внимание.

Из сравнения исторических памятников, которые сегодня возможно изучить, можно узнать некоторые факты из жизни Исаака Сирина. Он жил примерно в VI-VII веках. Есть данные, что он родился в Беф-Катарайе, но также существуют утверждения о его рождении в Ниневии, которая была важным центром культуры, политики и экономики.

В молодости Исаак и его брат присоединились к обители Монастыря Мар-Матфея. Они были известны своей мудростью и подвигами. Брат Исаака стал настоятелем монастыря, а сам Исаак предпочел уединенную молитвенную жизнь в отшельнической келье.

Подвижническая жизнь

Брат многократно отправлял ему письма с убеждениями вернуться в монастырь. Но он, уверенный в правильности своего выбора, продолжал жить отшельнической жизнью. Он объяснял свое решение необходимостью сосредоточиться на молитве и богомыслии, сопротивлением рассеянным мыслям и блужданию ума (см. Слово 24).

Со временем Исаак был известен своей святостью, так что жители Ниневии искали, чтобы он был посвящен в епископа. Он не отказался от этой просьбы и, доверившись Божьему Великодушию, стал архиереем Ниневии.

Жители местности не все были готовы слушать преподобного как своего пастыря из-за развращенности нравов. Один случай вызвал негодование у преподобного - заимодавец не мог получить долг у должника и грозился передать его в суд; должник просил об отсрочке, так как не мог сразу расплатиться. Когда они обратились к отцу Исааку за помощью, он напомнил заимодавцу, что согласно Евангелию возможно даже полное прощение долгов, а отсрочка тем более уместна. В ответ заимодавец разгневался, сказав, что для него Евангелие не является безусловным авторитетом, так как не отвечает его материальным интересам.

Таким образом, из-за непослушания прихода, святой Исаак отказался от должности епископа после пяти месяцев управления диоцезом. По некоторым сведениям, он удалился в скитскую пустынь в Египте, а по другим — на гору Мату, рядом с Беф-Гузайей (область, находящаяся к северу от побережья Персидского залива), где прожил некоторое время, прежде чем переехать в обитель Раббан-Шабур.

В это время святой Исаак занимался традиционной для монахов-подвижников аскетической практикой, посвящая свою жизнь труду, молитве, бдениям и посту. Существует предание, что он вообще не употреблял вареную пищу, ел только три хлебца в неделю, и добавлял к этому небольшое количество травы.

Живя в уединении как пустынник, святой уделял большое внимание чтению и изучению Священного Писания, в то же время занимаясь писательской деятельностью. По преданию, из-за интенсивного чтения и тяжелых аскетических усилий он потерял зрение, но продолжал писательскую работу, при этом его слова записывали монахи-писцы.

Под провидением Божьим святой прожил долгую жизнь и умер в глубокой старости в обители Шабур, предавшись Господу.

Преподобный Иосиф Исихаст выразил восхищение к творениям преподобного Аввы Исаака, утверждая, что если бы были утрачены все писания святых отцов-пустынников о трезвении и молитве, и сохранились бы только его слова, то их было бы достаточно, чтобы научить человека жизни в безмолвии и молитве с начала и до конца. Он отмечал, что творения Аввы Исаака охватывают подвижническую жизнь от начала до конца и достаточно, чтобы привести человека к совершенству.

Творческое наследие преподобного Исаака, наставника монахов и церковного писателя

Количество трудов, написанных священником, точно не известно. Но и те, что известны сейчас, показывают, что он был хорошо образованным, духовно зрелым человеком, очень плодовитым писателем (см.: "Слова подвижнические").

В творчестве святого Исаака освещены разнообразные темы, такие как наставления для монахов, разъяснение догматических истин, личные психологические наблюдения и опыт встреч с Богом. Несмотря на аскетический характер его работ, они имеют широкую аудиторию и представляют интерес для различных людей.

Труды преподобного Исаака отличаются тем, что он умелно сочетал свои духовные наставления с их практическим применением в повседневной жизни.

При обсуждении темы о Боге, автор уделяет внимание полезности постоянного размышления о Нем (см.: Слово 8.), делает сопоставление между Божественными качествами и христианскими добродетелями. В своих рассказах о ангелах он раскрывает их влияние на становление и духовное развитие личности, а при рассмотрении демонов обсуждает их коварство и ухищрения в невидимой борьбе (см.: Слово 60.).

Одной из ключевых целей святого в своем стремлении к совершенству было достижение бесстрастия. Он подчеркивал, что истинное бесстрастие заключается не в отсутствии страстей, а в их чуждости для христианина, в том, чтобы не позволять им овладеть собой ни в коей мере.

Святой особое внимание уделял тому, что даже мелкие грехи не должны быть пренебрежимы, так как они могут привести к более серьезным грехам и более строгому наказанию. (см.: Слово 57.)

Тропарь преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 1

Добре священствуя во градех, / и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче, / начальник монашествующим показался еси / и учитель подвижников, / сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем: / слава прославльшему тя Христу, / слава тя освятившему, / / слава давшему нам тя, предстателя искусного.

Кондак преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 8

Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго, / учредителя пустыни тя восхваляем, / Исааче священноявленне, предстателю наш. / Но яко имеяй дерзновение ко Господу, / о всех моли чтущих тя и взывающих ти: // радуйся, отче богомудре.

Книги автора

Труды на сербском языке
Собрание сочинений
Гимнография