Биография

Также известен как Кирик Новгородский.

По данным, представленным в автобиографической отметке книги "Учение о числах", на момент ее завершения в 1136 году автору было 26 лет. Он отметил: "Мне исполнилось 26 лет, 312 месяцев, 1300 недель и 9500 дней, за исключением трех дней...".

Согласно источникам, автор был членом монашеского общества Антониева монастыря в Новгороде. Он занимал должности дьякона и доместика, что означало, что он руководил церковным хором в церкви Рождества Богородицы при монастыре.

Учение о числах Кирика объединяет астрономические, математические и календарные знания, а также его профессиональные навыки в церковных песнопениях. Это классический квадривиум, который представлял собой высшую образовательную подготовку в средневековье. Кирик получил свое образование в Антониеве монастыре, основанном Антонием, который был ирландским монахом и уроженцем Рима.

Согласно «Вопрошанию», Кирик стал иеромонахом в середине XII века и занимал важное положение при главе Новгородской республики, архиепископе Нифонте. Он сопровождал Нифонта во время посещения Киева в 1147 или 1149 году, где встретился с митрополитом Климентом Смолятичем и провел беседу, о которой потом написал в «Вопрошании». Кирик исповедовал не только мирян и монахов, но и священников, что свидетельствует о его высоком духовном положении. Он также обсуждал с Нифонтом острые богословские вопросы, которые приводили иерарха в замешательство и даже ярость.

В книге «Вопрошание» описан момент, когда Кирик консультируется с Нифонтом о принятии схимы - сейчас или в старости, учитывая своё слабое здоровье: "Но ли буду лучше тогда; но худ и я болен". В то время Нифонт не дал Кирику благословения на схиму. Смерть Нифонта в 1156 году могла послужить толчком к решению Кириком принять схиму, о чём свидетельствует его новое имя Кирилл, под которым его известным позже.

В различных источниках имя автора может встречаться разными вариантами: Кирик, Кюрик, Кюрьяк, Кириак. Ученые, изучающие его жизнь, склоняются к тому, что он изменил свое имя дважды: при рождении его называли Константином, в монашестве - Кириком, а в схиме - Кириллом.