Биография

Кирилл II (I) был первым русским митрополитом и получил прозвище "философ". Он был поставлен на митрополитскую кафедру всей Руси патриархом Германом II в 1224 году. В том же году он прибыл из Никеи в сопровождении русского посольства и был проведен в Киев для вступления на кафедру в Софийском соборе на Богоявление, что произошло 6 января 1225 года. Период вакансии киевской кафедры более четырех лет свидетельствует о возможных трудностях вопроса каноничности назначения мудрого грека Кирилла на Русскую митрополию.

По данным анналов, он был известен как "очень ученый и хитрый в познании божественных книг". В период, когда Русь только начала принимать христианство, митрополит Кирилл принял активное участие в церковном устройстве, вместе со своим епископским «Правилом» которое было направлено на урегулирование языческих праздников и драк между славянами. В своем последующем труде "Настоятельное наставление для священников" он призывал к особому духовному бдению. Митрополит Кирилл пользовался уважением русских князей и несколько раз участвовал в урегулировании их конфликтов, предотвращая разгорание настоящих войн.

Кирилл проявил свое взаимопонимание с русским монашеством, участвуя в ежегодных празднествах в честь святого Феодосия в Киево-Печерском монастыре. Мы узнали об этом событии случайно, так как в этот день, 3 мая 1230 года, произошло землетрясение.

Деятельность Кирилла была направлена на укрепление независимости русской церкви от княжеской власти, а также на ее внутреннее укрепление. В исторических источниках упоминается проведение двух соборов, в каждом из которых присутствовали по пять епископов и несколько игуменов: первый собор состоялся во Владимире-на-Клязьме в марте 1227 года, а второй - в Киеве в апреле 1231 года.

В послании патриарха Германа адресованном Кириллу в 1228 году было выражено предостережение о необходимости соблюдать такие правила, как не посвящать в священнический сан рабов без их вольной грамоты, а также о запрете князьям вмешиваться в имущественные дела церквей и монастырей. Патриарх Кирилл, стремясь устранить злоупотребления в русской церкви, использовал свой авторитет для поддержания порядка.

Вероятно, из-за церковной политики Кирилла, нужно рассматривать легенду на его печати: "Кирилл монах, по милосердию Божию архиепископ Митрополии Российской". Интересно, что киевский митрополит здесь называет себя "архиепископом Русской митрополии", подчеркивая свое превосходство над всеми епископами, действующими в рамках полномочий, полученных от него.

Иными словами, митрополит стремился сделать епископов своими викариями, чтобы уменьшить их самостоятельность и установить контроль над ними. Это было актуально, поскольку инвеститура князей делала епископов все более независимыми от митрополитов, позволяя им сами рукополагать княжеских ставленников. Политическое распадение Руси также уменьшало реальную власть киевских митрополитов. Таким образом, тенденция к попечительству обо всех, которая была характерна для церковной политики митрополита Кирилла III во второй половине XIII века, вероятно, началась еще при Кирилле II.

Во время правления Кирилла II были назначены следующие епископы: Митрофан был посвящен во Владимире-на-Клязьме и Переяславле 14 марта 1227 года; Спиридон стал архиепископом новгородским 17 февраля 1230 года; Кирилл (II) был посвящен епископом ростовским, ярославским и угличским 6 апреля 1231 года. Интересно отметить, что епископы владимирские и ростовские получили свое название не только по месту соборов, где они служили, но также по резиденциям удельных князей.

В исторических документах митрополита Кирилла называют «блаженным» что указывает на его выдающиеся качества и значимость среди других высших духовных лиц своего времени.

Летом между июнем и августом 1233 года ушел из жизни митрополит Кирилл.


Биография перефразирована по требованию: Данная биография была перефразирована с учетом требований заказчика.

Он стал вторым в списке Кириллов на Киевской кафедре, если считать первым Кирилла XI века, который по мнению некоторых историков считается легендарным.

Две большие формы таких моливдовулов, которые до сих пор считаются принадлежащими митрополиту Кириллу II, были обнаружены при археологических раскопках на Княжей Горе. Однако существует возможность, что они могут быть связаны с Кириллом III, так как из всех доводов в пользу принадлежности их Кириллу II только один действительно убедителен. Резиденция Княжей Горы была разрушена во время монгольского нашествия в 1239/1240 году, или вскоре после него, что подтверждается многочисленными находками.