Биография

Предварительные сведения

Тит Флавий Климент Александрийский, известный как апостол и учитель веры, играл ключевую роль в формировании христианской философии и был одним из свидетелей Предания, что делает его почитаемым фигурой в церкви.

Известно, что точная дата рождения Климента, а также хронология его детства и юности остаются неизвестными.

По некоторым утверждениям, он родился во второй половине второго века. Мнения разделяются относительно того, где именно родился Климент Александрийский, некоторые считают, что это была Александрия, а другие - Афины.

Существует обоснованное предположение, что его родители были членами языческой знати.

Литературные труды, написанные Климентом, явно демонстрируют его глубокие знания искусства речи, философии и античной мифологии. Это подтверждает его высокий уровень образования и хорошее понимание языческих мистерий.

Стоит отметить, что сегодняшние исследования языческих обрядов во многом опираются на сочинения Климента как основной источник информации.

Христианская жизнь

Детали обращения Климента к Христу не возможно восстановить, так как они не сохранились до наших дней.

По мнению некоторых исследователей, изначально его интерес к христианству вызвало не столько стремление последовать за Христом, сколько желание приобрести дополнительные знания. Однако, поглубже познакомившись с учением Христа, он убедился в его истинности и явном превосходстве над языческими верованиями и философией.

Усердно повышая уровень своего образования, Климент совершил множество путешествий по различным странам Запада и Востока, включая Нижнюю Италию, Палестину и Сирию, прежде чем, наконец, обрести внутренний покой в Египте.

В период своего странствования он встретился с множеством почетных личностей, включая тех, кто принял христианскую веру от прямых учеников апостолов.

Около 180 года в Египте он познакомился с Пантеном, который был руководителем катехизической школы в Александрии. Эта школа сыграла существенную роль в развитии богословской науки и распространении веры, по значению сравниваемая с Платоновской академией для философии.

Благодаря своей ревности и глубоким знаниям в христианстве, Пантен смог убедить Климента в истине веры.

Во время пребывания в Александрии, Климент познакомился не только с христианским учением, но также и с гностиками и эллинистическо-иудейской литературой. Его мышление значительно повлияло творчество Филона Александрийского. Несмотря на это, Климент, будучи христианином, придерживался учения Церкви.

Примерно в 189 году Блаженный получил должность учителя в Александрийской школе и начал сотрудничать с Пантеном.

В конце 2 века, Пантен ушел из Александрии, и после этого Климент был повышен до иерейского звания и стал руководителем школы.

Скоро он стал известным и уважаемым как церковный писатель и авторитетный богослов.

Один из первых пытался систематизировать убеждения религии и передать им научную форму, утверждая, что глубокое понимание веры необходимо для духовного развития. Он считал, что другие науки и философия могут помочь в развитии личности, и рассматривал философию как путь к Христу.

В своих трудах автор страстно отстаивал истинность христианской веры, разъяснял суть догматов и опровергал представления о языческих божествах.

Занимаясь литературной деятельностью, он проявлял значительные знания. Его великие произведения включают множество цитат не только из Библии, но и из раннехристианской литературы, таких как «Дидахи» послание Климента Римского, «Пастырь» Ерма, и послание Варнавы.

Труды Климента, включая «Протрептик» «Педагог» и «Строматы» являются одними из выдающихся произведений христианской мысли и остаются важной частью истории Церкви.

Оставление Александрии

В 202 году, во время гонения на христиан, происходившего при правлении Септимия Севера, Климент был вынужден покинуть город Александрию, который он очень любил.

Местонахождение его впоследствии неизвестно. Предполагается, что после ухода из Александрии он поселился у одного из своих учеников, возможно, у Александра, который стал епископом Кесарии Каппадокийской, а затем епископом Иерусалимским по воле Божьей.

В 211 году, находясь в заточении, Александр направил послание к Антиохийской Церкви через отправленного им Климента. В этом послании он описал Климента как благочестивого, испытанного и добродетельного человека. Есть основания полагать, что в отсутствие Александра, Климент заботился о его пастве, освещая и укрепляя страдающее сообщество.

Информация о последних годах жизни Климента Александрийского очень ограничена. Примерное время его смерти приходится на период между 215 и 217 годами.

Книги автора

Труды на иностранных языках
Сборники
Нравственно-аскетические труды
Основы православия