Биография

Михаил Глухарев, родившийся в 1792 году, был сыном священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Он получил от своего отца отличное образование, так как тот закончил полный курс духовной семинарии, что в то время было очень редким. Отец был настолько хорошо подготовлен по латыни, что в семилетнем возрасте Михаил мог переводить тексты с русского на латинский язык. Благодаря этой подготовке, его сразу поступили в третий класс духовного училища при Предтеченском монастыре г. Вязьмы.

За выдающиеся успехи Михаила Глухарева из Вяземского духовного училища перевели в Смоленскую духовную семинарию. После успешного окончания семинарии в 1813 году он был назначен учителем в Смоленское духовное училище. Через год его, как лучшего воспитанника семинарии, отправили в только что открытую Санкт-Петербургскую духовную академию, которой ректором был святитель Филарет (Дроздов), позднее митрополит Московский, который много и успешно работал во славу Церкви Божией и был причислен к лику святых в 1994 году.

После успешного прохождения испытаний, Михаил Глухарев был принят на второй курс академии. Его глубокие знания по богословию, истории, географии, а также владение латинским, немецким, французским, древнегреческим и древнееврейским языками отличали его среди сокурсников. Ректор академии, архимандрит Филарет (Дроздов), заметил его талант и полюбил за благочестие, высокую и добрую нравственность. Он стал духовным наставником и покровителем Михаила на протяжении всей его жизни. Преподобный Макарий также всю свою жизнь оставался преданным своему учителю.

В возрасте 27 лет, 24 июня 1818 года, Михаил Глухарев пережил событие, которое радикально изменило ход его жизни. Он стал монахом в домовой архиерейской церкви, приняв имя Макарий, затем 25 июня 1818 года он был рукоположен в иеродиаконы, а всего лишь через три дня, 28 июня, в иеромонахи. В 1821 году о. Макарий был назначен на должность игумена, затем архимандрита и получил управление Костромским Богоявленским монастырем. Однако уже в конце 1825 года он был освобожден от службы и переведен в Киево-Печерскую лавру с обязательным жалованьем магистра. В это время здоровье архимандрита было настолько подорвано, что он не мог продолжать свою деятельность. В 1826 году его перевели в Глинскую Богородицкую пустынь в Курской епархии по его собственному желанию, чтобы стать учеником настоятеля пустыни, игумена Филарета (Данилевского), после того, как услышал о его духовных подвигах.

В Глинском патерике описывается необычное событие, когда опытный и ученый отец Макарий, имеющий высшее богословское образование, решает пойти учиться у неученого отца Филарета в Глинскую пустыню. Он был ректором духовной семинарии, профессором богословия, но решил пойти под руководство опытного священника, чтобы возобновить пустынь. Это несомненно редкое явление, ибо отец Макарий всю жизнь был под наставничеством, начиная с отца священника, и заканчивая митрополитом Московским, открывая ему свои помыслы и доверяя ему.

В Екатеринославе, в роли инспектора духовной семинарии, отец Макарий управлял старцем Ливерием, человеком, который жил святым образом и был учеником известного Паисия (Величковского). В тихом уединении этой "школы Христовой" отец Макарий, отказываясь от многих удовольствий и призывов плоти, более глубоко вникал в свою душу, беспристрастно раскрывал свои слабости, исследовал еще не побежденные страсти и откровенно исповедовался опытному наставнику. Он отдал себя, чтобы первым делом сломить свою своекорыстность - "эту медную стену, отрезающую душу от истинного просветления", и привыкнуть к подчинению Христу, что он называл "лечебным кровопусканием, при котором душа очищается от черных, нечистых и разлагающихся кровей своекорыстия и неразумности". С униженным чувством своей беспомощности и надеждой на милосердие Божие он стал ступать "по долине слез смирения".

Отец Макарий, будучи монахом в Глинской пустыни, часто выступал в храме с понятными и убедительными проповедями, особенно во время праздников, а также занимался переводом Библии с еврейского языка на русский в своей келии. Ему было известно, что архимандрит Макарий вел работу по переводу «Лествицы» на русский язык, а также переводил беседы святого Григория Двоеслова и «Исповедь» блаженного Августина. Поддерживаемый митрополитом Московским Филаретом, о. Макарий обратился в Священный Синод с просьбой отправить его в Сибирь в качестве миссионера для проповеди православия среди тюркских народов, живущих на Алтае. Его просьба была удовлетворена, и 27 мая 1829 года он был послан миссионером в Сибирь по решению светских властей и Священного Синода.

В Тобольске о. Макарий и два его помощника, Алексей Волков и Василий Попов, получили миссионерские паспорта после обучения в местной духовной семинарии. Они согласились создать братство, в котором все было общим: деньги, пища, одежда, книги и другие вещи, чтобы достичь единства. Для участия в миссионерской деятельности требовались глубокие познания христианского вероучения, владение иностранными языками, знание медицины, педагогики, естественных и сельскохозяйственных наук. Для подготовки таких специалистов существовали специальные учебные заведения, такие как духовные академии в Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, церковно-учительские семинарии в Иркутске, Тобольске и других местах.

Архимандрит Макарий был призван в Бийский округ, где проживали телеуты, исповедующие языческую веру. 3 августа 1830 года Преосвященный Евгений провел Божественную Литургию в Тобольском Соборе перед отправкой миссионера к месту его служения. Отправившись из Тобольска в Бийск, о. Макарий получил церковь для миссионерской работы, 990 рублей на проезд и содержание, а также двух семинаристов. По прибытии на Алтай, преподобный остановился в доме местного священника о. Петра Синкина. К моменту его прибытия на Алтай, всего лишь около 300 язычников были крещены приходскими священниками, поэтому большинство жителей Бийского и Кузнецкого округов оставались язычниками.

Протоиерей Василий Вербицкий описывает основание Алтайской Духовной Миссии как одно из значительных событий в продолжении апостольского служения преподобного Макария на Алтае. Первое посещение о. Макария из Бийска состоялось 4 сентября 1830 года в улуз Улалу, на расстоянии 100 верст к юго-западу от Бийска. Приглашенный крещенный инородец улалинский житель попросил о. Макария крестить живущего у него инородца - кочевого татарина Елеску, 17 лет, который во святом крещении получил имя Иоанн. Это обращение первого верующего принесло радость Преосвященнейшему Евгению. Встречая о. Макария с искренней радостью, Преосвященнейший молил Господа открывать двери милосердия своего и для других людей по слову и молитве отца Архимандрита.

Архимандрит Макарий увидел, что Улала – самое подходящее место для учреждения миссии, особенно потому, что рядом с этим поселением находится область Черневых татар и Алтайских калмыков. Однако из-за отсутствия жилья он не мог зимовать здесь, хотя очень хотел. В то время здесь жили три русских пчеловода, четыре семьи крещенных инородцев из кочевых татар и некрещенные семейства телеутов, состоящие из пятнадцати человек.

В начале зимы отец Макарий планировал отправиться с исправником в те селения, куда татары собирались для уплаты налога. Он сначала пробыл в Бийске и провел вторую половину зимы в казачьем форпосте Сайдыпского вместе с Алексеем Волковым. В мае 1831 года он переехал в Улалу, где купил избу у русского пчеловода по имени Ащеулов. Однако вскоре он узнал, что жители Улалы собираются уехать в Кузнецкий округ из-за опасений быть крещенными, и решил уехать из Улалы. Он переселился в Майму, который находился в восьми верстах от Улалы, так как считал, что здесь было более комфортно для его миссии, чем в Улале.

Вначале аборигены отклоняли отца Макария, и избегали христианства. Однако о. Макарий из Маймы начал общаться с улалинскими телеутами и принимать в Церковь черновых татар и алтайских калмыков, оседлав их в Майме и других поселениях. Действия о. Макария, полные доброты, милосердия и сострадания к бедным аборигенам, убедили их, что он заслуживает уважения и любви, и большинство из них, послушав его слово истины, приняли крещение (1834 г.) и приняли его как отца. О. Макарий вернулся к ним в Улалу, ведя богослужения в Улале и Майме и крестив остальных улалинцев (1835 и 1836 гг.) а также кочевых татар и калмыков и телеутов Кузнецкого округа в течение 13 лет и 8 месяцев, в результате чего окрестил около 700 взрослых и столько же детей.

Удивительно, как отец Макарий, страдающий телесными недугами, смог переносить длительные переходы и переправы через горные реки, лишения страннической жизни, исполняя свой пастырский долг – оглашая, крестя, навещая духовных чад. В это время он решил заняться обучением грамоте коренных народов, так как иначе они не могли понять его проповедей и участвовать в богослужениях. Так началась большая работа по созданию алтайской письменности и словаря, включая букварь из 3000 слов и фраз. Основой этой письменности стал русский алфавит. Алтайцы учились грамоте и письму в миссионерской школе в селе Улала при главном стане миссии.

В начальный период своей миссионерской деятельности отец Макарий столкнулся с непростыми испытаниями, однако все же смог добиться некоторых положительных результатов: небольшое число язычников обратилось в православие, были основаны первые поселения новообращенных коренных жителей, и были открыты миссионерские школы. Отец Макарий осознавал, что в первые годы после принятия веры новообращенные нуждаются в максимальной поддержке и не могут сами справиться со своими трудностями. Именно поэтому он впервые начал воплощать эту идею в жизнь в своей миссионерской работе.

Он помогал новообращенным строить жилье, покупал скот, сельскохозяйственные инструменты, семена зерновых культур для посева, и все остальное, что нужно для того, чтобы начать жизнь на земле. Для этого он использовал свою зарплату, полученную за его магистерскую деятельность. Кроме того, он адаптировал Положение Государственного Совета от 17 июня 1836 г. «О льготах инородцам, принимающим святое крещение» для своих новых прихожан. Согласно этому положению, те, кто принял крещение, освобождались от налогов и обязанностей, включая ясак и рекрутскую повинность, на три года после крещения. Он также добился финансирования миссии учреждением по христианизации коренных народов начиная с 1836 года. Сам же он продолжал учить своих прихожан основам земледелия, садоводства и агротехники, заказывая семена овощей, лекарственных трав, земледельческие журналы, книги об овцеводстве и земледельческой химии из Санкт-Петербурга.

В районе Улалинского стана была создана женская община, которая позже превратилась в женский монастырь.

В результате многолетнего служения на Алтае, начиная с дня создания Алтайской Духовной Миссии 4 июля 1844 года, были заложены основы деятельности миссии на полвека вперед.

В 1844 году архимандрит Макарий был отстранен от своей миссии и назначен настоятелем Болховского Троицкого Оптина монастыря. 4 июля того же года он прибыл в монастырь. Преподобный скончался 18 мая 1847 года в Болховском монастыре. Его похоронили в монастырском соборном храме справа от алтаря. На месте его захоронения были построены два придела - Воскресения Христова и Воскресения Праведного Лазаря.

В 1983 году святой Макарий был причислен к лику святых и его имя было включено в Собор Сибирских святых.

Тропарь преподобному Макарию Алтайскому, глас 4

Христовою любовию подвизаем, благовестити веру истинную пришел еси народом Алтайским, преподобне, отче наш Макарие, словом и житием тех наставляя, привел еси многих ко спасению, / егоже сподоби и нас молитвами твоими.

Кондак преподобному Макарию Алтайскому, глас 3

Языческаго зловерия избегше, проповедию твоею Творца светов познахом. Ему же в Троице покланяющеся, / молим тя, равноапостольне Макарие, сохраняй чада твоя в истинней вере Христовой предстательством твоим пред Богом.