Биография

Михаил родился около 1482 года в Москве. Его отец, Леонтий, скончался вскоре после рождения Михаила, а мать, Евфросиния, приняла постриг с монашеским именем. Его брат прадеда, преподобный Иосиф Волоцкий, был его дальним родственником. Святителю Макарию было родственников монашеского и духовного звания, таких как инокиня Наталия, инок Акакий, инок Иоасаф, игумен Вассиан, архимандрит Кассиан, священноиерей Игнатий, инок Селиван и инок Макарий.

Михаил начал свою монашескую жизнь в Пафнутьев-Боровском монастыре как послушник, а затем принял монашеские обеты, принимая имя преподобного Макария Египетского.

В монастыре он усердно учился монашеским дисциплинам, таким как бдение, самоунижение, молитва и послушание, изучал духовные тексты и глубже погружался в изучение святых текстов и икон. Известно, что в это время инок Макарий трудился и совершал подвиги, как гласит запись: "много лет прожил и достойно перенес тяжелую жизнь".

В 1523 году он был назначен архимандритом Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске.

В своем качестве настоятеля обители, он учреждает монастырский синодик, проводя поминовение всей преждеусопшей братии, и основывает в монастырском соборе часовню в честь святого преподобного Макария Египетского.

4 марта 1526 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась церемония посвящения в архиепископы Новгорода.

В июле 29-ого года он принял свой пост на кафедре, которая провела 17 лет и 7 недель без епископа. Летописец описывает это событие как возрождение и радость для жителей Великого Новгорода, а также для жителей Пскова и других мест. Под его руководством цены на хлеб упали, монастыри получили уменьшение налогов, обеспечивая защиту для всех людей и обеспечивая сирот.

Архиепископ Макарий активно поддерживал миссионерскую работу в северных областях Новгорода, отправляя священников для проповеди и искоренения языческих обрядов. Его усилия признаны архиепископом Филаретом как "памятник апостольского труда Макария по распространению христианского света среди язычников". Он также получил благословение от святителя Трифона Печенгского, а также священные предметы и книги для своей миссионерской работы на севере Новгородской области.

В 1528 году, в соответствии с постановлением Московского Собора 1503 года, святитель принимает решение о внедрении общежительного устава во всех монастырях Новгорода. По замечанию летописца, в результате этого в обителях заметно увеличилось число иноков.

Святитель Макарий активно заботился о строительстве и украшении храмов в своей епархии, особенно в Великом Новгороде. Он осуществил благоустройство кафедрального Софийского собора, где по его благословению были созданы образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией. Также был установлен амвон и изготовлены новые царские врата с украшенной завесой. Под руководством святителя Макария в Новгороде было построено, перестроено и украшено после пожаров около сорока храмов. Для них были написаны книги, изготовлена церковная утварь и сосуды в мастерской владыки.

Получив обучение в Пафнутиево-Боровском монастыре, святитель освоил иконописание и восстановил икону Богоматери «Знамение» которая была сильно повреждена. По завершении работы святитель проводил икону с крестным ходом в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения новгородским верующим.

Святитель Макарий посвятил много времени и усилий служению людям, проявляя заботу к богатым и бедным, независимо от их социального положения. Он самостоятельно хоронил тех, кто погиб во время пожара в тюрьме, собирал пожертвования по всей епархии для выкупа соотечественников из плена татар, и посылал великому князю Василию III часть свечи, которая загорелась у мощей преподобного Варлаама Хутынского. В период народных бедствий, мора и засухи в Великом Новгороде, святитель созывал клир, проводил проповеди, совершал молебны с особым обрядом омовения святых мощей, а затем утверждал поливать водой все окрестности. Вскоре после этого мор и эпидемия прекратились.

Святитель часто совершал длительные поездки как по всей епархии, так и за ее пределами. Например, в период своего святительства в Новгороде, он дважды посетил Москву: в 1535 году по приглашению государственных властей и в 1539 году, когда он принимал участие в выборе и посвящении нового Всероссийского митрополита, святителя Иоасафа.

Известно, что святитель Макарий приложил много усилий для искоренения различных ложных учений. На Соборе 1553 года была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

В 1542 году, по приказу святителя Макария, на владычном дворе началось строительство храма в честь святителя Николая.

При участии святителя, в Великом Новгороде, был составлен новый летописный свод, а также были написаны жития и службы русским святым. Инок Досифей (Топорков), племянник преподобного Иосифа Волоцкого, занялся исправлением текста Синайского Патерика по благословению святителя. Этот текст позднее был включен святителем в Великие Четьи Минеи, а инок Досифей самостоятельно написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. В 1540 году софийский священник Агафон создал новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.

C 19 марта 1542 года он занимал должность митрополита Московского и всея Руси.

В 1547 году в Москве произошло историческое событие - царское венчание Московского государя, которое было проведено святителем Макарием.

На Соборах 1547 и 1549 гг. было принято решение о проведении общенационального прославления русских святых. Ранее святые почитались только на местном уровне по решению епископа, поэтому их почитание было ограничено только там, где они действовали. Макарьевские соборы открыли новую эпоху для Русской Церкви, привнесли огромное количество новых святых и чудотворцев. Это решение вызвало огромный духовный подъем в обществе того времени.

Для прославления подвижников было необходимо написание для них новых служб с литургическими указаниями, описывающими порядок их совершения. Также требовалось создание новых житий подвижников и редактирование уже существующих. Историк Е.Е. Голубинский отмечает, что за 20 лет правления митрополита Макария было написано житий святых почти на треть больше, чем за все предшествующее время после нашествия монголов, а если учесть также новые редакции прежних житий, то объем написанных материалов увеличился почти в два раза.

Летописи отмечают, что Святитель потерял зрение на один глаз во время великого пожара в Москве в 1547 году, когда он выносил из Успенского собора образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. В то время, когда он покидал собор, он был почти задохнулся от дыма. Вместе с ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил, а лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель спасся чудом, однако по словам современника, его правый глаз "опалеста от огня" и, очевидно, совсем перестал видеть.

После пожара в Кремле происходят масштабные восстановительные работы, в рамках которых восстанавливаются поврежденные храмы, которые святитель лично освящает. По его приказанию также строятся новые храмы в различных городах, включая Кострому, Псков и Тихвинский монастырь.

В 1551 году в Московских царских палатах было созвано Стоглавый Собор под предводительством митрополита Макария. На этом соборе обсуждались различные вопросы, связанные с внешностью и поведением христиан, дисциплиной и благочестием в церкви, иконописью и духовным просвещением. После завершения Стоглавого Собора были отправлены наказные грамоты в разные места Русской митрополии, которые послужили основой для соборных постановлений. Собор получил название Стоглавый из-за того, что его материалы были изложены в ста главах.

В 1552 году митрополит Макарий дал благословение царю Иоанну Грозному для похода на Казань и предсказал ему победу. В знак признательности за этот чудесный пророческий знак был возведен собор Покрова на Рву, который теперь известен как храм святого Василия Блаженного. Этот прекрасный собор был лично освящен главой Русской Церкви. После победы над казанцами была учреждена новая епархия, где началась миссионерская деятельность под руководством первого Казанского святителя, архиепископа Гурия (+ 1563).

3 февраля 1555 года святитель Макарий назначает святителя Гурия (+ 1563) на новую Казанскую кафедру. Он также посвящает игуменом преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), основавшего монастырь до этого времени.

В 1555 году в честь праздника апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносят священную Великорецкую икону святителя Николая. Митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем совершили чудо, восстановив эту великую святыню, хотя они не имели опыта в иконописи. Святитель трудился с большим усердием и верой, постясь и молясь о восстановлении святого образа великого чудотворца.

Митрополит Макарий всегда заботился о всех людях, даже о тех, кто заблудился. Однажды в Успенском соборе после вечернего богослужения какой-то человек попытался украсть что-то, но его несмотря на неприятные намерения удержала невидимая сила. Утром его нашли, и когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали про вора. Несмотря на нарушение закона, митрополит решил отпустить его, а земские судьи хотели судить его по закону. Митрополит строго запретил судить его и послал церковного сторожа проводить вора в безопасное место. После этого человек начал ходить по церкви Всех святых с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые критиковали митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не обращал на это внимания, а тело умершего было предано погребению.

Один из людей, живших в то время, оставил запись о нем такую:

«Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное... от зольного воздержания и елико ему едва ходити, кроток же и смирен, и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся умом всегда совершен бываше».

Его духовная высота проявлялась в его прозорливости, проявленной в предсказаниях взятия войсками Казани в 1552 году и Полоцка в 1563 году.

Митрополит предвидел предстоящие бедствия Русской земли, вызванные опричниной, учрежденной царем вскоре после его смерти.

«Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли».

По просьбе грозного царя митрополит Макарий прислал ему книгу "Чин погребения". Однако царь разгневался и сказал, что такие книги не должны попадать в его царские покои. Митрополит ответил ему, что он просто исполнил его приказ, прислав душеполезную книгу, которая будет полезна для всех, кто прочтет её с вниманием, и поможет избежать греха на веки.

В последние дни жизни святителя были записаны и описаны в специальной повести, которая до сих пор сохранилась в 7 рукописях, причем более ранние из них входят в состав Хронографа.

15 сентября 1563 года святитель страдал от простуды и болезни после крестного хода. Он отправил запрос в Пафнутьев-Боровский монастырь, место своего пострижения, о своем состоянии и попросил прислать старца духовного. Игумен послал к святителю старца Елисея.

4 ноября последний раз в своей жизни святитель помолился в Успенском соборе. После этого он смиренно у всех попросил прощения.

3 декабря царь Иоанн Грозный посетил митрополита Макария, чтобы получить его благословение. Митрополит рассказал царю, что планирует уйти в Пафнутиево-Боровский монастырь, но царь уговорил его остаться на своей должности. Перед своей смертью митрополит выразил желание уйти в обитель царю и даже написал ему об этом в письме, но по просьбе царя был вынужден отказаться от этой идеи.

31 декабря 1563 года он ушел из жизни, когда колокол пробил к заутрени.

Когда митрополит умер, его лицо было светло и похоже на спящего, из-за его благочестивой жизни и добродетелей. Похороны сопровождали 5 архиереев, царь и множество людей. Затем было прочитано его прощальное письмо, в котором он просил молитв и прощения, даруя всем свое благословение.

Сразу после смерти Святителя началось его почитание. Одна из его икон появилась на его гробнице. Известно, что после возвращения из Литовского похода 1564 года, царь целовал образы святителей Петра, Ионы и Макария в Успенском соборе.

В XVII веке в «Сказании о святых иконописцах» упоминается святитель Макарий, митрополит Московский и всея России. Ему приписывают создание многих святых икон и книг, а также житий святых отцев. Он также установил русским святым праздничные дни и составил правила об их праздновании.

В 1988 году святитель был принят на Поместном соборе для общего признания и уважения всей церковью.

Книги автора